Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в 2004 г.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) в 2004 г. составил чуть более 4600 тыс. шт.

Структура российского рынка компьютеров в 2004 г.

(в натуральном выражении)

Около 81,2% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные ПК, порядка 12,6% - на ноутбуки, 4,4% - на карманные компьютеры (КПК) и примерно 1,8% - на серверы (на платформе Intel).

Лидирующую группу компаний на рынке ПК по итогам 2004 г. составили*1 Aquarius, Depo Computers, Formoza, Hewlett-Packard и Kraftway.

В сегменте ноутбуков в первую пятерку вошли*1 Asustek, iRU, Rover Computers, Samsung, Toshiba.

Наилучшие показатели продаж карманных компьютеров по итогам 2004 г. у Hewlett-Packard. Здесь в первой пятерке компаний*1 Asustek, Hewlett-Packard, Nokia, PalmOne, Rover Computers.

В сегменте серверов уверенно лидирует Hewlett-Packard. Первые пять производителей этого класса техники*1 - Aquarius, Depo Computers, Hewlett-Packard, IBM и Kraftway.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов составил более 5,4 млн. шт., что превысило показатели 2003 г. почти на 25%.

К концу 2004-го сегмент 15-дюймовых ЭЛТ-мониторов фактически прекратил свое существование и потребители полностью переключились на 17-дюймовые ЭЛТ-аппараты, доля которых по итогам года несколько превысила 50%. Как и прогнозировалось, продажи 19- и 21(22)-дюймовых ЭЛТ-мониторов не увеличились, напротив, их доля продолжала уменьшаться, и они окончательно превратились в нишевый продукт.

Как и в предыдущие годы, на отечественном рынке в 2004-м уверенно лидировала компания Samsung. За ней по-прежнему следовала LG, на третьем месте обосновалась компания Philips, затем следуют NEC и BenQ.

Устройства hardcopy

Принтеры. В 2004 г. объем продаж принтеров в количественном выражении увеличился на 19%, достигнув 3,2 млн. шт. По сравнению с 2003-м показатели динамики оказались меньшими, что подтверждает наметившуюся в предыдущие годы тенденцию к постепенному снижению темпов роста принтерного рынка. Продолжилось и перераспределение продаж в пользу лазерных устройств, которых по итогам за год впервые было продано несколько больше, чем струйных принтеров.

В тройку ведущих вендоров принтерного рынка, как и год назад, вошли компании*1 Epson, Hewlett-Packard и Samsung, причем разрыв между ними, а также занимающей четвертую позицию Canon несколько сократился.

Настольные МФУ. В отличие от уже сформировавшегося рынка принтеров сегмент настольных МФУ проходит стадию активного роста. В 2004 г. его объем достиг 400 тыс. устройств, что превышает показатель 2003-го в 2,7 раза. Наиболее быстро увеличивались продажи струйных МФУ, рыночная доля которых по итогам года оказалась несколько больше, чем лазерных. Ведущими поставщиками в этой категории устройств остаются компании*1 Epson, Hewlett-Packard и Lexmark. В сегменте МФУ с лазерной технологией печати в тройку лидеров вошли компании*1 Hewlett-Packard, Samsung и Xerox.

Сканеры. В 2004 г. было продано свыше 800 тыс. сканеров - на 27% больше, чем за 2003-й. Устойчивый рост спроса на сканеры поддерживается распространением приложений цифровой фотографии и развитием систем электронного документооборота на предприятиях.

По объему продаж на рынке сканеров по-прежнему лидируют компании*1 Epson, Hewlett-Packard и Mustek.

_____

*1 Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

Мультимедийные проекторы

В 2004 г. российский рынок мультимедийных проекторов (MMP), включающий как бизнес-устройства, так и аппараты для домашних кинотеатров, превысил отметку в 48 тыс. шт., что более чем на 90% выше показателя 2003 г. Такой значительный рост во многом обусловлен влиянием второй волны тендера Минобразования РФ "Дети России".

Влияние тендера ощущается и при определении лидеров российского рынка MMP. С его учетом первая тройка*1 выглядит следующим образом: Panasonic, Sanyo и Toshiba. Кроме этих компаний также очень значительные результаты показали фирмы*1 BenQ, Epson, InFocus (включая ASK Proxima), NEC и Sharp.

Плазменные панели. Российский рынок плазменных панелей (PDP) в 2004 г. продолжал демонстрировать взрывные темпы роста. В натуральном выражении продажи превысили 73 тыс. шт., что в 2,5 раза перекрыло показатели 2003-го. Доля основного сегмента (устройства диагональю 42 дюйма) за год увеличилась на 7%, что было вполне ожидаемо для рынка, ставшего массовым. Также предсказуемым стало падение почти на 20% доли панелей без тюнера, поскольку "точкой роста" здесь закономерно оказались "полноценные" телевизоры для домашнего рынка.

В 2004-м, как и годом ранее, основная борьба развернулась между "тремя P": компаниями Panasonic, Philips и Pioneer; в итоге Philips так и не отдала лидерство, завоеванное ею еще в конце 2003 г. За ними следуют корпорации*1 LG, Samsung, Sony - также с довольно значительной долей рынка PDP.

ЖК-телевизоры. Наиболее быстрорастущим из всех исследуемых сегментов является сегмент ЖК-телевизоров. Всего в 2004 г. на российском рынке их было продано более 170 тыс., что в 4,25 раза больше, чем в 2003-м.

По итогам 2004 г. среди поставщиков ЖК-телевизоров можно выделить очевидную тройку лидеров*1 - это Philips, Samsung и Sharp. В ведущую группу входят также компании*1 LG, Panasonic, Sony и Toshiba.

_____

*1 Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

ИБП

На рынке ИБП в 2004 г. продолжался уверенный рост продаж во всех технологических сегментах. Всего за год было продано более 1,5 млн. устройств.

Компания APC еще больше усилила свои позиции, она по-прежнему заметно опережает PowerCom, традиционно идущую на втором месте.

Основными конкурентами устройств производства APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками*1 Ippon, Plus UPS, PowerCom и Powerman. На рынке "тяжелых" решений традиционно сильны также позиции компаний* Chloride, Eaton Powerware, GE DE, Liebert, MGE UPS Systems, Neuhaus и NeWave.

Полный отчет ITResearch об итогах исследования российского ИТ-рынка за 2004 г. можно прочитать в сборнике "Бестселлеры IT-рынка", N 1/2005.

_____

*1 Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

Аналитическая компания ITResearch: (095) 974-2260; e-mail: expert_market@itresearch.ru, www.itresearch.ru.

Версия для печати