СTSB-2005

Организаторы уже седьмого по счету мероприятия "Кабельное и спутниковое телевидение, телерадиовещание, широкополосный доступ" (выставка и конференция CSTB-2005) очень грамотно составили каталог. Все экспоненты были разделены на шесть основных групп с разбивкой на подгруппы. К группе "Широкополосный доступ" был отнесен 251 участник выставки.

С широкополосным доступом связано в основном платное, т. е. кабельное, телевидение (КТВ) и в меньшей степени эфирное ТВ ("НТВ плюс", "Космос-ТВ"). Два идущих навстречу процесса - повышение жизненного уровня населения России и снижение цен на все, что связано с установкой и эксплуатацией платного ТВ, ведут в последние годы к расширению клиентской базы и всего рынка КТВ. По некоторым авторитетным оценкам, объем его уже достиг 100 млн. долл., а число абонентов превысило 1,2 млн.

Отечественный бизнес, даже не связанный напрямую с телекоммуникациями, стал рассматривать инвестиции в КТВ как выгодные. Лидирует АФК "Система" с заявленной программой в 150 млн. долл. по созданию в Москве и регионах многоканального цифрового телевидения. Остальные проекты связаны в основном с покупкой быстро растущих акций действующих операторов с последующими вложениями в развитие их сетей. Например, Виктор Ваксельберг (тот самый, который купил на свои деньги на аукционе в Нью-Йорке яйца Фаберже и возвратил их в Россию) приобрел через одну подконтрольную ему фирму большой пакет "Комкора ТВ". Став владельцем контрольного пакета, он предоставляет кредит этому московскому оператору в 28,5 млн. долл., что позволит "Комкору ТВ" охватить своей сетью столицу и ближайшие пригороды. Количество абонентов возрастет в 15 раз и достигнет 1 млн. пользователей. Вообще же за последние пару лет в приросте абонентов платного телевидения начинает лидировать провинция - там ежегодно число подписчиков увеличивается на 10%.

Рост сектора информационных технологий, связанных с кабельным телевидением, а значит, и с широкополосным доступом, нашел свое отражение на CSTB-2005.

Из новинок в этой области на первое место можно поставить новую услугу, которую с 1 апреля будет предоставлять пользователям домашний Интернет-канал "Стрим" - интерактивное телевидение "Стрим ТВ" цифрового формата с подсоединением через обычную телефонную линию по технологии ADSL. Как минимум для этого необходимо приобрести специальный ADSL-модем и приставку к телевизору (Set-top-box). А весь абонентский комплект "Стрим ТВ" можно будет оплатить сразу или в рассрочку в течение трех лет.

Для начала подписчики платного интерактивного телевидения получат возможность просмотра 70-75 каналов, заказа видеоклипов и музыкальных произведений, прослушивания нескольких радиостанций, ряд сетевых игр, услуги pay-per-view. Смогут они заниматься и электронной торговлей. Причем четыре телеканала будут собственного производства "Стрим ТВ". Минимальный размер ежемесячной абонентской платы составит 7,99 долл. Именно в эту сумму обойдется подписка на базовый пакет, состоящий из 30 телеканалов. Можно будет также заказать в режиме онлайн любую новинку видеорынка и пользоваться ею в течение дня за 1,5-2 долл.

Согласно бизнес-плану компании, окупаемость проекта наступит при переходе за уровень 300 тыс. абонентов. При этом в первый год работы планируется подключить 100 тыс. абонентов "МТУ-Интел" в Москве. Средний доход от одного абонента прогнозируется на уровне 20-22 долл. в месяц. Потенциальными же клиентами рассматриваются более 4 млн. квартир столицы.

Владелец столичной сети КТВ на базе широкополосных гибридных волоконно-коаксиальных сетей общей протяженностью со всеми ответвлениями более 14 тыс. км, "Комкор" (www.comcor.ru) начал тестирование передачи телевизионного сигнала в цифровом формате. В состав услуг "Комкора" входит доставка пакетов телевизионных программ из 30 российских каналов метрового и дециметрового диапазонов и 35 зарубежных спутниковых каналов, пакета радиопрограмм, содержащего 40 радиоканалов FM-диапазона со стереофоническим вещанием. Кроме того, "Комкор" обеспечивает межстудийный обмен потоками мультимедийной информации и проведение прямых телевизионных трансляций из спортивных сооружений, концертных и выставочных залов и других площадок для зрелищных мероприятий.

"Комкор-ТВ" использует как раз широкополосные сети "Комкора". В этом году количество ее абонентов превысило 62 тыс., около 8 тыс. из которых подписано на пакеты коммерческого телевидения "Планета" или "Созвездие" и почти 14 тыс. пользуется Интернет-сервисами.

Визитной карточкой компании "Волоконно-оптическая техника" (www.fot.ru) стала сеть кабельного телевидения подмосковного Одинцова. На CSTB-2005 фирма имела большой стенд, где были представлены решения по построению современных кабельных телекоммуникационных сетей, сетей кабельного телевидения, офисных сетей. В области пассивного оптического оборудования для ВОЛС была показана модифицированная линейка (1U, 2U, 3U) оптических кроссов ШКО-С-НП. Специалистами "Волоконно-оптической техники" внесен ряд изменений в конструкцию корпуса, существенно влияющих на качество монтажа и удобство эксплуатации этих моделей кроссов.

Предлагаемое компанией новое решение в области строительства ВОЛС - претерминированный кабельный комплект (оптический кросс и претерминированная кабельная сборка) - позволяет существенно сократить сроки и стоимость строительства линий небольшой протяженности.

Московский "Контур-М" (www.konturv.ru) уже более восьми лет работает на рынке проектирования и строительства широкополосных интерактивных кабельных сетей. По мнению его руководства, создание высокоскоростных двунаправленных сетей доступа в Интернет облегчает переход к платному телевидению. Дело в том, что пользователи Сети считают само собой разумеющимся оплату трафика. Поэтому начать платить за ТВ для них не такая болезненная проблема.

С участием специалистов компании разработаны концепции построения СКТВ в 18 крупных городах. В их числе - Новосибирск (335 тыс. абонентов), Норильск (56 тыс.), Ярославль (24 тыс.), Одинцово (54 тыс.). Приведенные цифры служат косвенным, но довольно точным показателем жизненного уровня жителей этих городов: в небольшом подмосковном Одинцове подписчиков в два раза больше, чем в Ярославле.

Самарское предприятие "ТВ-Сервис" (www.tvs.ru) представило на выставке несколько моделей усилителей. Среди них - домовые серии ATD с двухтактным выходным каскадом для работы в широкополосных телевизионных кабельных сетях, дистрибутивные усилители моделей ATD132, ATD132Е и ATD32М, которые отличаются только выходным уровнем (от 122 до 128 дБ/мкВ), а также магистральные серии АТМ с аналогичным выходным уровнем.