ТЕНДЕНЦИИ

Конец минувшего года памятен объявлением о сделке между IBM и Lenovo (см. PC Week/RE, N 46/2004, с. 1). Пока трудно оценить последствия этого события для отрасли ПК, однако в числе самых очевидных аналитики называют, в частности, появление более мощного игрока, способного составить серьезную конкуренцию нынешнему лидеру мирового ПК-рынка - компании Dell. Кроме того, усложнится проникновение на один из весьма перспективных, а значит, привлекательных для многих глобальных поставщиков ПК региональных рынков - китайский.

По мнению аналитиков, ближайшие годы будут отмечены дальнейшей консолидацией мировой отрасли ПК. Так, в соответствии с недавно опубликованным прогнозом Gartner (www.gartner.com), к 2007 г. три из десяти ведущих поставщиков ПК уйдут с рынка (вероятность этого прогноза оценивается в 0,7). По версии Gartner, десятка лидеров мирового рынка ПК - проранжированных по количеству поставляемых ими компьютеров - выглядит следующим образом: Dell, HP, IBM, Fujitsu/Fujitsu Siemens, Toshiba, Acer, NEC, Lenovo (Legend), Gateway и Apple Computer. При этом из перечисленных в списке компаний только Dell стабильно оказывалась прибыльной в течение нескольких последних лет.

Несмотря на то что на протяжении нескольких прошедших лет темпы роста рынка персональных компьютеров превышали 10% (в штуках), в Gartner убеждены, что впереди - тяжелые времена. Так, ежегодный прирост поставок ПК (в штучном исчислении) в период с 2006-го по 2008 г. в среднем не превысит 5,7%, что составит почти половину от того уровня, который отрасль демонстрировала на протяжении 2003-2005 гг. (когда соответствующий показатель достигал 11,3%), а оборот от продажи ПК в период с 2006-го по 2008 г. будет расти в среднем на 2% в год, т. е. более чем в два раза медленнее по сравнению с 2003-2005 гг. (4,7%). При этом наибольший вклад в формирование прибыли на рынке ПК (свыше 60%) в период с 2006-го по 2008 г. будут вносить развивающиеся региональные рынки.

Наступивший 2005 г. аналитики считают относительно благополучным по причине до сих пор сохраняющейся тенденции замены парка персональных компьютеров. Однако уже в будущем году ожидается конец очередного цикла модернизации, что создаст дополнительные проблемы даже для крупнейших поставщиков ПК. В условиях насыщения рынка ПК в индустриальных странах и возрастания значения регионов с развивающейся экономикой усиливается конкуренция между поставщиками, приводящая к дальнейшему снижению цен на компьютеры и падению прибыльности этого бизнеса.

Как считают аналитики, ведущие поставщики ПК вынуждены заниматься оптимизацией цепочки поставок и отказываться от любых попыток как-то выделять свою продукцию помимо установления ее цены и уровня предоставляемого сервиса. В качестве мер по увеличению прибыльности компаниям, в частности, предлагается выходить в новые для них смежные сегменты (например, на рынок потребительской электроники). Еще одним способом улучшения показателей прибыльности служит слияние с конкурирующими компаниями (за счет того, что рост масштабов бизнеса ПК приводит к снижению удельных издержек и, как следствие, к уменьшению себестоимости компьютеров). В Gartner считают, что возможен вариант превращения глобального поставщика в локального или нишевого игрока: реализация подобного сценария вероятна, к примеру, для ряда до сих пор работающих на мировом рынке японских компаний.

В то же время растущее влияние развивающихся рынков предоставляет местным поставщикам (типа Lenovo) дополнительные шансы для их выхода на глобальные рынки, что обусловлено прочными позициями таких компаний на локальном уровне и невысокими ценами на предлагаемые ими ПК.

Аналитики тоже укрупняются

Конечно, процессы консолидации свойственны не только компаниям - производителям ПК. 28 декабря минувшего года стало известно, например, о том, что аналитическая группа Gartner (ее оборот за 2003-й достиг 858 млн. долл.) приобретет за 162 млн. долл. менее крупную исследовательскую фирму META Group (www.metagroup.com), оборот которой в прошлом году составил 122 млн. долл. Как считают в руководстве обеих компаний, слияние позволит расширить аналитические исследования и в плане более широкого охвата технологических сегментов, и с точки зрения географической экспансии (в настоящее время Gartner располагает 76-ю региональными офисами, META Group - 52-мя). Предполагается, что сделка будет завершена во II квартале наступившего года.

Аналитики IDC более оптимистичны в своих прогнозах: по их представлениям, в наступившем году в глобальном масштабе рост продаж компьютеров в корпоративном сегменте составит 11,3%, в потребительском  - лишь 8%. При этом совокупный объем поставок ПК в 2005-м достигнет 195,2 млн. шт., или 201 млрд. долл. (см. таблицу).

Рынок ПК вырастет на 10%

Версия для печати