Двум юбилеям посвятило свою торжественную конференцию московское представительство немецкой компании Software AG (www.softwareag.ru): 35-летию вендора и десятилетию официального его присутствия в России. Если первая цифра никаких сомнений не вызывает, то относительно второй ветераны отрасли могли бы и поспорить. Выпускаемая Software AG СУБД Adabas и многочисленные советские ее клоны (ДИСОД, ИСХОД, КВАНТ, СПЕКТР, ТРИАДА), "локализованные" отечественными специалистами без ведома вендора, были широко распространены в Советском Союзе еще 25 лет назад. Тогда, в эпоху доминирования на нашем рынке мэйнфреймов семейства ЕС ЭВМ, эта СУБД представляла собой одну из немногих альтернатив. Как оказалось, и сегодня спрос на Adabas достаточно высок.

По словам Игоря Федорова, сегодня около 70% российских клиентов Software AG эксплуатируют мэйнфреймы

По словам директора российского представительства Software AG Игоря Федорова, сегодня в России около 100 предприятий используют продукты компании и на 70 из них установлены редакции ПО для мэйнфреймов. Уже несколько лет подряд ежегодно появляется восемь-девять новых российских заказчиков, что по западноевропейским меркам представляется каким-то чудом. Объяснение же здесь весьма простое: местные предприятия реального сектора "оживают" и фактически легализуют то ПО, которое используют уже на протяжении многих лет. Причины, подталкивающие их к подобной легализации, бывают самыми разными: одни организации обновляют парк мэйнфреймов и нуждаются в апгрейде ПО, другие поняли, что без профессиональной поддержки вендора их риски окажутся неоправданно высокими.

Впрочем, компания предлагает своим клиентам не только Adabas. Эта СУБД была выпущена на рынок уже через два года после образования в 1969 г. Software AG. В 1985-м появилась среда разработки приложений Natural, базирующаяся на языке четвертого поколения, а в 1991-м - ПО промежуточного слоя EntireX. На рубеже веков благодаря бурному развитию Интернета и связанному с ним предполагаемому буму электронного бизнеса особый интерес у всех субъектов рынка вызывал язык XML и основанные на нем технологии. Software AG тогда выпустила СУБД Tamino, способную управлять хранением XML-документов, не прибегая к их предварительной декомпозиции. Еще четыре-пять лет назад это направление считалось в компании наиболее перспективным, что даже нашло отражение в нынешнем логотипе, где ее название сопровождается "пояснением": The XML Company.

Андреас Цайтлер:

"Все наши продукты сконцентрированы теперь в двух линейках: транзакционной и интеграционной"

Сегодня руководство Software AG демонстрирует более сбалансированный подход. Как рассказал ее вице-президент по региону Центр/Азия (в него входят и страны СНГ) Андреас Цайтлер, все продукты сконцентрированы в двух линейках. Первая охватывает транзакционные функции (Adabas, Natural), вторая обеспечивает интеграцию бизнес-процессов (EntireX, Tamino). И в той и в другой самое пристальное внимание уделяется поддержке открытых стандартов и наиболее популярных платформ. При этом СУБД Tamino призвана абстрагировать прикладные данные от форматов конкретных БД. Она может выступать как в качестве репозитория метаданных, так и в роли хранилища прикладных XML-документов. Согласно опросу, проведенному среди клиентов, в списке их приоритетов сегодня наиболее важными считаются проблемы интеграции бизнес-процессов и разнородных данных. Как ни удивительно, но на первом месте в данном списке стоит задача сохранения инвестиций заказчиков в мэйнфреймы.

По-видимому, аналогичные вопросы актуальны и для российских предприятий. Так, директор ИТ-департамента ФГУП "Рособоронэкспорт" Николай Незаленов рассказал об опыте интеграции приложения, обращающегося к БД Adabas на мэйнфрейме, с бухгалтерским модулем "1С", функционирующим на Intel-сервере. А директор недавно открытого демоцентра компании "Компьюлинк" Михаил Бернштейн сообщил о переносе приложения, написанного на редакции Natural для мэйнфрейма, с операционной системы OS/390 на Linux. Эта задача, как оказалось, очень актуальна для многих организаций, переходящих на легальное использование ПО для мэйнфреймов: ежегодные выплаты за лизинг ОС столь высоки, что переход на Linux представляется им чуть ли не единственной разумной альтернативой.

Говоря о финансовых результатах деятельности Software AG, г-н Цайтлер обратил внимание на то, что при увеличении оборота за последний год на 1% увеличение продаж лицензий составило 15%. Это закладывает фундамент для последующего роста поступлений за сервис и техническую поддержку. Если доходы за весь 2003-й составили 305 млн. евро, то только за первые три квартала года нынешнего они достигли 299 млн. евро. Тем не менее эти цифры чуть ли не вдвое ниже показателей за 2001 г. (см. PC Week/RE, N 29-30/2002, с. 3). Компания по-прежнему стремится сохранить инновационный потенциал, выделяя 20% своих доходов на исследования и разработки.

На будущее планируется дальнейшее совершенствование основных продуктов: средствами Natural можно будет создавать Web-сервисы, появится сервер репликации БД Adabas, расширится спектр поддерживаемых стандартов и т. д. Московский офис намерен искать новых партнеров как в регионах, так и в ближнем зарубежье (Украина, Белоруссия). Большинство из них, правда, создает и эксплуатирует уникальные заказные приложения, а для расширения рынка желательно привлекать независимых разработчиков, выпускающих тиражируемые решения. Возможно, этому будет способствовать развернутая в России программа NatBox, позволяющая знакомиться со средой разработки Natural бесплатно в течение четырех месяцев и лишь после этого принимать решение о ее покупке.

Версия для печати