ОБЗОРЫ

Офшор, понимаемый в широком смысле этого термина как перенос за рубеж широкого круга бизнес-сервисов, на сегодняшний день является одним из ключевых факторов формирования международной бизнес-среды. Крупным интернациональным корпорациям, заинтересованным в повышении эффективности бизнес-процессов и снижении издержек, есть из чего выбирать - не один десяток стран на разных континентах предлагает аутсорсинговые услуги своих компаний. Оценить качество предлагаемых офшорных сервисов взялись эксперты Economist Intelligence Unit (www.eiu.com), разработавшие при спонсорской поддержке Dimension Data и Oracle специальную рейтинговую модель. Последние их изыскания представлены в отчете Economist Intelligence Unit 2005 , посвященном приоритетам корпоративного развития. Эти данные мы сочли необходимым дополнить результатами исследований UNCTAD (United Nations Conference on Trade and Development, www.unctad.org), в которых оценивается число офшорных проектов в расчете на миллион жителей, и другими доступными аналитическим источниками.

Офшорный рейтинг Economist Intelligence Unit 2005

Модель Economist Intelligence Unit позволяет оценить привлекательность той или иной страны в плане офшора услуг, исходя из совокупности девяти факторов (географическое местоположение, политические риски и общий уровень безопасности, макроэкономическая устойчивость, административная система, налоговая политика, регулирование рынка труда, стоимость рабочей силы, квалификация работников, состояние офисной и ИКТ-инфраструктуры). Заметим, что исследователи не делали различий между делегированием сервисных функций зарубежным филиалам компаний и передачей их на аутсорсинг независимым иностранным фирмам. Взглянув на итоговый рейтинг, можно согласиться, что модель достаточно хорошо описывает реальность - первые две строчки занимают Индия и Китай, Россия же оказалась на 17-м месте из 60 охваченных анализом государств.

Азия

В рейтинге Economist Intelligence Unit страны Азии занимают шесть мест в десятке лидеров мирового офшора, и именно эти государства представляют наибольший интерес для воплощения новых офшорных проектов. Индия котируется как самый перспективный офшор благодаря наличию большого числа англоязычных выпускников вузов, низкой стоимости труда и отлаженному законодательству. Эта страна традиционно привлекает американские и британские инвестиции в Call-центры, разработку ПО и другие так или иначе связанные с английским языком сервисы. Среди новых направлений индийского офшора - создание электронного контента и бухгалтерские услуги. По оценкам экспертов, в период 2000-2004 гг. в индустрии аутсорсинга Индии было создано свыше 260 тыс. рабочих мест (Call-центры, исследования и разработки, финансовые и бухгалтерские сервисы и др.). Индийская ассоциация NASSCOM (National Association of Software and Service Companies) оценивает суммарный национальный доход от аутсорсинга бизнес-процессов в 2003-2004 гг. на уровне 3,5 млрд. долл.

Занимающий в рейтинге вторую позицию Китай также предлагает богатый выбор квалифицированных специалистов по невысокой цене. Но конкурировать с Индией этой стране мешают языковые и культурологические ограничения, а также изъяны законодательства. На четвертом и седьмом местах рейтинга расположились еще две азиатские страны - Сингапур и Гонконг, своим примером демонстрирующие, что стоимость рабочей силы - отнюдь не единственный фактор успеха на поприще офшора. Глобальные корпорации зачастую выбирают эти страны для размещения своих международных штаб-квартир. Что касается, например, Сингапура, то его развитая телекоммуникационная инфраструктура позволяет предоставлять аутсорсинговые услуги удаленных информационных центров, а высокая квалификация персонала - финансовые сервисы.

Восточная Европа

Этот регион, объединяющий восемь стран, оценивается экспертами как быстро наращивающий свою офшорную привлекательность. Чехия уже сейчас в рейтинге Economist Intelligence Unit занимает третье место - сразу вслед за Индией и Китаем. Среди ее плюсов - сравнительно невысокие зарплаты (более чем в три раза ниже, чем в аутсорсинговой индустрии Ирландии), дружественная бизнесу административная среда и близость к Западной Европе (географическая, историческая и культурологическая). Последняя особенность восточноевропейских стран вообще очень важна для западноевропейского малого бизнеса наряду с невысоким языковым барьером (например, в Румынии 4 млн. чел. говорят по-французски и 2 млн. - по-немецки). Отметим, что по числу существующих офшорных проектов на миллион жителей лидирует Венгрия с показателем более 2 (данные UNCTAD).

Восточная Европа

Латинская Америка

Эксперты Economist Intelligence Unit довольно невысоко оценивают офшорный потенциал стран этого региона, которые расположились ближе к середине рейтинга. Лучше других выглядит Чили (15-е место), располагающая образованной рабочей силой и хорошим ИТ-потенциалом. По данным UNCTAD, эта страна лидирует в регионе и по числу офшорных проектов на миллион жителей (0,9). Неподалеку от Чили в рейтинге расположилась Мексика, хорошие офшорные перспективы которой связаны в первую очередь с соседством с США и растущим числом испаноязычного населения в Америке (сейчас уже 40 млн. американцев говорят по-испански).

По мнению экспертов консалтинговой фирмы A.T. Kearney (www.atkearney.com), многое зависит от позиции правительства. Так, в Чили государственные органы провели национальный тест на знание английского языка и выявили 17 тыс. граждан, прошедших испытание. В Коста-Рике правительство стремится создать местные ИТ-компании, способные обслуживать глобальных клиентов. А в Доминиканской Республике и Пуэрто-Рико решили ограничиться испаноязычными заказчиками из США.

Эксперты фирмы Datamonitor (www.datamonitor.com) назвали страны Латинской Америки (в первую очередь, Бразилию, Мексику и Аргентину) самым быстрорастущим рынком Call-центров. В 2004 г. здесь насчитывалось свыше 5100 таких центров с более чем 336 тыс. рабочих мест. Согласно прогнозу, в 2008 г. число латиноамериканских Call-центров достигнет 11 900, а рабочих мест в них - 730 тыс. При этом под услуги аутсорсинга предприятиям США и Западной Европы (финансовым, телекоммуникационным и технологическим) в Мексике и Аргентине будет отдано примерно 23 тыс. рабочих мест. Заметим, что в 2004 г. американские компании использовали порядка 2,86 млн. рабочих мест Call-центров и только 0,4% из них (10 600) было отдано на аутсорсинг в Латинскую Америку. В целом до 2008-го Datamonitor ожидает следующие среднегодовые темпы прироста числа рабочих мест Call-центров: в Латинской Америке - 18,4%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 15,1%, в ЕМЕА - 7,1% и в США - менее 1%.

Африка

Хотя в рейтинге Economist Intelligence Unit странам Африки практически не уделяется внимания (самое высокое, 34-е, место досталось ЮАР), ряд экспертов полагают, что к потенциалу "черного континента" следует относиться со всем вниманием. Так, ЮАР опередила Индию в недавнем опросе британских компаний, проведенном маркетинговой фирмой Ion Group и посвященном выбору места для аутсорсинга Call-центров. Среди основных причин - совпадение или близость временных зон со странами Западной Европы, развитая технологическая инфраструктура, отсутствие лингвистического барьера и высокое качество обработки звонков. Сегодня только в Кейптауне действует свыше 200 Call-центров.

Небезынтересно, что, согласно прогнозу Datamonitor, в 2009 г. число рабочих мест в аутсорсинговых Call-центрах Северной Африки вырастет до 12 800, что почти в четыре раза больше по сравнению с сегодняшними 3500. Речь в первую очередь идет о потенциальных возможностях Египта (36-е место в рейтинге Economist Intelligence Unit), Туниса и Марокко, создающих дружественную инвестиционную среду и быстро развивающихся как в коммерческой, так и в технологической сферах. Эксперты констатируют франкоязычную ориентацию региона, но также отмечают его растущую привлекательность и для бизнеса расположенных поблизости англо- и испаноязычных стран Западной Европы, а также США. И еще один интересный факт - расположенная в Восточной Африке Кения недавно открыла свой первый международный Call-центр KenCall.

Развитые страны

Как правило, обсуждение вопросов офшора сводится к разговорам о развивающихся странах, готовых задешево предоставлять услуги на достаточно высоком уровне. Возможно, кого-то удивит список мировых лидеров по показателю UNCTAD - числу офшорных проектов в расчете на миллион жителей. Здесь Индия и Китай с показателями 0,2 и 0,1 заняли скромные 35-е и 37-е места соответственно. А десятку лидеров составили Сингапур (22,6), Ирландия (19,7), Нидерланды (11,6), Гонконг (7,6), Дания (5,1), Швеция (4,8), Австралия (3,7), Швейцария (3,6), Великобритания (3,1) и Канада (3,1) - в подавляющем большинстве страны высокоразвитые. Канада, например, располагает далеко не самыми высокооплачиваемыми специалистами, а близость к США делает эту страну привлекательной для американских компаний. В итоге эксперты Economist Intelligence Unit расположили ее на шестой строчке своего рейтинга. Ирландия и Великобритания - лучшие в Западной Европе специалисты по офшорным услугам благодаря своей природной англоязычности, развитым рынкам труда и отличным условиям для ведения бизнеса. Ситуация здесь сложилась во многом парадоксальная - Великобритания, к примеру, является крупнейшим потребителем офшорных производственных и ИТ-услуг и одновременно служит удачным местом для размещения штаб-квартир корпораций и инвестиций в таких областях, как реклама, разработка ПО и фармация.

Любопытно, что США занимают 20-е место и всего на три позиции отстают от России - оказывается, низкой стоимости труда можно противопоставить обилие специалистов и привлекательную бизнес-среду.

Эксперты признают, что развитые страны постепенно теряют свои позиции на рынке офшорных услуг, однако сбрасывать их со счетов отнюдь не стоит.

Конкуренция будет усиливаться

Перспективы рынка офшорных услуг эксперты Economist Intelligence Unit связывают в первую очередь с прогрессом в этой области Индии, Китая и некоторых стран Восточной Европы. Именно они в состоянии обострить конкуренцию с такими признанными асами офшора, как Ирландия, Великобритания и, в некоторой степени, США. Индии и Китаю предстоит усовершенствовать свою инфраструктуру, а Китаю - еще и владение английским языком. Хорошая перспектива восточноевропейских стран объясняется во многом их близостью к очень дорогим странам Западной Европы. В то же время, несмотря на не лучшие ценовые условия, Канада, Сингапур и Гонконг вполне могут отстоять свои позиции благодаря богатому опыту, хорошей инфраструктуре и правильному администрированию.

В заключение отметим, что невыигрышный для России фактор владения английским языком (точнее, американским вариантом корпоративного английского) может оказаться в ряде случаев не столь уж и важным. Речь идет об аутсорсинге бизнес-процессов, в выполнении которых главную роль играют профессионализм и умение анализировать и решать сложные проблемы. В их числе аналитики называют биоинформатику, биотехнологии, анализ рисков в страховании и т. п., а список потенциальных лидеров этого пока небольшого рынка возглавляют Россия и Бразилия.

Версия для печати