КОНФЕРЕНЦИИ

10 марта в представительстве Европейской комиссии в РФ состоялась пресс-конференция, посвященная открытию двухгодичного проекта "Наука и коммерциализация технологий" (EuropeAid/Technical Assistance to the Community of Independent States; europa.eu.int/comm/europeaid/projects/tacis/ index_en.htm), стартовавшего в декабре 2004 г. Еврокомиссия выделяет 3,2 млн. евро на улучшение условий для коммерциализации российских научных исследований. Партнером проекта выступает Российская академия наук (РАН; www.ras.ru).

По замыслу европейских организаторов в рамках EuropeAid должны быть выработаны рекомендации по инновационной политике для РАН, затем будет подготовлен план действий и пройдет его тестирование в пилотных центрах, после чего наступит этап массового распространения результатов. В план, в частности, войдут мероприятия по коммерциализации технологий, заключению контрактов на исследование, созданию центров высоких технологий, участию в международных программах и организации совместных предприятий. Пилотные центры смогут воспользоваться индивидуальными консультациями и получить необходимое оборудование. Им также будет оказана помощь в нахождении клиентов, обучении и маркетинге, интеграции в сети трансфера технологий и т. д.

Питер Линдхольм, руководитель проекта, отметил, что в EuropeAid желательно привлекать специалистов, приверженных одновременно науке и инновациям и способных не только выдвигать, но и реализовывать идеи. А залогом успешности проекта может стать, по его мнению, интеграция между научными институтами. Правда, ломкой межведомственных барьеров в России уже неоднократно пытались заниматься самые разные организации и ассоциации с гораздо более серьезными бюджетами, но пока, увы, без какого-либо заметного эффекта.

Для достижения намеченных EuropeAid задач институтам РАН придется провести реструктуризацию - в них, в частности, будут открыты инновационные отделы. А заместитель министра образования и науки РФ Владимир Фридлянов пообещал помощь в подготовке нормативно-правовых актов по соответствующей тематике. Кроме того, как отметил академик Валерий Костюк, главный ученый секретарь президиума РАН, Академией уже запланировано создание ряда региональных инновационных центров. Наверняка появится такой центр в Обнинске, где уже развернута Российская сеть трансфера технологий (www.rttn.ru), схожая по структуре с Европейской сетью инновационных центров IRC (irc.cordis.lu). Впрочем, рассчитывать только на милость европейцев не стоит - так, власти Кемеровской области своими силами всего на два экологических инновационных проекта в 2003 г. привлекли примерно те же 3 млн. долл. инвестиций.

Интересно, что 10 марта в Москве прошла также конференция "Интеллектуальная собственность в экономике российских предприятий", на которой представитель Московского комитета по науке и технологиям Андрей Латышев рассказал о городской целевой программе поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004-2006 гг. и о создании Гарантийного фонда поддержки инноваций, а также о развертывании в Москве целостной инновационной инфраструктуры (технопарки, инновационные центры в округах и т. д.). При этом организаторы обеих конференций, судя по всему, друг о друге и не подозревали.

По оценкам Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы, за период с 1994 по 2004 гг. количество столичных организаций, выдвинувших какие-либо инновационные решения, сократилось в 60 раз, а из того, что предлагается, до промышленной реализации вообще доходит сотая часть. Разработка ПО - наиболее крупная инновационная сфера (35% работ), а вот на электронику пришлось всего 2% инноваций.

Надо отметить, что именно малый бизнес во всем мире играет ключевую роль в инновациях, поэтому стремление Европы инвестировать средства в крупную академическую структуру выглядит несколько странно - при том, что Еврокомиссия выделяет деньги на EuropeAid/ TACIS в рамках программы поддержки частного (!) сектора и содействия экономическому развитию. Впрочем, радует хотя бы то, что западные инвестиции пойдут напрямую в РАН, в обход каких-либо промежуточных чиновничьих структур, и ученые, будем надеяться, эффективно распорядятся бюджетом.

Насколько велик объем инвестиций в 3,2 млн. евро? Для сравнения: на развитие малого инновационного бизнеса власти Москвы только на 2005 г. выделили около 7 млн. долл. (в 2,5 раза больше, нежели в 2004-м), и эта сумма будет расти. А, например, экспериментальная европейская сеть Future and Emerging Technologies, ориентированная на инновационные исследования, ведет более сотни проектов со средним бюджетом 2-3 млн. евро (правда, реальное финансирование обычно составляет 50-70% от запланированного). Так, 2,17 млн. евро ушло лишь на Swarm-Bots (www.swarm-bots.org) - деятельность по созданию алгоритмов группового поведения роботов, способных самоорганизовываться (по аналогии с насекомыми) для выполнения различных задач.

Консорциум по проекту EuropeAid возглавляет немецкая компания Inno AG (www.inno-group.com). Ее партнеры - английская фирма AEA Technology (www.aeat.co.uk) и голландская организация по прикладным исследованиям TNO (www.tno.nl).

Версия для печати