ИТОГИ

Команда Бориса Нуралиева достойно проводила год Обезьяны и с оптимизмом вступила в год Петуха

Конец 2004 г. фирма "1С" (www.1c.ru) ознаменовала двумя широкомасштабными просветительскими мероприятиями. Первое из них - Всероссийский единый семинар "1С" под названием "Бюджетный учет: переход 2005" - состоялось 16 декабря и, как следует из названия, было адресовано труженикам госбюджетных организаций. При этом только в московский МХАТ послушать выступления специалистов "1С", а также представителей центральных ведомств пришло 1265 человек. Всего же в "Переходе 2005" приняло участие 16 582 специалиста, в том числе 15 317 слушателей, собранных 214 партнерами "1С" в 89 городах России. Интерес к мероприятию объясняется тем, что в 2005 г. российское законодательство по бюджетному учету кардинально изменяется. В связи с этим фирмой "1C" выпущен новый программный продукт - конфигурация "Бухгалтерия для бюджетных учреждений, редакция 5", который поступил в продажу 1 января 2005 г. Собственно говоря, данный семинар и был посвящен изменениям в бюджетном учете и их отражению в программных продуктах.

Вторая акция - традиционный всеСНГ’шный "День Бухгалтерии" - состоялась 21 декабря и была рассчитана на специалистов коммерческих предприятий. В этот день только в Большом московском цирке на совместное мероприятие "1С" и "Финансовой газеты" собралось свыше 1500 бухгалтеров. Всего же в "Дне Бухгалтерии" приняло участие около 18,5 тыс. человек, в том числе примерно 17 тыс. слушателей, собранных 189 партнерами "1С" в 104 городах СНГ и Балтии.

Итоги

Мероприятие в цирке, опять же по традиции, ознаменовалось итоговой пресс-конференцией, на которой директор фирмы "1С" Борис Нуралиев отметил, что за 2004 г. численность его компании увеличилась на 21,4% (с 426 до 517 человек), а оборот вырос на 47%. Таким образом, в "1С" и без того высокая выработка на одного сотрудника* стала еще больше.

Структура продаж "1С" за январь - ноябрь 2004 г. в натуральном выражении

Г-н Нуралиев сообщил, что за период с 1 января по 20 декабря 2004 г. продажи мультимедиа-продуктов "1С" (игры и различные образовательные программы, включая семейство "1С:Репетитор", а также образовательные комплексы "1С:Школа" на платформе "1С:Образование 3.0") увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2003-го в денежном выражении на 64%. Аналогичный показатель для деловых программ "1С" ("1С:Предприятие" и пр.) составляет 30%. Такой же рост (30%) продемонстрировало и дистрибьюторское подразделение фирмы, продвигающее более 5 тыс. наименований деловых программ и мультимедиа-продукты от примерно четырехсот отечественных и зарубежных фирм. Общая структура продаж "1С" за январь - ноябрь 2004 г. (в натуральном и денежном выражениях) наглядно видна из приведенных в данной заметке круговых диаграмм. Натуральные же показатели таковы: с 1 января по 15 декабря 2004 г. фирмой "1C" отгружено 12 438 825 шт. программных продуктов (общим весом 1965 т), в том числе 204 тыс. копий программ делового назначения и свыше 7,2 млн. копий собственных игровых и обучающих программ.

Структура продаж "1С" за январь - ноябрь 2004 г. в денежном выражении

Комментируя отчетный период в целом, Борис Георгиевич скромно отметил: "Мы продемонстрировали заметный, но не фантастический прирост по отношению к итогам 2003-го. Объясняется это противоречивыми тенденциями в экономике России: быстрый рост в первом полугодии и заметная нестабильность во втором". Из негативных особенностей года Обезьяны глава фирмы "1C" отметил уменьшение заказов на образовательное ПО для школ, что вызвано среди прочего отсутствием значимого количества соответствующих тендеров. Однако он выразил надежду, что в 2005-м ситуация выправится. Залог тому - продолжение эксперимента по проведению Единого государственного экзамена, рост спроса на пакеты автоматизации административной деятельности школ и сохранение тенденций на интернетизацию школ и унификацию учебных программ. Определенные плоды должны дать ФЦП "Развитие единой информационной образовательной среды", которой охвачено 40 тыс. школ, и Федеральная программа развития образования (в ней принимают участие около 100 вузов).

По данным "1С", среди коммерческих предприятий и государственных организаций наблюдается рост интереса к системам защиты информации, а также к антивирусным и антиспамовым программам. Также увеличивается внимание к многопользовательским продуктам и лицензиям на дополнительные рабочие места. Все большая доля продаж, даже так называемого "тяжелого" софта, приходится на регионы. Неуклонно увеличивается спрос на Linux и продукты, работающие под управлением этой ОС.

По мнению г-на Нуралиева, на рынке ПО для автоматизации предприятий наблюдается реальный сдвиг от учета к управлению закупками/продажами и далее к управлению основной деятельностью и расчету себестоимости товаров и услуг. В то же время - при сохраняющейся моде на международные стандарты и западные аббревиатуры - растет понимание того, что "нет смысла три года строить идеальную систему: предприятие сильно изменится, да и собственник пару раз поменяется". Отсюда - необходимость постоянного совершенствования находящихся в эксплуатации систем управления предприятием. Желательно - поэтапно, но на единой платформе. Очевиден также рост популярности отраслевых решений, в которых наряду с общими управленческими и учетными вопросами всесторонне реализована специфика конкретного класса предприятий.

О деловых программах "1С"

Борис Нуралиев считает, что технологические и архитектурные решения системы программ "1С:Предприятие" зачастую не имеют известных аналогов и во многом предвосхитили общемировые тенденции развития бизнес-систем. Так как этот тезис достаточно подробно развит в статье Сергея Нуралиева "Архитектура "1С:Предприятия" как продукт инженерной мысли" (PC Week/RE, N 46-48/2004), то мы не будем сейчас на нем останавливаться. Отметим лишь, что в 2004 г. была сформирована линейка прикладных решений, составляющих основу системы программ "1С:Предприятие 8.0": за отчетный период к вышедшему в 2003-м пакету "Управление торговлей" добавились "Управление производственным предприятием", "Бухгалтерия предприятия", а также "Зарплата и управление персоналом". Все это позволяет "1С" начать массовое продвижение "1С:Предприятия 8.0", предоставляя основной части пользователей новые возможности автоматизации бизнес-процессов.

Фирма "1С": помесячная динамика продаж коробочных продуктов (в денежном выражении)

Уместно отметить, что рост в 30% на рынке, где, по оценкам "1С", уже насчитывается более 700 тыс. фирм-пользователей, - очень хороший результат. И достигнут он в основном за счет того, что выпуск системы программ "1С:Предприятие 8.0" позволил партнерам разработчика выйти на новые, еще более "серьезные" категории пользователей.

О мультимедиа-продуктах

В 2004 г. фирма "1C" выпустила на российский рынок 152 новые программы для домашнего использования (в том числе 18 наименований образовательных программ). Это своего рода рекорд. Но рекорд, подготовленный всем ходом развития мультимедийного направления деятельности: в 2000-м, 2001-м, 2002-м и 2003-м годах фирма выпустила соответственно 32, 39, 74 и 104 наименования образовательных и игровых продуктов.

Борис Нуралиев: "В 2004-м в фирме "1С" выработка на одного сотрудника стала еще больше"

Основной игровой разработкой "1C" в отчетном периоде стал "Перл-Харбор" - новый продукт серии авиасимуляторов, начатой знаменитым "Ил-2 Штурмовиком". Исключительный интерес у пользователей ПК вызвал также хит "В тылу врага", разработанный компанией Best Way и выпущенный "1С" летом минувшего года. Все идет к тому, что данный пакет станет самой продаваемой отечественной игрой за всю историю развлекательно-компьютерной индустрии. Из продуктов западных производителей можно отметить Doom-3 (разработчик id Software).

Кроме того, в 2004 г. фирма "1C" выпустила такой первоклассный продукт, как "Периметр". Наряду с игрой "В тылу врага" он получил высокие оценки международной прессы и признание пользователей. Выпущенные в декабре "Космические рейнджеры 2" не просто стали бестселлером - они установили новый рекорд по динамике продаж на отечественном рынке. По этому показателю творение Elemental Games может дать фору многим популярным западным продуктам, представленным в России. А еще в этом году "1С" отметила годовщину первой российской онлайновой ролевой игры "Сфера". Данный проект уже окупился и доказал возможность коммерческого успеха подобных начинаний в нашей стране.*Уже давно в фирме "1С" выработка на одного человека превышает 100 тыс. долл. в год.

Версия для печати