ИССЛЕДОВАНИЯ

С тех пор как в конце 90-х годов новорожденный отечественный сервис Интернет-статистики сделал свои первые шаги по Рунету, чаша весов "наше - западное" уверенно сместилась в сторону России. Естественно, деньги (зеленые) и чужой язык (порядки, нравы, спецификация) стали достаточно веским основанием для подобного события. С тех пор через окошко на Запад заглядывали только самые упорные и любопытствующие, чтобы слегка присмотреться: а как там дела у них? Как считают, кого считают, что делают с полученными цифрами? Присмотреться, перенять опыт, а если повезет, то и попробовать демоверсию какой-нибудь новой программы.

Мы и они: как и зачем считаем?

Сегодня фактически каждый пользователь сети Интернет тем или иным образом имеет дело со статистическими системами и услугами. Прямая заинтересованность в них владельцев веб-ресурсов проистекает из практической необходимости качественной и количественной оценки посещаемости сайтов. Если анализировать технологии сбора подобной информации, то вариантов немного. Это либо счетчики - специальные скрипты, загружаемые одновременно с веб-страницей (чаще всего с внешнего, собственно статистического сервера), либо специальные программы, анализирующие записи в логах (файлах на вашем сервере, фиксирующих все посещения).

В принципе всю эволюцию Интернет-статистики как таковой, не важно - на Западе или в Рунете, можно свести всего к двум направлениям: 1) улучшение качества сбора и обработки первичной информации и 2) извлечение максимальной выгоды из собранных данных для повышения успешности маркетинга веб-проектов и, как следствие, доходности Интернет-бизнеса. Конечно, эти два направления тесно взаимосвязаны и в том или ином виде развиваются как у нас, так и у них. Однако пока в Рунете не утихают споры о том, кто лучше (хуже) считает, т. е. о технологии Интернет-статистики как таковой, Запад, напротив, больше озабочен другой стороной вопроса -собственно вкладом Интернет-статистических данных в формирование, контроль и развитие бизнеса.

Их внешние счетчики

В основном счетчики существуют при крупных поисковых или почтовых порталах, имеющих собственный рейтинг сайтов. Однако мало кто задумывался, что любой серьезный сервис, связанный со статистикой, стоит рассматривать скорее как аналитический комплекс услуг, а не как дополнительную, нередко бесплатную возможность чего-то там посчитать. Такое, правда, можно найти и на Западе, где так же, как у нас, "живут и трудятся" внешние счетчики. Однако доля, которую они занимают в общем аналитическом секторе Интернет-услуг, очень невысока в сравнении с Рунетом.

Среди существующих на сегодня западных счетчиков в чистом виде можно отметить, например, MetriServe (www.metriserve.com). Он опирается на стандартный Java-скрипт, cookies, IP, ID и около 30 отчетов о действиях посетителей. Также предлагается неплохая сопутствующая база данных, позволяющая привязывать IP-адреса к географическим узлам. Недорого и действенно при оценке успешности проводимых маркетинговых действий.

Еще один известный на Западе счетчик, OneStat.com, в отличие от предыдущего представляет свои услуги в виде разноплановых и разноценовых пакетов: для малых или крупных сайтов, для простого учета посещений или с акцентом на бизнес-слагающей информации. Стоимость соответственно возможностям статистики колеблется в диапазоне от $100 до $500.

В сравнении с внешними счетчиками Рунета западные "считалки" работают значительно стабильнее, много внимания уделяют защите от вирусов и хакерских атак и более помешаны на конфиденциальности собранных данных. По крайней мере последнее принято декларировать и тщательно обговаривать в изначальном договоре между пользователем и собственно статистическим сервером. Для пользователей-бизнесменов это имеет первостепенное значение, поскольку правильно обработанная статистическая информация по вашему сайту дорого вам обойдется, если попадет в руки конкурентов.

Счетчик+

Нередко возможности западных счетчиков расширены за счет использования сопутствующих услуг из области оценки успешности сайта и его способности к оптимизации. Как правило, в этом случае счетчики входят в состав аналитических серверов или просто со временем становятся базой для их формирования. В качестве наглядного примера можно использовать HitAnalyzer, являющийся существенным компонентом Webmetrics Service (webmetrics.com). Данный счетчик берет на себя задачу анализа поведения посетителей и, будучи интегрирован с Webmetrics Monitoring Service, позволяет пользователю точно оценивать трафик, в том числе с поисковых систем, оценивать успешность рекламных и прочих компаний и, собственно, судить о качестве функционирования сайта. Стоит подобная услуга около $50 в месяц.

Но, без сомнения, максимального расцвета на стыке подсчета посетителей и использования полученных данных в бизнесе достиг знакомый рунетовцам по 90-м годам американский счетчик HitBox. В те годы он создал себе популярность массовостью, бесплатностью и обсчетом порносайтов. В 2000 г. компания WebSideStory (www.websidestory.com), специализирующаяся на продаже продуктов для анализа Web-аудитории, представила четыре новых инструмента, предназначенных для веб-мастеров. HitBox Doctor, HitBox Search, HitBox Submit и HitBox Poll позволяли диагностировать сайты (удобство пользования, метатеги, синтаксис, ссылки), проводить поисковую оптимизацию, а кроме того, несли ряд дополнительных функций, направленных на веб-оптимизацию. В начале 2004 г. редакторы журнала PC Magazine (www.pcmag.com) признали HBX лучшим аналитическим веб-сервисом. Технология HBX в качестве новой торговой марки WebSideStory объединила возможности счетчика и всех сопутствующих сервисов по оптимизации веб-сайтов. В настоящее время этими услугами пользуются более 600 крупных компаний, которые строят свой бизнес на основе данного аналитического сервиса.

Лог-анализаторы

Ниша западных аналитических систем так широка, что вполне вмещает и множество программ лог-анализаторов, несмотря на то что они стали "немодными". В 90-х годах прошлого века количество подобных программ на Западе насчитывало не один десяток. Их и сегодня немало на рынке статуслуг. Диапазон широк - от простых и дешевых вроде 123LogAnalyzer компании Statstic.ws (www.123loganalyzer.com), удобных для малого бизнеса (порядка $150 для корпоративного пользователя), до дорогих разработок, широко известных по всему миру, в том числе и в России, таких, как WebTrends (www.webtrends.com), ныне входящий в NetIQ Corporation.

Лог-анализатор от WebTrends на протяжении последних десяти лет повсеместно признавался одним из наиболее успешных и продуманных. Он до сих пор занимает ведущие позиции. По сути это не просто лог-анализатор, а целый пакет программ, направленных на оптимизацию подсчетов под ваши нужды и на дальнейшее применение полученных цифр для построения бизнеса. В августе этого года была выпущена 7-я версия, в которой разработчики наконец решили основную проблему лог-анализаторов - подсчет уникальных пользователей. Дело в том, что именно с этим пунктом счетчики справляются лучше программ, анализирующих логи, поскольку последние не способны четко идентифицировать корпоративного пользователя или пользователя dial-up. Использование новой опции NetIQ’s JavaScript code option, получившей название SmartSource, выводит возможности пакета WebTrends на качественно новый уровень.

Российского пользователя, как и раньше, "не заинтересует" лишь цена - от нескольких сот до нескольких тысяч долларов за полное статистически-аналитическое решение проблем вашего сайта. Зато можно в течение месяца протестировать бесплатно все возможности, которые дает новый пакет WebTrends 7, чтобы иметь представление о том, что есть "профессиональный статистический сервис по-западному".

Еще один тип лог-анализаторов - серверные приложения с веб-интерфейсом, подобным счетчику, становятся все более и более популярными. Ведущим долгожителем в данной области является LiveStats.NET (www.deepmetrix.com/livestats/xsp/index.aspx). Он начал свою работу еще в 1996 г. и в настоящее время обслуживает более 700 тыс. сайтов. Сейчас он предоставляется в пакете услуг хостеров и является недорогим и простым в обращении. В целом же столь долгое и успешное существование LiveStats.NET на рынке статуслуг объясняется постоянным совершенствованием технологии подсчета (в известных для счетчиков пределах), доходчивостью и красочностью предоставляемых отчетов, а также качественным сервисом по обслуживанию собственных клиентов.

Если же вернуться на Родину, то в качестве примера данного класса ПО можно привести продукт российской компании NetPromoter (http://net-promoter.com/ru/bulkpromoter). Он представляет собой пакет веб-статистики, сочетающий возможности как счетчика, так и лог-анализатора. Поскольку счетчик и лог-анализатор специально прописаны друг под друга, то появляется возможность извлекать максимально точную информацию о посетителях. Продукт учитывает специфику Рунета (язык, интерфейс, база поисковиков, география) и интегрирован с модулями другой аналитической программы данной компании - пакета "Продвижение сайта", разработанного на нужды оптимизации веб-проектов.

Выводы

Так куда же мы идем с дорогой нашему сердцу, уму и кошелькам Интернет-аналитикой? В целом сегодня наблюдается рост спроса на интеграцию статистических систем и средств глубокого бизнес-анализа. Круг бизнес-значимых вопросов, в которых призвана помочь разобраться Интернет-статистика, достаточно широк. Здесь и оценка результативности ваших действий по оптимизации сайта для поисковых систем или эффективности проведенных рекламных кампаний. Здесь и возможность исследовать динамику рыночных предложений и спроса. Здесь и мониторинг качества работы сайта. Однако, как показывает практика, перевести цифры о приходе и поведении посетителей на вашем сайте в серьезный многоплановый анализ обычному пользователю вряд ли по силам. А реальная отдача от громадного объема собранных статистических данных будет превышать стоимость сбора и хранения только в том случае, если с информацией поработает серьезный аналитик или, в массовом масштабе, серьезная программа-аналитик.

С автором можно связаться по адресу: kira00@mail.ru.

Версия для печати