БИЗНЕС

Основные новости с антивирусного рынка, поступающие, как правило, от производителей соответствующего ПО, в последние годы чаще всего были связаны с информацией об очередных неприятностях для компьютерных пользователей - "червях", "троянах" и т. д. Но сейчас пришло сообщение, которое может заставить самих поставщиков антивирусных продуктов задуматься о защите собственного бизнеса: о своем намерении заняться этим направлением заявил игрок, способный серьезно повлиять не только на расстановку сил в данном софтверном сегменте, но и на общую динамику его развития.

Восьмого февраля корпорация Microsoft объявила о планируемой покупке компании Sybari Software (www.sybari.com), одного из ведущих поставщиков средств обеспечения безопасности (Sybari является частной фирмой, поэтому условия сделки не уточняются). В официальном сообщении подчеркивается, что данное приобретение является ключевой частью общей стратегии Microsoft по защите корпоративных систем от вредоносного ПО.

В настоящее время с помощью технологий Sybari Software 10 млн. конечных пользователей более чем на 10 тыс. предприятий по всему миру (в том числе 20% от списка Fortune 500) защищают от вирусов и спама свои системы обмена сообщениями и поддержки групповой работы. Среди крупнейших клиентов Sybari числится и сама Microsoft: в мае прошлого года корпорация выбрала средства Sybari для защиты своей ИТ-инфраструктуры. (Напомним, что информационная система Microsoft - одна из крупнейших и наиболее атакуемых в мире.) Вообще говоря, решение Microsoft заняться вплотную вопросами антивирусной защиты трудно назвать неожиданным. Более того, удивление скорее вызывает то, что компания до сих пор оставляла этот сегмент рынка ПО для свободной деятельности других поставщиков. Ведь реальный ущерб и потенциальные угрозы со стороны вредоносных программ, особенно в условиях бурного развития Интернета, действительно очень велики (не будем в очередной раз приводить устрашающие данные). И самое парадоксальное заключается в том, что, несмотря на предложение большого спектра средств защиты, пользователи уделяют этой проблеме явно недостаточное внимание. По разным оценкам, от 20 до 40% из почти 600 млн. ПК, установленных во всем мире, вообще не имеют антивирусных средств, притом что в 2004 г., по данным IDC, общий экономический ущерб от вредоносных программ, среди которых было 480 новых штаммов, составил 166-202 млрд. долл., т. е. в среднем от 277 до 336 долл. на каждый компьютер.

В этих условиях против реализации средств защиты на уровне операционной системы вряд ли выступили бы даже самые рьяные борцы с монополизмом в ИТ. Но Microsoft почему-то, постоянно расширяя сферу своих "творческих" интересов, до сих пор как бы не замечала антивирусный сегмент.

Начала же свою деятельность в этом направлении корпорация в не совсем традиционной для себя манере. Действительно, раньше Microsoft обычно выходила на новые рынки через потребительский сегмент, используя свое доминирующее положение в настольных системах, проще говоря - включая новые средства в состав Windows или офисные приложения. А потом уже двигалась в сторону корпоративных решений.

В данном же случае ситуация совсем иная. В сообщении Microsoft говорится о намерении заняться созданием защитного ПО для информационных систем предприятий на серверном уровне. Технологии Sybari Software ориентированы как раз на корпоративных клиентов и предлагают, в частности, решения для Microsoft Exchange, Microsoft Office SharePoint Portal Server и Microsoft Windows SharePoint Services. Отличительной особенностью средств Sybari Software является объединение нескольких антивирусных "движков" (других производителей) в едином решении.

О настольных системах речь в объявлении Microsoft не идет. Не очень понятно также, что будет с линейкой продуктов Sybari для других, "не-Microsoft" платформ, в частности для IBM Lotus Notes. В официальном сообщении на этот счет тоже ничего нет, но можно не сомневаться, что реальное развитие получат решения только для Windows-продуктов.

Сейчас, конечно, сложно сказать, как последние действия Microsoft скажутся на развитии отрасли антивирусного ПО (реакция и комментарии на эту новость представителей поставщиков антивирусного ПО пока неизвестны). Наверняка можно ожидать, что корпорация получит свою долю этого рынка, которая скорее всего будет увеличиваться. Но при этом выход поставщика платформенного ПО в специализированный сегмент обычно сопровождается ростом спроса со стороны потребителей и увеличением общего объема поставок продуктов. Так что выиграть от появления нового игрока могут и старожилы антивирусного рынка. Разумеется, если откорректируют стратегию развития своего бизнеса с учетом изменившихся конкурентных условий.

Комментарий Евгения Касперского (руководителя антивирусных исследований "Лаборатории Касперского")

Судя по всему, Microsoft решила серьезно заняться защитой от вирусов и рекламных систем (AdWare или SpyWare). За полтора года совершены три покупки - антивируса, анти-SpyWare и технологии объединения нескольких антивирусных ядер (так называемых антивирусных движков) в рамках одного продукта. Вполне вероятно, что готовится к выходу совершенно необычное решение, которое позволит пользователям для защиты от вирусов выбирать не продукт (как сейчас), а движок или даже несколько движков одновременно. Скорее всего, по умолчанию будет поставляться антивирусный движок от самой Microsoft. Иными словами, антивирус как продукт будет встроен в Microsoft Windows, но при этом будет предоставлена возможность выбора одного или нескольких антивирусных ядер от различных производителей.

Таким шагом Microsoft достигает сразу трех целей. Во-первых, поставляет операционную систему с предустановленной защитой от вирусов, во-вторых, предлагает пользователю самостоятельно выбирать антивирусные движки для защиты компьютера, в третьих - избегает возможных проблем с антимонопольными законодательствами разных стран, в первую очередь с антимонопольным комитетом США.

Естественно, такое движение компании в сторону антивирусного ПО сильно изменит ландшафт рынка. Качество предустановленной антивирусной защиты от Microsoft станет своеобразным барьером для других антивирусных компаний. Если они смогут предоставлять более качественные движки, чем диктуемый движком Microsoft "уровень выживания", - они останутся на рынке. Если же нет, то им либо придется покинуть рынок антивирусных приложений для операционной системы Windows, либо перепрофилироваться на другие технологии защиты от вирусов или услуги, предоставляемые пользователям (например, поддержку антивируса Microsoft).

Следует также отметить, что речь скорее всего идет только о традиционных технологиях защиты от вирусов (сигнатурная диагностика, эвристический анализатор и т. п.). Если говорить о нетрадиционных методах защиты, таких, как поведенческие блокираторы, то не исключено, что Microsoft будет присматриваться и к ним. В этом случае я не удивлюсь последующему поглощению компаний, которые специализируются на данных решениях.

В долгосрочной перспективе все будет зависеть от того, насколько антивирусная защита, предлагаемая Microsoft, окажется адекватной растущему уровню современных вирусных угроз. Сможет ли корпорация поддерживать и развивать антивирусные технологии и процессы внутри своего антивирусного департамента на достаточно высоком уровне или через некоторое время ей придется отказаться от собственных антивирусных решений (как это уже было в 1994 г. с операционной системой MS-DOS и антивирусом MSAV) - покажет время. В любом случае многим "антивирусным" компаниям предстоят серьезные испытания, и я не уверен, что к этим испытаниям все готовы и смогут их пережить. Антивирусный рынок ждут немалые потрясения, и после того как уляжется пыль, выглядеть он будет совсем иначе. У нас (разработчиков антивирусных продуктов) впереди - "время перемен", очень интересное время. 

Версия для печати