КОММЕРЦИЯ

Наверное, ни к одной отрасли бизнеса не менялось отношение со стороны деловой общественности столь быстро и кардинально, как к розничной Интернет-торговле.

За сравнительно недолгий период своего существования (первый товар был продан в Сети в 1994 г.) Интернет-розницу то называли преемницей традиционной торговли, то предавали коммерческой анафеме. Множество разнообразных виртуальных супермаркетов, магазинов и лавочек, расплодившихся как грибы после дождя к началу XXI века, были подвергнуты испытанию на живучесть в ходе инвестиционного кризиса "дот-комов" в 2001 г. В результате выжили наименее амбициозные проекты, создатели которых подходили к электронному бизнесу достаточно консервативно, не пускали средства на хайтек-новшества в ущерб собственно торговле и ограничивались просто-напросто Интернет-витриной товаров да автоматической формой заказа.

Безусловно, репутация электронного бизнеса была серьезно подмочена, и ритейл не стал исключением. Однако в отличие от ряда других областей бизнеса розничная торговля восстановила свои позиции и последние пару лет испытывает устойчивый рост. За I квартал 2004 г., по данным Visa, наблюдался 123-процентный прирост онлайн-продаж по сравнению с аналогичным периодом 2003-го. Только через Visa за это время были проведены денежные транзакции на сумму свыше 2,4 млрд. долл., что стало самым крупным результатом за последние годы, исключая период рождественского бума.

В ноябре 2004 г. расходы потребителей на розничные покупки в Интернет-магазинах достигли 8,8 млрд. долл. Причем покупательские интересы (согласно исследованиям Goldman Sachs, Harris Online и Nielsen Netratings) распределились следующим образом. Максимальным спросом пользовалась одежда, на которую потратили 1,5 млрд. долл., на второе место вышли игрушки и видеоигры (1 млрд. долл.), на 882 млн. долл. было продано видео- и DVD-продукции, а за купленные в Сети книги покупатели отдали в общей сложности 621 млн. долл. Список закрыла музыкальная промышленность, доходы которой составили 481 млн. долл. И наконец, в 2004 г. Интернет-магазины Европы поставили новый рекорд. Вместо стандартного предпраздничного увеличения продаж на 20% был достигнут 44-процентный рост (по данным Forrester). Впрочем, всплеск рождественских продаж, достигнувших отметки в 13 млрд. долл., был связан в первую очередь с динамичным распространением широкополосных подключений в Великобритании. В США результаты праздничного бума оказались более скромными. Общий объем продаж там составил около 10 млрд. долл.

Современная э-торговля

Успехи магазинов во многом обусловлены не только растущими технологическими возможностями, но и постепенным снижением страха потенциальных покупателей перед сетевыми расчетами. По сравнению с прошлым годом оборот всех систем расчета в Сети вырос на 139%. В 2003 г. он составлял 134 млн. долл., а в 2005-м прогнозируют достижение уровня в 326 млн. долл. При этом выросла доля электронных платежных систем (ЭПС) в общем потоке Интернет-транзакций. В прошлом году этот показатель равнялся 8% от всех платежей, а в 2005-м ожидается 13%. Наибольшую популярность получили системы eChecks, PayPal. Наличие нескольких средств оплаты становится обязательной составляющей Интернет-магазина. Согласно исследованию CyberSource создание платежной альтернативы увеличивает продажи магазина в среднем на 20%.

Рост транзакций через ЭПС стимулировал повышение доли микроплатежей в Интернет-торговле. При расчетах по кредитной карте взимаемая за транзакцию комиссия постоянно формулируется как некоторый процент от суммы платежа с ограничением на минимальную транзакцию. Для "виртуальных денег", используемых в ЭПС, ограничения по минимуму отсутствуют, благодаря чему появилась возможность продавать через Сеть товары и услуги стоимостью до нескольких центов. В частности, по данным исследования компании Peppercoin, в 2004 г. наблюдался 350%-ный годичный рост объемов микроплатежей.

"Хитами сезона" стали продажи через Сеть музыкальных композиций и виртуальных предметов. Суммарный доход от продажи музыки-онлайн в прошлом году составил 308 млн. долл. При этом, несмотря на постоянную угрозу со стороны пиратов, легальные продавцы повысили цены. Средняя цена музыкального альбома, в начале года составлявшая 10 долл., к концу дошла до 14 долл. При этом 75% рынка цифровой музыки пришлось на долю компании Apple, владеющей крупнейшим Интернет-магазином iTunes.

Повышенный интерес покупателей к довольно специфичному товару - виртуальным предметам - был спровоцирован растущей популярностью многопользовательских сетевых игр. Предприимчивые геймеры вовсю начали торговать "оружием", "амулетами" и прочими игровыми атрибутами. Суммарный доход отрасли превысил в 2004 г. 100 млн. долл., причем стоимость отдельных предметов достигала десятков тысяч долларов!

Помимо растущего клиентского потока на дальнейший расцвет отрасли повлияет увеличение инвестиций в розничную э-торговлю, наряду с ростом вложений в другие виды хайтек-бизнеса. За последний год многими аналитиками были отмечены признаки возвращающегося инвестиционного бума Интернет-компаний. Началом этого процесса традиционно считают размещение акций на бирже компании Google, владеющей одноименной поисковой системой, одной из крупнейших в Сети. 98% своего дохода Google получает от рекламы, размещаемой в результатах поиска. Выпущенные на рынок в августе акции Google вызвали активные торги. Первоначально стоимость одной акции составляла 85 долл. Однако в декабре 2004-го за одну акцию на NASDAQ давали уже 176,24 долл. Согласно прогнозу Goldman, Sachs and Co., к концу 2005-го стоимость акций поисковика превысит 215 долл. Вместе с тем доля Интернет-рекламы составляет только 3% от всего рекламного рынка, и ажиотаж основан больше на перспективах данного бизнеса. Google послужила локомотивом, потянувшим за собой котировки практически всех участников онлайн-коммерции.

Национальная специфика

Пока котировки акций зарубежных Интернет-компаний последние лет пять бросались в крайности, в России информационные технологии не нарушали спокойствия фондового рынка. Во многом благодаря тому, что дот-комов западного масштаба в России не было и нет и на биржу местные Интернет-компании выходить не спешат. Впрочем, ситуация сравнима с той, что была на Западе лет 10-15 назад. Низкие траты русскоязычных покупателей обусловлены в первую очередь численностью самих покупателей. О том, что количество пользователей Интернета в России оставляет желать лучшего, догадывается, наверное, каждый. Даже по официальной статистике - это лишь 10% населения, причем в них попадают и те, чье присутствие в Сети ограничивается офисной работой с e-mail.

А тому, что большая часть из этих 10% не являются экономически активными пользователями, есть еще ряд причин, впрочем, не менее банальных. Это и неразвитость сервисов пластиковых карт (особенно в регионах), и слабая компьютерная и Интернет-грамотность потенциальных покупателей, и, наконец, главный враг электронной коммерции - недоверие. Последняя причина по своей значимости перевешивает все предыдущие, благо надуманной ее не назовешь и актуальна эта проблема не только для России. Люди боятся стать жертвами мошенничеств с пластиковыми картами, проделок хакеров и прочих субъектов, выуживающих из Сети номера кредитных карт или идентификационную информацию ЭПС. По данным организаций TRUSTean (ассоциация по обеспечению сетевой безопасности) и NACHA (ассоциация электронных платежных систем) за 2004 г., киберпреступники похитили у экономически активных интернетчиков около 500 млн. долл.

И еще одна существенная проблема российских Интернет-магазинов (да и отечественной Интернет-коммерции в целом) - практически полное отсутствие правового обеспечения их деятельности. Пробелы в существующем законодательстве не позволяют эффективно отстаивать интересы участников электронных сделок в судебном порядке. Несмотря на неоднократные попытки изменить ситуацию, актуальной остается проблема обеспечения подтверждения прав продавца и покупателя с привлечением электронных документов (которые в качестве прямых доказательств суды в настоящее время не рассматривают) в торгово-закупочной деятельности. В июле 2004 г. члены комитета Госдумы и участники НАУЭТ*1 собирались за круглым столом, чтобы еще раз разобраться с юридическим аспектом отечественного электронного бизнеса. Конкретным результатом стало решение обновить существующую нормативную базу в рассматриваемой сфере. Будущие законопроекты должны пройти в Думу через Минэкономразвития и Министерство по информатизации и связи.

_____

*1 Национальная ассоциация участников электронной торговли.

э-коммерческая Россия

Несмотря на трудности, можно говорить о стремительном росте электронной B2C-коммерции в России. Так, оборот русскоязычного Интернет-магазина "Озон" в первом полугодии 2004 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом 2003-го на 219% и составил 5,7 млн. долл. По итогам двух последних лет, согласно отчету Института системного анализа, сделанному по заказу НАУЭТ, данный магазин находился на третьем месте по объему продаж (6,21 млн. долл.) в российской розничной э-торговле. 1-е и 2-е места достались соответственно eHouse (39 млн. долл.) и "М.видео" (10 млн. долл.). Мало-помалу ореол экзотики спадает с розничной Интернет-торговли.

Суммарный объем розничной Интернет-торговли в русскоязычном Интернете, по данным НАУЭТ за 11 месяцев 2004 г., составил 662 млн. долл., в то время как в 2003 г. аналогичный показатель перевалил только за 200 млн. долл. При этом стоит отметить второстепенное положение розничного сектора Интернет-бизнеса в России. У межкорпоративного сектора положение тоже не впечатляющее: за тот же срок оборот B2B-рынка составил 442 млн. долл. Общий же оборот отечественной электронной коммерции достиг 3,233 млрд. долл.*1, однако 2,13 млрд. долл. из этой суммы пришлось на госзакупки, объем которых вырос за прошлый год в 15 раз. Предпочтения розничных покупателей в русскоязычном Интернете довольно сильно отличаются от западных. Продажи распределились следующим образом. На максимальную сумму (290 млн. долл.) через Сеть было продано компьютеров, комплектующих и оргтехники. Эта группа получила 43,8% рынка. На втором месте стоит бытовая техника, продавцы которой заработали 177 млн. долл. (26,7%). За ней идут автомобили и запчасти к ним со 121 млн. долл. и 18,3%; 28 млн. долл. составили продажи книг, компакт-дисков и DVD (4,2%). Продавцам мобильных телефонов досталось только 1,4% рынка с 9,4 млн. долл. Как видно, лидер западных продаж - одежда - даже не попала в российский список. Покупать подобные товары без возможности примерки отечественным потребителям кажется довольно глупым.

_____

*1 Есть основания считать, что эта цифра сильно занижена. - Прим. гл. ред.

При этом стоит отметить, что львиная доля всех сетевых покупателей и магазинов ("80%) приходится на Москву и Санкт-Петербург. И причиной подобной концентрации экономически активных пользователей Интернета стали не только слабое распространение компьютеров, Сети и кредитных карт в глубинке или безграмотность пользователей, но и особо актуальная для нашей страны проблема доставки товаров. Поскольку большинство Интернет-магазинов прописано в столице, то и склады находятся там же. Ждать товар провинциальному покупателю приходится долго, оплачивать услуги курьерской службы накладно, а возвращать покупку неудовлетворительного качества затруднительно. Единственным решением в этом случае может служить появление региональных Интернет-магазинов. В последнее время некоторые подвижки в этом направлении были сделаны в Поволжье, Сибири и на Урале. Обычно местами периферийных очагов развития электронной коммерции становятся крупные промышленные центры, где можно найти существенное количество Интернет-пользователей с достаточными финансовыми возможностями: Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара и др.

Версия для печати