Э-БИЗНЕС

Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ, www.nauet.ru) представила отчет о состоянии рынка электронной торговли в России по состоянию на конец 2004 г. Данные отчета построены на основе маркетингового исследования рынка и анкетирования участников всех секторов рынка электронной торговли (В2В, В2С, В2G), а также ИТ-департаментов и отделов продаж крупных российских компаний.

Объем рынка э-торговли в России в 2004 г. составил 3,233 млрд. долл. Из них В2В-сегмент вырос до 442 млн., В2С - 662 млн., В2G - 2,130 млрд. долл. По данным опроса крупных российских компаний, Интернет для закупочной деятельности использует 44% предприятий. В основном компании закупают вспомогательные материалы, а 46% фирм посещают электронные товарные площадки для покупки сырья. В качестве канала закупочной деятельности 37,5% опрошенных предпочитают использовать сайт поставщика, 25 - В2В-площадки, 24 - собственный сайт, 23 - корпоративные сети, 12,5% - электронную почту. В будущем планируют использовать Интернет для закупочной деятельности 42,3% опрошенных компаний.

Свои товары и услуги с помощью Интернета реализует 61% предприятий. Основным каналом продаж является собственный сайт компании (83%). Через корпоративные сети товары продвигают 17% респондентов, а через В2В-площадки и электронную почту - 9 и 8,3% компаний соответственно. Электронная цифровая подпись используется в деятельности 2,4% опрошенных компаний.

Эффективность Интернета для реализации товаров и услуг 55% опрошенных оценивают "скорее позитивно", 42 - "очень позитивно" и 3% - "нейтрально, негативно".

Объем рынка э-торговли, представленный в отчете НАУЭТ, пока не включает в себя некоторые развивающиеся направления Интернет-бизнеса. Так, объем рынка Интернет-рекламы в 2004 г. составил более 20 млн. долл., что составляет 0,6% от общего объема рекламы в России.

Активное развитие в прошедшем году показал рынок туристических услуг. Около 16% бронирования туристических услуг в России были осуществлены через Интернет. В денежном выражении это составило 4,16 млрд. долл. Для сравнения: в США Интернет-рынок туристических услуг в 2004 г. составил 54 млрд. долл., или 23% всех сделок.

Особого внимания заслуживает рынок SMS-услуг, а именно заказ мелодий, логотипов, игр и приложений для мобильных телефонов. Каждый день на сайты, предлагающие подобные услуги, обращается 62 тыс. посетителей. В 2003 г. в России объем данного рынка составил 7,2 млн. долл. В 2004 г. объем увеличился в 6,3 раза и составляет более 45 млн. долл.

Что касается развития игровой индустрии, то в 2004 г. оборот Интернет-казино в России превысил 5 млн. долл. Для сравнения: мировой рынок составляет порядка 4,8 млрд. долл.

Версия для печати