МОБИЛЬНЫЕ ПК

Минувший 2004 г. для "НКА-Групп" (www.iru.ru), производящей ноутбуки под торговой маркой iRU, оказался не менее напряженным, чем два предшествующих, в течение которых компания утвердилась в качестве одного из крупнейших российских игроков в сегменте мобильных ПК. Собственно, иначе и не могло быть: с одной стороны, темпы роста рынка ноутбуков в России заметно превзошли предварительно спрогнозированный уровень (по данным аналитического отдела iRU, вместо ожидавшихся 430 тыс. систем в 2004 г. было продано 600 тыс., т. е. рынок фактически удвоился по сравнению с предыдущим годом), а с другой стороны, компания поставила перед собой целый комплекс непростых задач, включая увеличение рыночной доли, наращивание производственных площадей (мощности имевшегося сборочного участка уже было недостаточно для увеличения программы выпуска продукции), расширение продуктовой линейки в расчете на разные категории пользователей (многие дилеры указывали на то, что ассортимент компании очень ограничен), запуск программы модернизации проданных ноутбуков. Одновременно "НКА-Групп" вела работу по развитию дилерской сети и авторизации новых сервисных центров.

Дмитрий Абрамов: "Мы считаем

2004 г. переломным в смысле отношения

корпоративных клиентов к отечественным

производителям ноутбуков"

Что же принес компании минувший год? Как сообщил Дмитрий Абрамов, директор по маркетингу "НКА-Групп", в 2004 г. ноутбуков iRU было продано на 240% больше, чем в предыдущем, и теперь их долю на российском рынке в "НКА-Групп" оценивают примерно в 15% (в компании считают, что достоверными данными в силу закрытости российского рынка не обладает ни одно аналитическое агентство и можно говорить лишь о приблизительных цифрах). Достижению этого результата способствовали и весьма активные действия маркетингового отдела компании по продвижению торговой марки iRU и, конечно, усилия производственного подразделения. За год компания выпустила 36 новых моделей и, идя навстречу пожеланиям партнеров, расширила свой продуктовый ряд с 11 до 23 моделей. К числу главных событий прошлого года несомненно относится и открытие нового производства, мощности которого, по словам г-на Абрамова, теперь позволяют выпускать до 1000 ноутбуков в день. Таким образом компания кардинально решила возникшую летом проблему, когда ее партнеры испытывали серьезный дефицит поставок. "Теперь мы удовлетворяем все поступающие заказы", - заявил директор по маркетингу "НКА-Групп".

Рост оборота вряд ли был бы возможен и без расширения самой дилерской сети - за год она выросла со 120 до 270 фирм, а к концу нынешнего года согласно планам должна насчитывать уже 450. При этом нужно отметить отчетливое перераспределение объемов продаж в пользу розничных сетей. Если в январе прошлого года на их долю приходилось только 30% оборота компании, то в декабре было уже 40%. Доля же специализированных дилеров снизилась с 65 до 50%. Другой важный момент - заметный рост поставок в корпоративный сегмент (в январе - 5%, в декабре - 10%). По мнению г-на Абрамова, эти данные позволяют сделать два принципиальных вывода: первый - ноутбуки переходят в категорию потребительских продуктов и все чаще люди приобретают их в магазинах бытовой техники; второй - крупные компании и организации поняли, что уровень качества мобильных ПК российских компаний и предоставляемого ими сервиса вполне соответствует требованиям корпоративного сегмента, и теперь отечественные фирмы составляют все большую конкуренцию западным поставщикам в тендерах.

Заметные изменения произошли и в территориальном распределении продаж. Если в январе 2004-го на Москву приходилось 65% общего объема поставок iRU, то в последнем месяце года - уже 55%. Наряду с расширением дилерской и сервисной сетей (число сервисных центров iRU к концу года достигло 150) в немалой степени росту популярности ноутбуков в регионах способствовало снижение цен на этот вид продукции. Так, за год средняя цена моделей iRU снизилась с 1020 до 960 долл., а доля систем ценой до 1000 долл. в суммарном объеме продаж выросла с 42 до 67%. Удешевление ноутбуков стимулировало спрос и на модели более высокой ценовой категории "тонкие и легкие", их вклад в копилку iRU увеличился с 16 до 37%.

Отразились на структуре спроса и технические новации Intel. В частности, появление мобильного процессора Celeron M привело к существенному сокращению продажи моделей на базе десктопного Celeron, доля которого, судя по декабрьским продажам ноутбуков iRU, уменьшилась по сравнению с январем с 45 до 25% (доля же моделей с Celeron M в декабре составила 18%). Чуть выросла популярность ноутбуков на Pentium M (с 12 до 14%), а вот процентные вклады систем на базе процессоров Pentium 4 и Transmeta остались неизменными.

Отметим также, что не пропали даром и усилия, главным образом Intel, по популяризации беспроводного доступа. Если в начале года только каждый 20-й ноутбук iRU продавался с Wi-Fi-модулем, то в декабре - уже каждый четвертый.

Оценивая общие итоги года как вполне успешные, "НКА-Групп" намерена придерживаться прежней стратегии и в нынешнем году. Так, планами предусмотрено дальнейшее увеличение числа прямых партнеров, повышение доли региональных продаж и укрепление позиций в корпоративном сегменте. Дополнительно будет расширен модельный ряд ноутбуков, и после завершения разработки компания предложит покупателям вторую версию своей операционной системы iRU Linux. Главная же задача заключается в дальнейшем росте объемов продаж - прогнозируя рост рынка мобильных ПК до 1 млн. шт., компания рассчитывает довести свою долю в этом объеме до 16%.