ИССЛЕДОВАНИЯ

Подводя итоги за 2004 г., в ежегодном исследовании, основу которого составляют данные рейтинга Rambler’s Top 100, Фонд Rambler особо подчеркивает, что Сеть стала воплощением "экономики внимания", отвечающей за формирование спроса, главным товаром в которой является знание, а валютой - сознательное либо неосознанное усилие, намерение или акт.

Интернет становится катализатором экономического роста, открывая просторы для экономической активности, освоения новых рынков и аудиторий, одновременно увеличивая свободу выбора для потребителя и создавая платформу для малого и среднего бизнеса.

E-commerce - новый приоритет использования Сети

В России развитие e-commerce по-прежнему ограничено распространением кредитных и дисконтных карт, и некоторые крупные банки начали весьма агрессивные программы по продвижению пластиковых платежных средств. Самыми популярными товарами остаются книги, CD и DVD, а также высокотехнологичные изделия: мобильные телефоны, аксессуары к ним, компьютеры и бытовая электроника. В настоящее время все больше людей принимают решение о покупке дорогостоящих товаров на основе информации от продавцов, представленной в Сети, причем в список таких товаров может входить все что угодно, начиная от автомобилей и заканчивая самолетами, яхтами и т. п.

Сеть становится инфраструктурой общества потребления. В этом смысле значение Интернета как среды формирования спроса и планирования экономического развития сегодня выходит на первый план.

Интернет и бизнес

За период с августа 2003 г. по август 2004-го общее количество участников рейтинга Rambler’s Top 100 выросло приблизительно на 16,5 тыс. Быстрее всего - не менее чем на 10% в год - увеличивается численность ресурсов в категориях, имеющих отношение к собственности, товарам, услугам, бизнесу и карьере. Максимальная скорость прироста числа сайтов наблюдается в категориях "Страхование" (114%), "Строительство" (33%), "Медицина" (32%), "Отдых" (31%), "Товары и услуги" (31%), "Театр" (30%), "Недвижимость" (30%)", "Электроника" (26%), "Фото" (25%), "Электронная коммерция" (24%).

По-прежнему показателем наступления малого бизнеса служит растущий поток отечественного спама, объем которого за год вырастает десятикратно. Для владельцев почтовых ящиков ежедневная кража времени и внимания неизбежна, если только они не используют специальное программное обеспечение. С одной стороны, пока не будет принят закон против спама, эта проблема не будет решена. С другой стороны, независимые исследования показывают, что с ней можно справиться и своими силами. Так, трем крупнейшим порталам удалось почти полностью победить незапрашиваемую рекламу.

По данным компании "Ашманов и партнеры", объем спама сохраняется на уровне 70-80% от общего трафика на разных почтовых серверах. Зафиксирован всплеск предложений этого рода услуг - от рассылки спама "под ключ" до продаж спамерского ПО и баз адресов. По статистике, среди наиболее популярных тем спам-рассылок выделяются "образование" (14%), "для взрослых" (12%), "здоровый образ жизни" (12%), "компьютер и Интернет" (7%), "услуги по электронной рекламе" (6%), "отдых и путешествия" (5%), "личные финансы" (3%).

Сейчас можно говорить о том, что произошло подключение важной массы пользователей, представляющих интерес для бизнеса, который в данном случае открывает для себя возможности "прямой коммуникации". Интернет предлагает совершенно новую парадигму ведения бизнеса - присутствие и интерактивность. Присутствие здесь означает активное продвижение ресурса по отношению к ключевым для сектора потокам внимания - так, чтобы быть на виду у тех, кто проявляет спрос. Интерактивность же - это перенос некоторых сервисов и операций в электронную среду, для того чтобы облегчить выбор для потребителя и наладить связь с ним до того, как это сделает кто-либо другой.

Таким образом, сегодня анализ приоритетов внимания пользователей в Сети открывает путь к пониманию того, что интересует людей в России.

Версия для печати