КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Заканчивающийся 2004 год оказался богат на события, которые способны определить развитие рынка серверов и систем хранения до конца текущего десятилетия. Можно уверенно утверждать, что рынок серверов наконец вышел из периода спада, наступившего после завершения бума вокруг компаний "dot com", а всеобщий переход на цифровые технологии стал мощным стимулом постоянно растущего спроса на мощные системы хранения данных, обладающие интеллектуальными функциями управления информацией.

Intel - эволюционный и революционный переход к 64-разрядной архитектуре

Согласно отчетам IDC, последние три квартала объемы мировых продаж серверов с архитектурой x86 превысили аналогичные показатели RISC-систем, тем не менее это еще не означает, что корпорации Intel удалось достичь своей стратегической цели - стать лидером на рынке корпоративных систем и фактически превратить RISC в устаревшую технологию. Неуклонный рост продаж серверов x86 на протяжении нескольких лет прежде всего связан с популярностью двухпроцессорных систем ценой до 10 тыс. долл. - такие машины чаще всего покупают компании из динамично развивающегося сектора малого и среднего бизнеса (SMB). Кроме того, возросшая мощность процессоров и совершенствование Windows и Linux позволяет применять их для решения тех задач, с которыми раньше могли справиться только дорогие системы с архитектурой SMP(симметричной мультипроцессорности) В то же время сама стратегия развития серверных кристаллов Intel в нынешнем году претерпела значительные изменения: скромные достижения Itanium и успех 64-разрядного Opteron создали риск того, что предложенная AMD архитектура x86-64 может стать фактическим стандартом. Поэтому крупнейший производитель процессоров был вынужден дать жизнь своему секретному проекту, информация о котором проникла в прессу еще два года назад, а именно выпустил Xeon с кодовым названием Nocona, реализующий поддержку 64-разрядного ПО с помощью технологии EMT64. Nocona уступает Itanium по объему поддерживаемого кэша и адресного пространства и не позволяет строить системы, содержащие больше четырех процессоров, однако обладает преимуществом, которое для многих покупателей серверов вполне компенсирует эти минусы: он полностью совместим с существующими ныне 32-разрядными приложениями, разработанными для классической архитектуры x86, в силу чего переход на Nocona с предыдущего поколения Xeon будет абсолютно безболезненным. В результате в настоящее время Intel параллельно развивает две технологии перехода к 64-разрядным вычислениям - эволюционную (Xeon c EMT64) и революционную (Itanium IA-64), более перспективную с точки зрения производительности, но неэффективную для выполнения приложений x86.

Как следует из недавнего интервью нового исполнительного директора корпорации Пола Отеллини, сейчас Itanium позиционируется как процессор для серверов корпоративного уровня, хотя Intel не оставляет надежд на его продвижение в сектор машин младшего и среднего класса (стоит отметить, что осенью компания HP прекратила выпуск рабочих станций на базе Itanium из-за низкого спроса на эти системы). Пока рано говорить, что Itanium стал реальным конкурентом для RISC-архитектуры, - в своих отчетах IDC еще не выделяет поставки серверов IA-64 в отдельную категорию, следовательно, объемы их продаж невелики, а судя по пресс-релизам российского представительства Intel, эти системы чаще всего приобретаются организациями, которые традиционно ориентируются на платформу Wintel, либо компаниями, использующими Unix-системы HP9000 (HP-UX и разработанные для нее приложения полностью совместимы с Itanium). Тем не менее нельзя не отметить, что в области высокопроизводительных вычислений Itanium добился заметных успехов: например, созданный на его основе корпорацией SGI для NASA суперкомпьютер Columbus, насчитывающий более 8 тыс. процессоров с общей производительностью 42,7 Тфлопс, занимает второе место в последней редакции рейтинга Top500 (однако первое место в нем принадлежит BlueGene/L на базе RISC-процессоров PowerPC 440), а в начале декабря компания Bull объявила о подписании контракта с французским агентством атомной энергетики на построение к концу следующего года 60-терафлопного суперкомпьютера Tera10, который будет состоять из 4352 процессоров Montecito (следующее поколение Itanium, где Intel впервые применит двухъядерную архитектуру).

RISC не собирается уходить со сцены

Хотя, как говорилось выше, Itanium не смог вытеснить RISC-процессоры, тем не менее маркетинговый напор Intel сильно уменьшил их разнообразие: сделав ставку на IA-64, фактически прекратили дальнейшее развитие своих кристаллов HP и SGI, и в результате на рынке остались только две жизнеспособные реализации RISC для серверных процессоров - Sun SPARC и IBM Power. В феврале Sun выпустила UltraSPARC IV, построенный по двухъядерной архитектуре, но главным событием года в мире SPARC-технологий безусловно следует считать ее соглашение с японским концерном Fujitsu, предусматривающее совместную разработку следующего поколения RISC-серверов с кодовым названием APL (Advanced Product Line).

В связи с этим интересно было выслушать мнение представителей системного интегратора Lynx BCC, который, с одной стороны, является одним из ведущих российских партнеров Sun, а с другой - еще в 2000 г. первым поставил в нашу страну разработанные Fujitsu SPARC-серверы PrimePower (в Европе их продвижением занимается корпорация Fujitsu Siemens Computers), а затем выполнил ряд проектов с использованием старших моделей PrimePower. Как считает директор по развитию Lynx BCC Виталий Кузьмичев, реализация последнего соглашения должна значительно укрепить позиции платформы SPARC/Solaris на рынке RISC и ее конкурентоспособность по отношению к IBM Power за счет использования большого опыта японского электронного гиганта в создании мэйнфреймов, его наработок в области производства микропроцессоров и технологии системных интерконнектов (коммутирующей инфраструктуры, соединяющей компоненты SMP-систем). Фактически намеченные к выпуску в 2006 г., серверы APL (за исключением моделей начального уровня) будут представлять собой новое поколение PrimePower на основе следующей двухъядерной версии процессора Fujitsu SPARC64. В то же время успеху APL будут способствовать такие факторы, как массовость Solaris, большой выбор приложений для SPARC/Solaris, известность бренда Sun и мощные маркетинговые каналы этой компании в Америке и Европе. Виталий Кузьмичев особенно подчеркивает значение первого из перечисленных факторов: массовость платформы означает не только большой выбор прикладного ПО и возможность достаточно легко найти на рынке рабочей силы администратора Solaris, но и более высокое качество самой ОС. Дело в том, что в любой ОС, будь то Windows, Linux или коммерческий Unix, после выпуска ее на рынок неизбежно остается определенное количество ошибок. Вероятность их обнаружения (и последующего устранения) растет пропорционально числу инсталляций, поэтому чем больше пользователей работает с тем или иным вариантом Unix, тем меньше в нем будет невыявленных ошибок.

Тем не менее еще предстоит четко определить, в каких именно формах будет протекать сотрудничество двух компаний. Разумеется, оптимальным вариантом было бы их слияние, однако, как считает г-н Кузьмичев, такому развитию событий может помешать правительство США, выступающее против передачи интеллектуальной собственности американских фирм в руки иностранных компаний (кроме того, серверы и рабочие станции Sun широко использует Пентагон). Неясно пока и то, какая роль в этом альянсе отводится корпорации Fujitsu Siemens Computers.

Вторым главным событием уходящего года в мире RISC стал выход пятого поколения POWER. Корпорация IBM уже перевела на POWER5 практически всю линейку своих Unix-серверов pSeries, начиная с двухпроцессорной модели p5 520 и заканчивая 64-процессорным p5 595, который втрое превысил прежний рекорд теста TPC-C, установленный его предшественником - 32-процессорным p690 (Regatta). IBM, выпустившая своей первый двухъядерный процессор в 2001 г., обладает солидным отрывом от SPARC64, однако, по мнению г-на Кузьмичева, слабым звеном ее стратегии в области RISC является AIX (вариант Unix для pSeries), который, несмотря на рост инсталляций в последние годы, так и не стал массовой платформой, поэтому Голубой гигант может сделать Linux основной ОС для своих RISC-систем (уже выпущен сервер OpenPower на базе POWER5, предназначенный только для работы под Linux). Весной 2004 г. корпорация начала продавать лицензии и на архитектуру Power другим производителям, и в случае ориентации этой аппаратной платформы на открытую и крайне популярную ОС вполне вероятно возникновение множества клонов RISC-систем IBM третьих фирм, что в конечном счете приведет к повторению ситуации начала 1980-х годов, когда появление IBM-совместимых ПК полностью изменило облик компьютерного мира.

Системы хранения

Ситуация на рынке систем хранения во многом отражает состояние серверного рынка: здесь также постоянно растет доля сравнительно недорогих продуктов, приобретаемых средним и малым бизнесом, поэтому за последний год в ассортименте продукции основных производителей дисковых массивов появились модели, разработанные специально для сектора SMB. Этому способствовала также зрелость дисковой технологии Serial ATA, позволяющей создавать массивы из недорогих носителей высокой емкости. Тем не менее продолжается и развитие систем хранения класса high-end, ориентированных на обслуживание ИТ-инфраструктуры крупных корпораций. В минувшем году новые флагманские модели своей линейки дисковых массивов представили HDS и IBM. Так, в HDS TagmaStore применен принципиально новый механизм виртуализации - на уровне дискового массива, но с подключением внешних дисков, причем можно подключать даже системы хранения других производителей. Как полагает г-н Кузьмичев, хотя за последние годы многие компании представили свои решения для виртуализации хранения, TagmaStore является первым продуктом, реализующим идею построения глобального хранилища данных. Не менее интересен и основанный на процессоре POWER5 и AIX дисковый массив IBM TotalStorage DS8000, но основная его функциональность будет внедрена в течение 2005-го, а сроки начала поставок перенесены с 3 декабря на 30 марта того же года.