ИССЛЕДОВАНИЯ
Тезис о значимости ИТ для поддержки и развития основного бизнеса предприятий стал за последнее время почти расхожим штампом. Более того, сейчас мы все чаще говорим о том, что вспомогательные по своей сути компьютерные средства становятся важной составляющей активов компаний. Впрочем, тут нужно сделать одно уточнение: обычно все эти доводы и их обоснования слышны со стороны ИТ-поставщиков, мнение же самих клиентов не столь хорошо известно.
Устранить этот пробел - такова цель исследования "Эксплуатация систем ПО в российских компаниях среднего бизнеса", проведенного аналитическим агентством "РОМИР-Мониторинг" (www.monitoring.ru) в августе - сентябре 2004 г. Его главная задача состояла в том, чтобы оценить практику применения программных средств в деятельности отечественных предприятий как инструмента и составной части бизнеса, изучить роль ПО в деловых процессах, а также определить отношение руководителей организаций и ИТ-подразделений к таким аспектам применения ПО, как использование лицензионных продуктов, финансовое планирование расходов на программные продукты и анализ связанных c ПО рисков.
В исследовании участвовали 100 компаний из пяти городов России (Москва - 40, Санкт-Петербург - 24, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и Новосибирск - по 12). Опрашивалось по два человека от каждой - представитель дирекции (финансовый директор или другое лицо, принимающее решения о финансовых расходах на ИТ-инфраструктуру) и руководитель ИТ-подразделения. Все организации относились к категории "средние" по числу используемых компьютеров (от 50 до 500) и принадлежали к различным отраслям:
- связь и телекоммуникации - 16;
- розничная торговля - 20;
- пищевая промышленность - 15;
- химическая промышленность - 14;
- финансы и банковское дело - 15;
- строительство и недвижимость - 20.
Основные результаты работы были представлены на прошедшей в начале ноября в Москве конференции "Программное обеспечение как актив бизнеса: инвестиции, финансовое планирование, риски и контроль". Полная версия отчета об исследовании находится по адресу: www.monitoring.ru/products/free/it , сейчас же мы остановимся только на наиболее интересных, на наш взгляд, моментах.
По мнению директоров, главная роль в решении о выделении средств на покупку и внедрение ПО принадлежит первым лицам компаний: 72% опрошенных указали, что в этом процессе непосредственно участвуют генеральный и финансовый директора, 50% - что начальники ИТ-отделов. Основными причинами таких финансовых затрат являются недостатки существующего ПО (54%), расширение количества рабочих мест (53%) и повышение эффективности бизнес-процессов (44%). Немаловажен и такой фактор, как улучшение финансовых показателей компании в целом по результатам данных затрат, но здесь оценки директоров и ИТ-руководителей несколько расходятся: 43 и 29% соответственно. Вопросы юридических и деловых рисков, связанных с применением нелицензионного ПО, пока не очень волнуют респондентов, причем особенно - директоров (9%).
В одной трети компаний финансовое планирование затрат на ПО просто не проводится, средства выделяются по мере необходимости, хотя правильным такой подход признают только 9% директоров. Немалая часть руководителей предприятий (45%) считает наиболее оптимальным вариантом выделение самостоятельного раздела в годовом бюджете ИТ-подразделения с детализацией затрат (сейчас это реализуется лишь в 25% случаев).
По мнению 90% респондентов, имеющееся ПО используется в организациях достаточно эффективно, хотя большинство из них уверено, что есть куда развиваться. В качестве основных мер повышения стабильности и надежности программного обеспечения ИТ-руководители выделяют в первую очередь обучение пользователей (69%), расширение штата ИТ-сотрудников или повышение квалификации своих работников (50%), замену ПО на более эффективное (42%), а также использование лицензионного ПО (30%).
Довольно любопытная информация содержится в ответах на вопросы о том, чем в действительности (а не по служебным инструкциям) занимаются ИТ-отделы. Отметим, что оценка значимости тех или иных работ у директоров и ИТ-руководителей порой заметно расходится: приобретение аппаратных и программных средств - 44% и 37% соответственно, настройка ПО - 28 и 35%, защита от вирусов и хакеров - 33 и 28%, поддержка Web-сайта - 10 и 17%, разработка собственного - 9 и 16%. Стоит также обратить внимание на то, что, хотя разработка ПО и сборка компьютеров не является первоочередной задачей ИТ-подразделений, этими работами занимаются две трети опрошенных компаний. В то же время наибольшие трудности, по мнению ИТ-руководителей, в их работе вызывают обучение и поддержка пользователей (30%). В качестве же основных причин возникающих проблем называются в первую очередь недостаточное финансирование (34%) и нехватка квалифицированных кадров (22%). Очень примечателен и тот факт, что только 7% сослались на психологическую инертность руководства и коллектива предприятия, которая выражается в сопротивлении изменениям.
По поводу наличия или отсутствия в ИТ-инфраструктуре компаний критически важного для бизнеса ПО голоса разделились примерно поровну, при этом в качестве наиболее важных для компании программных средств выделяются прежде всего приложения, используемые для управления предприятием (74%), а уже потом - при производстве продукции (услуг или товаров).
Большинство респондентов отметили влияние применяемого ПО на общий имидж организации (49% - значительное, 34% - заметное, но не очень большое). Здесь главным образом выделяют угрозу срыва деловых обязательств (это особенно волнует директоров - 69%), возможность сертификации по различным стандартам (30%), рыночную стоимость компании (29%) и интеграцию в более крупные бизнес-структуры (23%).
Последняя группа вопросов была связана со стоимостью и лицензированием ПО. Сама цена является важным, но все же не решающим фактором при выборе программных продуктов. Однако вопрос о том, сколько стоят лицензии на уже используемое ПО, вызвал явное замешательство среди респондентов: более половины из них просто не смогли дать ответ, а информация тех, кто все же привел какие-то сведения, несколько сомнительна. Так, 13% оценили стоимость используемого ПО общего назначения менее чем в 1000 долл., что существенно ниже 20 долл. на один ПК, в то время как только лицензия Windows стоит в три-четыре раза дороже.
Практически все опрошенные признают целесообразность применения лицензионных продуктов в сравнении с нелицензионными. Однако почти четверть респондентов (среди ИТ-руководителей - треть) обуславливают это только юридическими рисками в связи с использованием пиратских копий. В то же время около 40% уверены, что стоимость лицензий оправдывается преимуществами, которые дает легальное ПО: наличие технической поддержки - 32%, надежность работы - 24%, отсутствие юридических рисков - 23%. Подавляющее большинство участников опроса положительно оценило роль технической поддержки и других сервисов, представляемых поставщиками ПО. Правда, почти половина респондентов считает, что это помогает лишь на этапе установки и настройки программ, а также при решении небольшого круга стандартных проблем; многие уверены, что помощь вендоров позволяет устранять трудности на всех этапах эксплуатации ПО (23%) и даже повышает эффективность его применения (18%).
Оценивая результаты исследования в целом, можно сказать, что оно действительно показало возрастающую роль ПО и ИТ-инфраструктуры в деятельности компаний. Это проявилось, например, в том, что несмотря на некоторые различия в оценках, которые давали директора и ИТ-руководители, топ-менеджеры организаций достаточно хорошо разбираются в ИТ-ситуации на своих предприятиях, понимают значимость ИТ для успешного развития бизнеса. Наверное, можно говорить о том, что они все больше осознают необходимость использования лицензионного ПО.
Хотя конечно же для более точной оценки ситуации (а главное, динамики ее развития) по теме "ПО как актив бизнеса" разовых опросов представителей заказчиков явно недостаточно. Нужен постоянный мониторинг...