*1

_____

*1 Окончание. Начало см. PC Week/RE, N 11/ 2005, с. 42.

КОНФЕРЕНЦИИ

Через партнерство - к американскому рынку

Выход на западные рынки существенно упрощается, если у российской компании есть партнер за рубежом. Американский покупатель, особенно корпоративный, может знать и ценить уровень российского производителя в сфере высоких технологий и навыки российских специалистов, однако этих факторов недостаточно, чтобы убедить его сделать покупку. Потенциальному пользователю необходим локальный поставщик, способный реализовать решение на базе той или иной продукции или технологии, а также осуществлять техническую поддержку непосредственно в том регионе, где находится данный пользователь. При выборе технологии, какой бы уникальной она сама по себе ни была, эти два фактора будут решающими. Например, компания HTC Engineering (www.htc-e.com) специализируется на разработке устройств и встраиваемых систем. Ее конечным продуктом является набор проектной документации и прототип устройства, сделанного по заказу крупных вендоров или OEM (Original Equipment Manufacturer) в США. В НТС работают 30 квалифицированных менеджеров и инженеров, координирующих технические проекты, а фактическими исполнителями работ выступают небольшие фирмы и индивидуалы, находящиеся в разных странах мира, в том числе в США и в России. HTC Engineering, как сказал ее вице-президент по развитию бизнеса Лео Голдфельд (Leo Goldfeld), имеет обширную сеть зарубежных партнеров-субподрядчиков, специализирующихся в области программирования и электроники. Головной офис компании находится в Кремниевой долине, т. е. в непосредственной близости от заказчиков. Возможность живого контакта между фирмой и ее клиентами, а также высокий уровень экспертизы в области встраиваемых систем обеспечивают успех HTC Engineering. Как заметил Лео Голдфельд, в этой модели нет ничего нового: так работает Boeing, IBM и др. Объем рынка инжиниринговых услуг в области электроники составляет более 700 млрд. долл. Спрос на услуги HTC Engineering растет, и компания продолжает развивать свою партнерскую сеть.

Конечно, плату за услуги малых российских компаний, работающих с западными партнерами на условиях подряда, вряд ли можно назвать целевыми инвестициями, однако подобное сотрудничество имеет несколько положительных сторон для российских инженеров. Во-первых, это постоянный приток денежных средств для финансирования текущей деятельности компании; во-вторых, русские программисты получают практику ведения бизнеса с западными партнерами и наряду с этим представление о сегодняшнем уровне технологий, востребованных на западных рынках; в-третьих, имея партнера в США, российские фирмы могут получить от него рекомендательные письма, которые способны помочь в получении инвестиционных средств от западных венчурных фондов.

Каждый раз, когда разговор заходит о работах, выполняемых по системе подрядов за рубежом, иначе называемой аутсорсингом (outsourcing), встает вопрос о защите прав интеллектуальной собственности. Может ли случиться так, что права, фактически принадлежащие заказчику в США, будут нарушены подрядчиком? Например, произойдет передача (или продажа) исходного кода или принципиальных электрических схем устройств в другие руки без согласия заказчика. Из обсуждений экспертов можно заключить, что такой риск существует всегда, вне зависимости от того, где выполняются работы по подряду - в США, России, Китае, Индии... Однако эта проблема более актуальна для производителей ПО и устройств, поставляемых на розничный рынок. На специализированных же рынках, каковыми являются рынки встраиваемых систем, системного ПО, специализированных микросхем и т. п., она стоит менее остро, так как, во-первых, подрядчики дорожат своей работой и репутацией, поэтому не нарушают права интеллектуальной собственности заказчика; а во-вторых, эти продукты и исходный код настолько уникальны по степени специализации, что продать их на "черном" рынке практически невозможно.

На симпозиуме обсуждались и другие проблемы, связанные с обменом интеллектуальной собственностью между странами. Например, в США существуют ограничения на вывоз и ввоз некоторой высокотехнологичной продукции и, прежде чем передать или принять технологию, нужно пройти аудит пакета технологий в министерстве торговли. Процедура проверки может длиться год, а иногда и дольше. Этот фактор следует учитывать при формировании партнерского союза, специализирующегося на экспорте/импорте технологий.

Интеллектуальный капитал в системе образования

Высшие учебные заведения в США - это не только поставщики высококвалифицированных кадров, но и создатели интеллектуальной собственности. Для многих американских университетов доходы от лицензирования патентов на изобретения, полученных в стенах вуза, составляют существенную часть бюджета. Например, Стэнфордский университет, имеющий более 700 патентов на изобретения, лицензирует больше половины своих изобретений и работает над коммерциализацией остальных патентов. Поступления в его бюджет от продажи патентов составляют порядка 14% в год. Как заметили представители университета, администрация вуза прекрасно понимает, что трудно определить коммерческий успех исследований, когда те еще находятся на ранних стадиях. Тем не менее, они нацеливают студентов и аспирантов на то, чтобы финалом исследования был результат, имеющий экономическую целесообразность. Ректор Московского физико-технического института Николай Кудрявцев сказал, что в российских университетах такой возможности нет, поскольку практика такова, что патенты на изобретения принадлежат непосредственно исследователям, а не институту, в котором они проводили исследования. Вопрос интеллектуальной собственности требует отдельного обсуждения, так как для многих американских инвесторов именно изобретение или идея российской компании будет служить залогом и гарантией безопасности их инвестиций.

Российские частные инвестиции в ИТ

В РФ развивается институт инвестиционных фондов. Возглавляют эти фонды представители молодого поколения менеджеров нового типа, получивших образование в американских бизнес-школах. Для отечественных предпринимателей в области ИТ эти фонды могут быть гораздо более доступными, чем западные венчурные фонды. К сожалению, пока в России количество таких фондов очень мало. На симпозиуме выступили руководители трех российских инвестиционных фондов. Delta Capital Management (www.deltacapital.ru/rus/) сравнительно давно ведет бизнес в России и других странах СНГ. Эта компания, финансируемая американскими и японскими инвесторами, предоставляет широкий спектр услуг в области выдачи кредитов и лизинга оборудования и инвестирует средства в российские компании, работающие в различных областях промышленности, в частности в ИТ-секторе. Ее менеджмент помогает предпринимателю в планировании и старте нового бизнеса.

Инвестиционное крыло российского консорциума "Альфа-Групп" - фонд "Российские Технологии" (www.ru-tech.ru) - создано сравнительно недавно и специализируется исключительно на технологическом секторе. Портфолио фонда имеет сбалансированный набор инвестиций как в развитие российских высоких технологий, так и во внедрение и продажу западных технологий на российском рынке. Топ-менеджеры "Русских Технологий" считают своей стратегической целью успешный вывод отечественных технологий на западные рынки. Для реализации этой задачи инвестиционный фонд создает стратегические партнерства с западными венчурными фондами. Оценивая возможность инвестирования, руководители фонда в первую очередь ставят на идею и коммерческую пригодность продукта, созданного на основе этой идеи. Наличие бизнес-плана и квалифицированных руководителей не является обязательным требованием в том случае, если автор идеи согласен взять на себя бремя руководства новой компанией.

Третий пример российского инвестиционного фонда - "ПромСвязьКапитал" (www.pscapital.ru). Он занимается инвестициями в готовые и успешно работающие предприятия России. Фонд самостоятельно ищет компании, привлекательные для инвестиций. В спектр его интересов входят различные отрасли, включая сферу высоких технологий. В отличие от первых двух фондов "ПромСвязьКапитал" не работает с начинающими компаниями.

Оправдать доверие партнеров

Итоги симпозиума показывают, что в США существует реальный интерес к российскому высокотехнологичному сектору, и представители нашей "хайтек"-индустрии также заинтересованы в западных инвестициях. Но есть ряд проблем, препятствующих активному сотрудничеству. Прежде всего это то, что российские предприниматели просто не осведомлены о многочисленных финансовых программах западной стороны. Кроме того, практика планирования и обоснования бизнеса пока широко не принята среди российских предпринимателей, что по сути является неспособностью говорить с инвестором на понятном ему языке цифр и экономических оценок. Политические факторы во взаимоотношениях США и России я назвал бы вторичными. Если инициатива будет проявляться со стороны российских ИТ-компаний, то и государство будет активней действовать в области законотворчества и выработки экономических программ развития ИТ, тем более что государство объявило о своем намерении работать в этой области. Наличие удачных и равноправных экономических отношений между обеими странами в области технологий позитивно скажется и на политических отношениях между ними.

Неоценимая заслуга симпозиума состоит еще и в том, что он дал возможность неформального и персонального общения людей различных профессий. Насколько мне известно, существуют планы организовать очередной симпозиум в России. Министр науки и образования Российской Федерации Андрей Фурсенко в заключительном слове сказал, что симпозиум прошел успешно, но предложил не торопить события, а узнать друг друга лучше, чтобы сотрудничество в области ИТ было построено на доверии и паритете. "Давайте говорить друг другу комплименты", - закончил он свою речь словами Булата Окуджавы.

Версия для печати