Компания "Микротест - Программ Лайн" представила новые решения для торговли на основе технологий OLAP/BI корпорации Cognos

Уже давно миновала пора, когда информационные технологии внедрялись из-за престижа. Похоже, позади и тот отрезок времени, когда клиент, опасаясь некомпетентности или обмана, пытался все делать себе сам: мастерить программу, рассчитывать, какая для нее нужна техника, и чуть ли не собирать ее у себя же. Сегодня наш рынок повзрослел: компании, продвигающие ИТ, окрепли и берегут свою репутацию, а потому стараются уважать и любить своих клиентов, во всем идти им навстречу. Клиенты же, увидев и прочувствовав возможности такого инструмента, как ИТ, вошли во вкус и сегодня обращаются уже не за комплектующими к технике и не с заявками на выполнение отдельных видов работ, а заказывают полный комплекс услуг или решение конкретной бизнес-задачи. Под ключ.

Все для блага клиента

"И это правильно, - считает заместитель генерального директора компании "Микротест - Программ Лайн" Виктор Комар. - Сегодня уже нельзя поставлять клиенту набор отдельных программных продуктов, ему необходимо готовое решение. Однако сложность и динамичность современного бизнеса такова, что далеко не всегда его задачи решаются с помощью одной информационной системы универсального назначения. А значит, налицо необходимость быстрого внедрения ИС. Исходя именно из этих посылок, мы предприняли усилия для создания специализированных отраслевых решений для оптовой и розничной торговли на основе технологий OLAP/BI корпорации Cognos. Сейчас, когда многие компании уже успешно прошли этап внедрения учетной системы, актуальной стала проблема анализа собранных здесь данных по продажам, взаимоотношениям с клиентами, закупкам, логистике, производству. Инструменты бизнес-аналитики позволяют торговому предприятию успешно конкурировать в борьбе за покупателя, открывать новые пути развития бизнеса на основе имеющихся ресурсов, когда возможностей внедренной учетной системы перестает хватать для сохранения места на рынке. Отраслевые решения на платформе Cognos OLAP/BI, разработанные компанией "Микротест - Программ Лайн", делают накопленную информацию доступной для эффективного и оперативного анализа, принятия качественных и своевременных управленческих решений".

Разумеется, складские и управленческие системы обладают определенными аналитическими возможностями, которые, например, позволяют выявить товары - лидеры продаж или группы товаров, приносящих наибольшую прибыль. Однако сегодня часто требуется, во-первых, анализ более высокого уровня сложности, а во-вторых, использование данных из разных систем (в частности, из фронт-офисной, складской), а возможно, и введенных дополнительно внешних данных. Кроме того, специальные аналитические системы обладают гораздо большим быстродействием.

Для розницы

Решение "Программ Лайн: Розничная торговля" содержит конкретные ответы на типичные для розницы ежедневные вопросы различной сложности. Так, здесь часто бывает очень важно отследить и проанализировать движение денежных средств (поступлений и платежей), которое осложнено тем, что деньги от клиента могут приходить с разных счетов, от имени разных юридических лиц одного и того же холдинга и т. д. Можно привести и другие примеры подобного уровня сложности: проанализировать, как часто в чеках встречаются одни и те же сочетания продуктов (это способно повлиять на их взаимное расположение в торговом зале); как распределяются по времени дня различные совокупности покупаемых товаров, количество строк чеков, контингент посетителей и т. п.

Кроме того, система позволяет пользователям получать ответы на запросы гарантированно быстро. Среднее время генерации отчетов или отклика на запрос практически не зависит от объема анализируемых данных и количества одновременно работающих пользователей и не превышает пяти секунд. Такая скорость позволяет пользователям не тратить время на рутинные действия по подготовке и ожиданию отчета, а сконцентрироваться на принятии управленческих решений. В результате руководитель может целиком сосредоточиться на анализе данных, а не на процессе их получения.

"В нашей компании в настоящее время работает четыре магазина (общая площадь - более 100 тыс. кв. м, в них установлено свыше сотни касс) и существует 12 отдельных торговых направлений, и аналитические кубы строятся именно внутри каждого из них, - рассказал Павел Григорьев, руководитель Центра ИТ ООО "Максидом". - Однако имеется и возможность анализировать бизнес в целом. Все магазины работают в единой базе данных (связаны оптоволокном). На сегодняшний день в системе Cognos более 200 млн. записей, ею активно пользуются сотрудники коммерческого отдела и руководители других подразделений (в общей сложности 32 пользователя)".

Для оптовиков

Активное развитие рынка оптовой торговли в нашей стране также ведет к усилению конкуренции. И российские, и иностранные торговые и торгово-производственные компании увеличивают количество своих филиалов, развивают сети дистрибуции (как в Москве, так и в регионах).

Конъюнктура рынка и снижение уровня рентабельности вынуждают оптовые торговые фирмы переходить от ценовой конкуренции к применению неценовых методов ведения конкурентной борьбы, в которой на первый план выходят надежность партнеров и качество обслуживания клиентов. Руководителям здесь ежедневно необходима информация о динамике и отклонении от плана объема продаж и прибыли по ключевым клиентам; о проценте возвратов некачественных товаров; доле заказов, где имеет место просрочка доставки; о количестве ключевых клиентов, снизивших число заказов по отношению к предыдущему периоду; об объеме продаж в разбивке по товарам или группам товаров с указанием коммерческих затрат; графике поступления денежных средств; текущем состоянии склада; кредиторской задолженности перед поставщиками.

Виктор Комар (справа):

"С необходимостью анализировать сталкивается

сегодня любой руководитель". Слева - Павел Григорьев ("Максидом").

По мнению разработчиков, использование средств Cognos OLAP/BI позволяет получить более четкое представление о выполнении внутренних операций, о клиентах, цепочках поставок и финансовых результатах. Для оптовиков важно, что с помощью этой системы удается добиться высокой эффективности вложений (ROI, Return on Investment): Cognos OLAP/BI позволяет разрабатывать более удачные планы, быстрее реагировать на любые непредвиденные ситуации, незамедлительно извлекать выгоды из любых новых возможностей. Решение "Микротест - Программ Лайн: Оптовая торговля" для торговых и торгово-производственных компаний представляет собой совокупность многомерных аналитических моделей (OLAP-кубов) и отчетов, созданных на основе этих моделей. Каждая модель состоит из аналитических разрезов и ключевых показателей, которыми можно произвольно манипулировать в процессе анализа данных и создания отчетов. Отчеты легко просматривать в виде статичных или интерактивных документов; кроме того, можно устанавливать фильтры по соответствующим критериям (география, товары) или перемещаться в разных направлениях (выполнять поиск, drill down, переход от одного измерения к другому), с тем чтобы изменить представление или уровень детализации. Допускается также создание отчетов, содержащих условное форматирование, благодаря чему можно сравнивать реальную эффективность с запланированной.

Одной из компаний, быстро оценивших преимущества решений на платформе Cognos, стала НПК "Быстров". Как считает Андрей Романов, заместитель директора по СА и ИТ этой фирмы, организация должна получать достаточно данных, чтобы отслеживать свое развитие и потребности рынка; для каждого сотрудника нужно предусмотреть показатели, позволяющие измерять его производительность ежедневно или еженедельно. "Решение, внедренное в компании "Быстров", - считает он, - органично вписывается в принятую нами концепцию менеджмента MBD (Master of Business Dynamics), в основе которой лежат три базовых элемента: приоритеты развития компании, данные и ритмичность. Ключевая роль числовых данных в принятии управленческих решений определяет высокий уровень и сложность задач, решаемых ИТ в НПК "Быстров". Система оперативно обрабатывает информацию, представляя ее в виде ответов на запросы, независимо от объема анализируемых данных и количества одновременно работающих пользователей. У менеджеров компании существенно сократилось время на подготовку отчетов, а руководство получило доступ к качественной аналитике в любое время без дополнительных временных и материальных затрат".

Как остроумно процитировали своего вендора представители фирмы "Микротест - Программ Лайн", Cognos (и шире - бизнес-аналитика) приходит в компанию тогда, когда у последней заканчивается медовый месяц с ERP-системой. Павел Егорихин, директор по маркетингу "Программ Лайн", считает, что продвигаемый его фирмой продукт - один из наиболее достойных в своем классе: "Функциональные возможности продуктов Cognos не ограничиваются бизнес-аналитикой, эта компания продвигает концепцию управления корпоративной производительностью, куда входит управление планированием, задачи по бюджетированию и т. д. - в совокупности получается полный управленческий пакет. Но главным в выборе продукта, на наш взгляд, по-прежнему остается такой критерий, как способность этого продукта решать задачи клиента". Отраслевые решения, "преднастроенные" на специфические задачи и аккумулирующие опыт рынка, помогают выполнить это быстро и профессионально.

Версия для печати