ИНТЕРВЬЮ

В своем отчете о корпоративной конференции фирмы Documentum в Монреале - Momentum 2004 (см. PCWeek/ RE N 41/2004, с. 26) - я довольно много внимания уделил вопросам технологических изменений в платформе Documentum, но мало - бизнесу этой компании. Причина была в том, что связанные с ним вопросы обсуждались в рамках интервью с президентом Documentum Дэйвом ДеВолтом, который одновременно занимает и пост вице-президента подразделения EMC Software. Местами эта встреча оказалась достаточно интересной, чтобы ознакомить с ее сокращенной версией наших читателей.

Дэйв ДеВолт

PC Week: Около двух лет назад Documentum декларировала цель достичь годового оборота в миллиард долларов. Насколько близки вы сегодня к ней?

Дэйв ДеВолт: В последнем квартале наш оборот составил 93,4 млн. долларов, т. е. вплотную приблизился к 100-миллионной отметке. Иначе говоря, мы приближаемся к полумиллиардному годовому обороту, который мы планируем достичь года через два. Конечно, сейчас мы часть EMC Software, а ее оборот существенно больше, но мы подсчитываем и то, что зарабатывает Documentum.

В прошлом году рост составил 22%, и он продолжается уже три года. Еще быстрее растет клиентская база и доля рынка - за 14 лет мы обзавелись 3000 клиентов, а за последние девять месяцев, как часть EMC, мы это число более чем удвоили.

В рамках EMC мы продолжаем свою стратегию приобретений. На днях мы купили фирму Dolphin, европейского консультанта по интеграции с SAP. Правда, политика в отношении приобретения заграничных компаний изменилась. В прошлом мы не располагали ресурсами для частых приобретений иностранных фирм. У нас не было разветвленной инфраструктуры в Азии и Европе, подобной той, что имеется теперь с поглощением нас EMC (у которой 10 000 сотрудников за пределами США). У нас стало больше средств, людей, и мы можем делать приобретения чаще.

PC Week: Типичная проблема, связанная с покупкой большого числа фирм, - это сохранение согласованности продуктовой линейки. Например, Computer Associates купила много компаний, и ее темпы роста были очень высоки. Но затем ее обороты мгновенно "сдулись", так как она оказалась неспособной одновременно поддерживать множество идеологически разных продуктов. В вашем случае даже через два года eRoom не полностью интегрирован в Documentum. Не считаете ли вы, что повторяете ошибку Computer Associates? Большим числом неинтегрированных продуктов трудно управлять, их трудно позиционировать и рекламировать.

Д. Д.: Это хороший вопрос. Если бы мы несколько лет назад не приняли болезненное решение переписать всю платформу с архитектуры EDMS98 на архитектуру 4i, сделав ее более открытой, то интегрировать продукты и делать приобретения было бы труднее. Но мы пошли на этот шаг, ввели поддержку XML и Web-сервисов. И эти две технологии заложили тот фундамент, на котором можно строить "дом". Интеграция технологий фирм Bulldog, TrueArc, eRoom в целом заняла менее двух лет, что по всем стандартам очень хорошо. С другими технологиями дело обстояло еще лучше, в частности askOnce полностью интегрирована за шесть месяцев. Таким образом, архитектура становится все сильнее. Способность приобретать и интегрировать мы считаем своим главным конкурентным преимуществом.

В этом наше большое отличие от бывшей модели CA (настоящую я не могу комментировать). У нас есть стратегия в области создания инфраструктуры для управления неструктурированной информацией. Я вижу перспективу в том, чтобы стать как бы СУБД следующего поколения - для хранения неструктурированной информации. Есть инфраструктура (репозиторий), и вокруг нее мы развертываем сервисы, а также расширяем число поддерживаемых типов контента. У нас имеются сервисы онлайнового сотрудничества, управления записями, управления мультимедийными данными. В случае же CA покупки делались только ради доходов от приобретаемой фирмы - она покупала организацию и увольняла ее персонал. Мы же меняем мир, а потому технологии и квалифицированные сотрудники - это главное, ради чего мы приобретаем компании.

PC Week: Если говорить о eRoom, то этот продукт и Documentum основываются на разных технологических платформах. Documentum - на Java, а eRoom (даже спустя два года) - на платформе Microsoft, планируется его перевести на .NET. По-моему, это нельзя назвать полной интеграцией.

Д. Д.: Разрешите вас поправить. Архитектура Documentum - трехуровневая, и два из трех уровней работают на Windows/Intel. Нельзя сказать, что мы опираемся исключительно на Java и UNIX. Web-сервер и промежуточный слой (бизнес-логики) строятся в той же модели, что и eRoom. Мы опираемся на инфраструктуру Web-сервисов, хотя в J2EE Web-сервисная архитектура более развита, чем в .NET.

Что касается именно eRoom, то создано две версии - отдельная, полностью основанная на Microsoft .NET, и корпоративная, которую мы декомпозировали в видe сервисов и заключили в Java-контейнеры. Это позволит увеличить масштабируемость eRoom и использовать архитектуру Documentum на третьем уровне. То есть мы используем и .NET, и Java, что и составит особенность релиза 5.3, который вскоре появится.

PC Week: Значит ли это, что вашим клиентам придется поддерживать обе технологии - Java и .Net?

Д. Д.: Это очень сложно и для вендора, и для потребителя. Много проблем создало решение Microsoft прекратить поддержку Java в своей архитектуре. Мы очень активно использовали мосты между ActiveX/ COM и Java, но они больше не поддерживаются. Нужно выбирать - переходить целиком на Java или .Net. Или оставаться в многоуровневой архитектуре. Все весьма непросто.

PC Week: Когда вы покупаете компанию, производящую добавочные решения для Documentum, вы вступаете в конкуренцию с другими партнерами. Например, вы купили производителя мостов между Documentum и SAP, но, может быть, кто-то другой это также делает. Вам не кажется, что таким образом вы угрожаете партнерам?

Д. Д.: Трудно приобрести компанию, которая не является твоим партнером. Покупать фирмы, не имеющие к твоему бизнесу отношения, - странная стратегия. Как же добиваться синергии доходов?

PC Week: Не кажется ли вам, что своим позиционированием Documentum ограничивает спрос на собственные решения? Компания предлагает решения "все в одном", а людям они часто не нужны, так как очень много проектов делается на уровне подразделений и департаментов. Несколько месяцев назад я беседовал с одним из вице-президентов Gartner, и, по его словам, подобная вещь была большим препятствием на пути Java. Продукты J2EE - для больших компаний, а проекты делались на уровне департаментов. Так Microsoft заняла все поле битвы. Глобалистcкий подход Documentum может сыграть с ней злую шутку. И чем больше компаний вы покупаете, тем больше проблема усугубляется.

Д. Д.: С точки зрения сегментирования рынка мы всегда ориентировались на один тип клиентов: компании из списка Global 2000 с оборотом более миллиарда долларов в год. Сейчас около 70-80% наших клиентов именно такого типа. Для них мы создавали масштабируемую, высокопроизводительную архитектуру. Но вы можете начать проект с уровня департамента и развить его до масштаба всей компании.

После объединения с EMC мы выработали новую стратегию и стали ориентироваться не только на фирмы Global 2000, но и на коммерческие структуры с оборотами меньше миллиарда, а теперь - и менее 200 млн. долл. Частью этой стратегии будет один наш новый продукт, предназначенный для департаментов и рабочих групп, а также малых фирм. Наши партнеры могут встраивать с его помощью функционал управления контентом в свои приложения. Это открывает новые рынки.

Сейчас повторяется ситуация с рынком СУБД (на котором я ранее работал): раньше было 12-15 вендроров, теперь осталось три крупных - Microsoft, Oracle и IBM. Microsoft - на рынке low end, Oracle - в промежуточном слое, IBM - на мэйнфреймах. (На мой взгляд, ситуация на рынке СУБД сложнее, компаний и продуктов больше. Взять хотя бы Cache/ или mySQL. - В. Б.) В последние годы мы пытались понять, как устоять? Как найти баланс между поставкой платформы и созданием готовых решений? Мы решили, что нужно сохранять баланс в маркетинге - ставка на платформу и решения - 50 на 50. Наша стратегия состояла в завоевании симпатий департаментов. Если вы будете привлекать департаменты один за другим, то в конце концов вся компания перейдет на вашу сторону. И универсальные решения для управления контентом, в том числе Web-ориентированные, позволяют это сделать. Появление продукта для рабочих групп дает нам возможность организовать продажи через прямые каналы сбыта, реселеров, OEM-партнеров, дистрибьюторов. У нас уже более 400 таких партнеров. Так что наша стратегия меняется в зависимости от целевого рынка.

PC Week: Что вы думаете о своем бизнесе в России. Его рост соответствует ожиданиям? Не планируете ускорить его развитие? Например, сейчас популярно открывать у нас центры разработки?

Д. Д.: Да, есть полное соответствие ожиданиям. За последние два года мы изучили те возможности, что существуют в Восточной Европе в целом и в России в особенности.

За последний год мы сделали ряд вещей. Одна из них - родная поддержка кириллицы в платформе. У нас многоязыковая платформа, и мы добились, что ее новые релизы на всех языках выходят одновременно. У нас уже много лет в вашей стране есть партнер, который, я уверен, вам известен. (Речь, очевидно, идет о фирме "ДокументумСервисиз". - В. Б.) Наш трехлетний опыт проведения европейских конференций (в том числе Momentum Moscow) показывает, что интерес к нашим продуктам постоянно увеличивается.

Мы серьезно занимаемся нашим бизнесом в Восточной Европе и России - планируем действия по продвижению продукта и расширению операций. В Восточной Европе мы в значительной степени опираемся на EMC, которая имеет там разветвленную структуру. В ближайший год мы собираемся очень сильно вырасти в этом регионе - он один из наиболее быстрорастущих рынков нашей продукции. По важности и масштабу он сопоставим для нас с Китаем, и мы усиливаем здесь свое присутствие. В регионах Восточной Европы, Китая, Латинской Америки у нас были маленькие компании-реселлеры, теперь же у нас есть представительства, имеющие многоэтажные офисы с сотнями сотрудников. Это дает большое преимущество перед конкурентами.

PC Week: Вы заявили на конференции, что собираетесь сфокусировать компанию на ПО управления жизненным циклом информации (Information Lifecycle Management, ILM). Означает ли это, что классическому управлению контентом будет уделяться меньше внимания?

Д. Д.: Нет, мы продолжим стратегию Enterprise Content Management (ECM). Кому-то покажется, что я рисуюсь, но я считаю, что мы помогли создать этот рынок в эпоху EDM (enterprise document management). Но внутри EMC мы получаем гораздо большую возможность для развития, и оно связано с ПО управления ILM. На самом деле Documentum все время занимался им, создавая слой структурированной информации поверх неструктурированной. Но слияние с EMC позволяет подойти к вопросу управления контентом более целостно, добавив к нашему предложению инфраструктурные продукты - подсистемы хранения, сетевые продукты, средства резервного копирования, восстановления. ILM подразумевает понимание того, что такое данные, информация, классифицирование ее. Это очень важные вещи для создания знаний, интеллектуальной собственности.

Для единства внутри компании нужны единое видение и стратегия. ILM - это как раз такое видение. Например, несколько лет назад мы решили в Documentum, что нам требуется штука под названием ECM. Тогда даже аналитики не понимали, что это такое. Спрашивали меня: "Что такое корпоративный контент? Вы придумали новый термин?" Мы тогда просто взяли букву E из аббревиатуры EDM и вставили ее в аббревиатуру WCM, получилось ECM. Теперь этот термин используется повсеместно. Думаю, что так же будет и с более широкой категорией ILM. Но нужно видение, стратегия и управленческие усилия, инновации, чтобы создать волну новых возможностей для наших клиентов.

PC Week: Иначе говоря, вы надеетесь опередить конкурентов, создав новое поле для игры...

Д. Д.: Конечно. Мы должны оставлять конкурентов беззащитными, пока играем с ними в одну игру. Но главное для успеха Documentum - заставить их играть в нашу игру. Было управление документами - добавили управление Web-контентом. Таким образом Interwoven и Vignette стали играть на поле управления документами, а FileNet и Open Text - на поле Web-контента. Когда двое стали играть в паре, мы вынуждены были снова изменить категорию игры. Теперь мы говорим: "Ребята, если вас не заботит, как хранится информация, вам трудно будет продолжать бороться в этом мире".

PC Week: Заключительный вопрос. Сейчас много компаний играет в другую игру - BPM (Business Process Management). Вы тоже в нее включились. Но ряд вендоров предпочитает отказаться от своих частных решений BPM и использовать решения партнеров. Например, недавно PeopleSoft отказалась от собственных средств моделирования и исполнения бизнес-процессов и переключилась на платформу IBM. Не считаете ли вы разумным поступить так же? Следуя аналогии с рынком СУБД, число производителей middleware сокращается и конкурировать здесь становится труднее.

Д. Д.: На мой взгляд, крайне важно для фирмы понимать, где ядро и где контекст. Ядро вы строите своими силами, это фундаментально важно для вашей стратегии. Все, что относится к контексту, можно отдать на откуп открытому рынку, партнерам.

Но репозиторий и инфраструктура - это ядро, вокруг которого все строится. Данной областью нельзя жертвовать, иначе мы станем очень уязвимы.

Интеграция же приложений - для нас больше контекст. В области EAI мы решили делать ставку на многочисленные партнерства. Но интеграция контента (ECI) - опять ядро нашего бизнеса. Поэтому мы приобрели фирму askOnce.

Если бы мы были Peoplesoft, то так же, возможно, решили бы, что главное - приложения, а инфраструктура - это контекст. Мы бы тогда тоже избавились от средств моделирования BPM и пошли по пути OEM-партнерства с IBM. Но для нас BPM очень важен. Мы строим его. Деловые процессы - главный наш актив. А вот сервер приложений - опять контекст.

EMC рассматривает Documentum как ядро. Почему? Ядро - суть того, что мы делаем: храним информацию. И мне очень импонирует слоган EMC - "Where Information Lives". Это то, чем занимается и Documentum. Мы занимаемся этим со стороны ПО, а EMC - со стороны оборудования. А далее мы строим оценочные матрицы и идем искать партнеров. Так принимаются наши решения.

PC Week: Спасибо за беседу.