ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ

ЗАО "Софткей" (www.softkey.ru), образовавшееся в 2001 г. и специализирующееся на распространении ПО через Сеть, подвело предварительные итоги своей деятельности в 2004 г. Генеральный директор компании Феликс Мучник отметил, что по сравнению с декабрем прошлого года количество программных продуктов, представленных в каталоге фирмы, увеличилось на 92% и достигло примерно семи тысяч, а количество авторов этих продуктов возросло на 43% и ныне равняется приблизительно восьмистам: половина из них представлена компаниями, а половина - частными лицами. Интересно отметить, что на протяжении трех лет это соотношение сохраняется практически неизменным. Многие "частники", начавшие продажи своих детищ через Интернет, со временем становятся владельцами собственных фирм, а их место занимают молодые авторы, ищущие свое место под солнцем.

Феликс Мучник

Феликс Мучник сообщил, что из 80 тыс. счетов, выписанных компанией за три года существования, 50 тыс. (в общей сложности примерно на 100 тыс. копий ПО) пришлось на этот год. При этом 77% из них было выписано частным лицам, а 23% - корпоративным клиентам. Что же касается объемов продаж, то здесь ситуация практически прямо противоположная: 68% оборота обеспечивают корпоративные клиенты и 32% - "частники" (аналогичное соотношение наблюдалось и в прежние отчетные периоды). В этом году у юридических лиц средняя величина покупки составляла 200 долл., а у физических - 25 долл. (для сравнения: в прошлом году эти показатели составляли 130 и 17 долл. соответственно). Интересно отметить, что доля Москвы в общем объеме продаж несколько упала: если в прошлом и позапрошлом годах на столичных покупателей приходилось 42% продаж, то в нынешнем - лишь 39%.

По словам генерального директора, оборот его ЗАО за десять месяцев 2004 г. в два раза превысил аналогичный показатель 2003-го. При этом 63% оборота пришлось на таких лидеров продаж, как "Антивирус Касперского", ABBYY FineReader, ABBYY Lingvo, WinRAR, VentaFax, The Bat!, Outpost Personal Firewall, Far и Device Lock (для сравнения: в 2002 г. первая десятка самых продаваемых программ обеспечивала 78% оборота).

Соотношение между Интернет-продажами и реализацией традиционных "коробок" у авторов программ, взаимодействующих с "Софткей", колеблется в весьма широких пределах. Если у компании ABBYY на Интернет-продажи приходится около 6% оборота, то у петербургской фирмы Agnitum (www.agnitum.ru) - более 60%. В то же время ABBYY и Agnitum роднит то, что обе пользуются не только "общими полками" Интернет-магазина, но и имеют в своем распоряжении так называемые "персональные кабинеты". Суть этих кабинетов состоит в том, что покупку можно совершить прямо на сайте автора. При этом покупатель даже и не знает, что на самом деле процесс купли-продажи осуществляется через "Софткей", предлагающий своим клиентам свыше десяти методов оплаты. Как отмечает Феликс Мучник, корпоративные клиенты предпочитают безналичные платежи, а физические лица все чаще пользуются пластиковыми карточками, эмитируемыми различными банками (хотя раньше по большей части использовали квитанции Сбербанка).

При этом г-н Мучник добавил, что для многих домашних пользователей покупка программы через сайт нередко становится первым опытом приобретения лицензионного продукта. В то же время многие разработчики, например Agnitum, начинали свои продажи через Интернет-магазины и лишь затем выходили на рынок с коробочными продуктами. Но есть и обратные примеры. Та же ABBYY ранее использовала только традиционные каналы продаж, а затем с помощью "Софткея" вышла на онлайн-рынок. К авторам, решившим разместить свои товары на полках Интернет-магазина, "Софткей" предъявляет определенные оргтребования: они должны иметь если не собственные "персональные кабинеты" (такого рода сервисом ныне пользуются 15 компаний, хотя год назад их было всего три), то как минимум - собственные сайты с кнопкой "Купить в Softkey".

"Софткей" не стоит на месте. В ближайших планах компании - активное развитие дилерской сети, открытие представительств в Польше, Эстонии и Болгарии, а также распространение зарубежных программных продуктов.

С рядом продуктов, представленных в каталогах "Софткея", можно познакомиться в "Энциклопедии полезных программ", написанной опытным тестировщиком Александром Якутским. В отлично структурированную 320-страничную книгу, выпущенную в ноябре издательством "Бестселлер" тиражом 3000 экз., вошли описания программ на различные случаи жизни, созданных независимыми разработчиками и представленных как на российском, так и на западном рынках. К ней прилагается компакт-диск, содержащий бесплатные и условно-бесплатные версии этих программ, загруженные с официальных сайтов разработчиков.