ОБРАЗОВАНИЕ

Московская олимпиада по информатике: некоторые итоги и размышления

Завершилась Московская региональная олимпиада школьников по информатике 2004-2005 учебного года. Она продолжалась пять месяцев - с октября по февраль - и включала в себя заочный Интернет-тур и два очных.

В заключительном туре олимпиады приняли участие 150 учащихся 8-11-х классов, отобранных по результатам предварительных туров, в которых соревновалось около 600 ребят.

В заключительном туре олимпиады приняло

участие 150 школьников

Среди организаторов олимпиады, проходившей под эгидой Департамента образования г. Москвы и Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, надо отметить Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Московский институт открытого образования, Московский центр непрерывного математического образования, Дом научно-технического творчества молодежи и Центр дополнительного образования "Дистантное обучение".

Школьные олимпиады в России имеют давнюю историю. Возникшие еще в 30-е годы прошлого века, в период бурной индустриализации страны, они были призваны не столько выявить победителей, сколько побудить молодых людей к более углубленному изучению математики, физики и других дисциплин - приучить их к работе с литературой, поиску необходимых материалов, систематизации знаний.

Все это способствовало повышению уровня знаний в средней школе. Советская система школьного образования по праву считалась самой лучшей в мире. Запустив в 1957 г. первый в мире искусственный спутник Земли, а в 1961-м - первый пилотируемый космический корабль с человеком на борту, СССР дважды привел США в шоковое состояние. Для американцев, которые считали, что намного опередили остальные страны в техническом прогрессе, это было настоящим потрясением.

Но помимо того, что запуск спутников представлял собой выдающееся научное событие, было еще одно обстоятельство, которое осталось "за кадром". Запуск спутника убедительно свидетельствовал о том, что Советский Союз имеет ракеты, способные доставить тяжелый груз (попросту говоря, термоядерный заряд) в любую точку земного шара.

Естественно, ситуация с отставанием в столь важной области, как ракетная техника, требовала детального анализа. Была создана комиссия при президенте США, которая должна была выявить причины отставания США от СССР и наметить задачи, призванные ликвидировать отставание. Вывод, сделанный комиссией, был однозначен: соревнование в космосе Америка проиграла России еще за школьной партой.

Сейчас идет сложный и весьма спорный процесс перестройки школьного и высшего образования под западные стандарты. Фактически реформы в том виде, в каком их предлагает Министерство образования, ведут к уничтожению важнейших компонентов классического образования, зарекомендовавшего себя в России с лучшей стороны.

Одна из особенностей реформы, которая вызывает сильную и справедливую критику, - замена изучения предметов знакомством с их содержанием. Такая замена приведет к тому, что вместо профессионалов мы в лучшем случае будем получать дилетантов. Это касается не только будущих инженеров, но и экономистов, менеджеров, специалистов других дисциплин.

На самом деле ситуация намного хуже. Слепой механический перенос стандартов западных школ в Россию приведет к деградации общества. В разработанном в Министерстве образования стандарте на школьное образование в курсе математики от учащихся уже не требуется умение формулировать и доказывать теоремы. Достаточно лишь ссылаться на примеры доказательств. А при таком подходе невозможно развитие логического мышления!

Более того, в разработанном стандарте требований для школьников, заканчивающих четвертый класс, достаточным уровнем знаний считается умение решать арифметические задачи с двумя действиями! Это означает, что если нужно решить задачу с тремя действиями, например определить, сколько нужно заплатить за два килограмма лука и четыре килограмма картофеля, то такую задачу школьник решить уже не сможет. Не сможет и взрослый. Убедиться в этом можно на рынке, где продавец на одном калькуляторе выполняет умножение (вычисляет, сколько стоит лук и картофель по отдельности), а на другом сложение (складывает полученные величины). Действительно, зачем знать таблицу умножения, когда есть пара калькуляторов!

В этой ситуации значение олимпиад только возросло. Во-первых, они стали более массовыми. Для многих молодых людей это серьезный шанс проявить себя, быть замеченными лучшими университетами, получить персональное приглашение учиться в них. Во-вторых, олимпиады позволяют школьникам соприкоснуться с тем уровнем знаний, который им реально нужен, чтобы добиться успеха в выбранной профессии.

Московская региональная олимпиада по информатике - один из этапов XVII Всероссийской олимпиады. Задачи, которые предлагается решить ее участникам, с каждым годом становятся все сложнее. Неизменным остается одно - надо не только иметь хорошее знание языков программирования, но и показать хорошее понимание основ информатики. Информатика является частью математики. И, как часть математики, отличается от изучения других предметов прежде всего тем, что в ней особую роль играет логическое мышление, так как содержание всякого раздела математики состоит из цепочки понятий, связанных между собой логическими отношениями. Использование математических понятий требует не только владения этими понятиями, но и достаточно богатого воображения и развитой на основе знаний интуиции. Одним из назначений олимпиады и является их развитие.

Впервые за всю историю проведения олимпиад удалось всех участников собрать в одном зале и каждому предоставить современный компьютер. Разработку этой довольно большой компьютерной сети, ее создание и поддержание осуществил генеральный спонсор олимпиады - фирма НИКС.

Для НИКСа проведение олимпиады также имеет большое значение. Фирме удалось за кратчайший срок силами отдела системной интеграции создать сетевую систему, обеспечивающую совместную работу нескольких десятков человек. Инвестиции в инфраструктуру для проведения олимпиады составили около 4 млн. руб. Предполагается, что в перспективе эти затраты окупятся, так как полученный опыт позволит фирме от торговли компьютерами перейти к предложению заказчику сетевых систем и проектов системной интеграции.

Участие в организации и проведении олимпиады - не единственная и не единичная акция фирмы НИКС по поддержке образования школьников и студентов. Фирма заинтересована в приходе новых, грамотных и квалифицированных, сотрудников. Сотрудников, которые позволят ей выходить на новые горизонты. По этой причине специалисты НИКСа ведут ежегодный курс по информатике для старшеклассников. А в Московском физико-техническом институте они читают курсы, посвященные бизнесу в программировании и программированию в бизнесе. Назначение этих курсов - приблизить университетское образование Физтеха к решению практических задач.

В завершение напряженного дня перед школьниками выступили председатель оргкомитета олимпиады директор Института системного программирования Виктор Иванников и директор фирмы НИКС - генерального спонсора олимпиады - Владислав Рубаев.

Научный доклад В.П. Иванникова "Автоматическое обнаружение уязвимости в программах" был посвящен актуальной для школьников (да и вообще для программистов) теме - как создавать программы, с которыми сможет работать не только автор, но и его друзья. Опыт показывает, что для человека, умеющего логически мыслить, довольно легко написать программу, правильно работающую с правильными данными. Но гораздо сложнее написать такую программу, с которой смогут работать другие люди. Не зная всех ее тонкостей, они, естественно, могут и будут ошибаться. Уязвимость программы связана прежде всего с ее устойчивостью, способностью правильно реагировать на неправильное обращение. Ключом к повышению устойчивости является тщательное тестирование и установка дополнительного контроля. Прежде всего проверка формата вводимых данных - реакция на их несоответствие спецификации, а также контроль за индексированием элементов массива, поскольку выход за границы массива может привести к катастрофе.

Директор Института системного программирования

РАН член-корреспондент Российской академии наук

В.П. Иванников выступил перед школьниками

с научным докладом об уязвимости программ

Доклад был выслушан с большим интересом. Вопросы были по существу и не очень. Один из вопросов: "А сами-то программируете?" - вызвал смех и оживление в зале. Ответ: "Когда есть время" - удовлетворил аудиторию.

В. Рубаев рассказал, как создавалась фирма НИКС. С чего начиналась фирма, оборот которой сегодня составляет десятки миллионов долларов. Учитывая, что в зале находились будущие корифеи программирования, особое внимание докладчик уделил роли программирования в деятельности фирмы. И в более общем плане - что такое бизнес в информатике и что может дать информатика бизнесу.

Вопросов было много. Один из главных - хорошо ли программисту живется на Руси. Оказалось, что хорошему программисту ничто не мешает хорошо жить и в России.

И наконец, о победителях олимпиады. Их шестеро: по два представителя от Мытищинской школы программирования (Игорь Киров и Сергей Пучин), от московской школы N 1543 (Андрей Петров, Александр Мамонтов) и от специализированного учебно-научного центра МГУ (Антон Емельянов, Евгений Мамченко). Все они включены в сборную Москвы для участия во Всероссийской олимпиаде.

О других итогах олимпиады, о предлагавшихся там заданиях, о победителях, о прошлых и будущих соревнованиях можно прочесть на сайте http://olympiads.ru/moscow.

Версия для печати