За последние пять лет мировой рынок мультимедиа-проекторов (ММП) претерпел кардинальные изменения, способствовавшие росту популярности этого вида продукции. С одной стороны, ММП-индустрия уже вступила в пору технологической зрелости, а с другой - пока еще сохраняет достаточно хорошую маржу, что обеспечивает товарную привлекательность проекторов для производителей и их партнеров. В результате сегодня спектр предлагаемых ими аппаратов, как никогда, широк, и в этом смысле мультимедиа-проекторы уже ни в чем не уступают другим популярным видам компьютерной периферии. Практически на любой запрос можно подобрать адекватное предложение, причем не только по функциональным возможностям, но и по стоимости. Действительно, вполне современный, обладающий базовым набором функций аппарат можно приобрести по цене не очень навороченного компьютера в полной комплектации (в пределах $1000).

Востребованность ММП даже в ту пору, когда они были несовершенны, а стоили очень дорого, предопределялась в первую очередь изменением роли информации в современном обществе. Как только у вас возникает необходимость в том, чтобы аудитория, к которой вы обращаетесь, усвоила из сказанного вами как можно больше и как можно правильнее, немедленно встает вопрос об использовании дополнительных средств донесения информации (текста, графики, видео). Именно поэтому ММП давно и широко применяются при проведении бизнес-презентаций и бизнес-семинаров, которые помогают расширять круг заказчиков, особенно в сфере "тяжелых" высокотехнологичных решений, где традиционные для массового рынка маркетинговые инструменты оказываются не столь эффективны. Между тем задача доходчивого изложения информации ежедневно стоит перед преподавателями многочисленных учебных заведений. Образование - как раз та сфера, где современные средства донесения информации, казалось бы, необходимы как воздух.

Аномальный эффект

Еще четыре года назад, когда львиная доля выпускаемых в мире проекторов поставлялась в корпоративный сектор, аналитики предсказывали быстрый рост образовательного и домашнего сегментов рынка ММП. И не ошиблись. В частности, данные аналитического агентства DTC по региону EMEA за последние годы свидетельствуют о том, что на сферу образования здесь приходилось чуть менее 30% поставок и, согласно прогнозу агентства, на этом же уровне они останутся по крайней мере вплоть до 2007 г., тогда как доля корпоративного сегмента будет снижаться, а домашнего - возрастать.

Достаточно точных и объективных данных относительно сегментов сбыта ММП в России, к сожалению, нет, но есть основания полагать, что и здесь тенденции те же. Однако присутствует и своя специфика, предопределяемая значительной, а иногда и решающей ролью государственных органов в формировании заказа. Так, реализовывавшийся в период 2001-2004 гг. в рамках федеральной программы "Дети России" проект "Компьютеризация школ России", под который было закуплено в общей сложности немногим менее 20 тыс. проекторов, в значительной мере повлиял на рыночную статистику в сегменте ММП (вплоть до того, что, оценивая объем рынка и положение на нем ведущих игроков, аналитики, в частности из компании ITResearch, предпочитают приводить данные как с учетом тендера, так и без него).    

Привлеченные нами в качестве экспертов представители действующих на российском рынке ММП компаний (см. врезку), как правило, отчетливо разделяют подсегменты вузовского и школьного образования в силу свойственных им особенностей. "Эти сегменты предполагают абсолютно разную технологию продаж, - констатирует Дмитрий Комаров, руководитель отдела продаж компании CTC Capital. - Школы не имеют собственных средств, и сюда проекторы подбираются фактически по трем критериям: цена, яркость, контрастность. Это не самые адекватные параметры для выбора проектора. В вузах, обладающих определенной финансовой самостоятельностью, подход к выбору оборудования иной и предполагает учет более широкого спектра характеристик".

Действительно, если с высшей школой у поставщиков ММП отношения складываются пусть и не быстро, и не просто, но на общих основаниях и по рыночным законам (та же CTC Capital поставила в вузы не одну сотню проекторов), то с системой школьного образования ситуация совершенно иная. Парадоксально, но факт - потенциально самый емкий потребительский сегмент в сфере обучения сегодня малопривлекателен для поставщиков ММП. Это подтверждает, в частности, и Лариса Кучиева, заместитель директора компании "ДеЛайт2000", участвовавшей в крупнейшем гостендере на одном из его этапов: "У любой компании, не связанной с тендерными поставками, продажи в школы минимальны. Реально на сегодняшний день мы ощущаем потребность в ММП в основном со стороны вузов. Сюда иногда поставляются и комплексные решения, поэтому данный круг клиентов нам наиболее интересен. Надо признать, что масштабные гостендеры - это в основном вендорный бизнес, а дистрибьютору, кроме гордого звания поставщика в рамках госпрограммы и некоторого увеличения доли рынка, они мало что дают".

Если говорить о финансовой стороне дела, очевидно, все именно так, но вполне правомочен и несколько иной взгляд на ту же ситуацию. "В данном случае важна имиджевая сторона дела, - считает Геннадий Клейменов, директор по развитию бизнеса компании "Русский Стиль", не один год обеспечивавшей поставки в рамках программы "Дети России". - Panasonic, Toshiba, другие производители, которые участвовали в тендере, выполняли поставки на специальных условиях (возможно, отказываясь от прибыли). Тем не менее этим они демонстрируют свою заинтересованность в присутствии на рынке, а также поддержку программ по его развитию. И здесь я вижу положительный момент не только для производителя. Мне, как дистрибьютору (в частности продукции Toshiba), тоже не все равно, чьи проекторы будут стоять в школах. Ведь это своего рода инвестиции в будущее".    

Так или иначе, в связи с завершением проекта компьютеризации школ проблемы централизованных тендерных поставок, по крайней мере на некоторое время, отойдут в сторону и все вернется на круги своя... для производителей и дистрибьюторов. А для школы? Несмотря на значительное количество закупленных государством проекторов, сказать, что школы ими обеспечены в достаточной мере, нельзя. Исполнители госпрограммы, ориентированной прежде всего на сельские учебные заведения, в силу ограниченности ее бюджета исходили из простого правила - в каждую школу по проектору. Но, хотя проекторы закупались и по другим менее масштабным тендерам, организованным местными властями, даже в Москве не каждая школа имеет хотя бы один проекционный аппарат. И дело не только в этом. Казалось бы, в такой ситуации каждый из приобретенных аппаратов должен использоваться без передышки. Увы... "Наша компания не один год работает с образовательными учреждениями, причем не только в столице, но и в регионах, где у нас действуют уже два представительства, - рассказывает Михаил Гасымов, руководитель департамента регионального развития компании Polymedia. - К сожалению, мы отмечаем, что зачастую проекционное оборудование, разными способами попавшее в школу, используется или крайне редко, или не используется вообще. Преподаватели не имеют опыта работы с ним. Оно не сложное, но в школах нет специальных методических программ, рассчитанных на преподавание предметов с применением ММП. Нет материала, с которым можно было бы работать. Фактически учитель стоит перед выбором: или готовить материал самому, или отказаться от проектора. Мы неоднократно сталкивались с подобной ситуацией и в школах, и в вузах".

Нельзя, однако, сказать, что в поддержку образовательного процесса выпущено мало мультимедиа-дисков. Согласно официальным данным, опубликованным на сайте Исполнительной дирекции федеральной программы "Дети России", в 2001 г. в школы было поставлено 31 060 комплектов из 23 электронных пособий на 27 CD-ROM, а в 2002-м еще 8400 комплектов, включавших уже 27 пособий на 31 CD-ROM (см. http://expert.mto.ru/p8.html). К настоящему же времени перечень разработанных и уже апробированных на экспериментальных площадках образовательных продуктов намного шире (см. http://ccs.mto.ru/cdroms.html). Кроме того, активно, хотя и не без проблем, идет процесс интернетизации школ, а это означает, что у преподавателей появляется еще один мощный ресурс. Правда, и CD-ROM, и тем более Интернет-ресурсы в подавляющем большинстве не адаптированы напрямую к учебной программе, что значительно затрудняет их встраивание в образовательный процесс. А если к тому же учесть, что на всех преподавателей в школе приходится всего один проектор, то становится понятно - для рядового учителя все это лишние хлопоты и в такой ситуации проектор будет использоваться лишь для показательных выступлений. Что для начала тоже неплохо. Хуже, если он просто лежит под замком. Тогда экономия государственных средств за счет предоставленных производителями ценовых скидок под большой тендер оказывается кажущейся. "Минус в организации тендера заключается в том, что многие школы из тех, что получили товар, не знают, что с ним делать, - считает Дмитрий Комаров. - Это потому, что в самой процедуре отсутствовала технология продажи. Когда конечный потребитель платит сам, таких проблем не возникает".    

И все же нужно признать, что тендер при всех возможных издержках сыграл важную роль. "Большие тендеры развивают рынок в целом, - подчеркивает Геннадий Клейменов. - Эффект от них есть, хотя не всегда он такой, какой мог бы быть". Отметим и еще один момент - фактически сделан шаг к тому, чтобы разорвать замкнутый круг: с одной стороны, техника не закупается, потому что непонятно, как ее применять, а денег и так на многое не хватает, а с другой - чтобы научиться ее применять, нужно на чем-то пробовать.

Энтузиасты (а такие есть и в высших учебных заведениях, и в обычных школах) уже пробуют и вполне успешно. Но совершенно ясно, что положительный эффект от использования современных технических средств в виде повышения общего качества образования может быть достигнут лишь тогда, когда эти средства будут применяться повсеместно и постоянно. Блестящий педагог, вероятно, неплохо справится со своей задачей и без них, а вот обычному преподавателю, привыкшему отрабатывать стандартную программу, они помогут сделать занятие более интересным и содержательным, а главное - эффективным. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт (см. www.districtadministration.com/page.cfm?p=778).

Если говорить конкретно о мультимедиа-проекторах, то для сферы образования они, на наш взгляд, могут стать и экономически выгодным инструментом. Сегодня информатизацию образования зачастую связывают в основном с оснащением учебных заведений компьютерами. Между тем ПК - инструмент индивидуального пользования, и, как признают сами учителя, чтобы провести полноценный урок с применением компьютерных средств обучения, нужно иметь возможность посадить за компьютеры одновременно хотя бы половину класса. Нетрудно подсчитать, что для обычной городской школы, имеющей около 20 классов, даже 30-40 ПК - это очень скромно. А ведь их же еще нужно обслуживать и, по-хорошему, через три - четыре года максимум заменить в силу полного морального устаревания. К тому же и программное обеспечение, если его покупать, обходится недешево. Так что наращивание компьютерного парка - путь весьма затратный, а приобретение вместо трех дополнительных ПК комплекта из компьютера и мультимедиа-проектора, которые позволят компьютеризировать целую аудиторию, представляется вполне разумным выходом из положения. (Можно вообще обойтись без компьютера, если сделать ставку на проекторы с сетевым интерфейсом.) Правда, прежде чем подобный подход получит распространение, нужно пройти еще немалый путь. Как считает, например, Михаил Гасымов, если в других сегментах рынка уже есть общее представление о том, что такое мультимедиа-проектор и какими функциональными возможностями подобные устройства обладают, то в школьной сфере, особенно вдали от столицы, такое представление еще нужно сформировать. И тут, по его мнению, уместны и директивное продвижение "сверху" и встречная работа заинтересованных в этом рынке поставщиков ММП. Кроме того, Лариса Кучиева справедливо замечает: "Хотя сегодня уровень грамотности потребителей не сравнить с тем, что был пять лет назад (и в этом велика заслуга и дистрибьюторов, и вендоров), необходимость в просветительской работе будет всегда, потому что техника не стоит на месте и люди должны знать, какие новинки появляются, какие новые возможности они несут". В целом же слабая осведомленность столь широкого круга потенциальных заказчиков, по мнению Геннадия Клейменова, свидетельствует о недостаточной развитости рынка ММП в стране: "Просвещением потенциальных потребителей должны заниматься в первую очередь наши партнеры второго уровня. Они ближе к школе, и они должны предоставить ей дополнительный сервис. Многие же компании, которые продают проекторы, знают о них меньше нас, дистрибьюторов. В этом смысле рынок еще слабо развит".    

Что предлагает индустрия

Очевидно, неразвитостью рынка ММП в целом объясняется и фактическое отсутствие у поставщиков постоянно действующих специальных программ для сферы образования. Рынок ММП даже по российским меркам еще невелик, и пока дело ограничивается периодически проводимыми акциями, предполагающими либо скидки на определенное оборудование, либо бесплатное предоставление дополнительного сервиса. Впрочем, и в других странах ситуация примерно та же, поскольку масштабные программы, как правило, инициируются вендорами, а не дистрибьюторами. В частности, в прошлом году Mitsubishi Electric проводила акцию, в рамках которой на отдельные модели проекторов лампы предлагались с 50%-ной скидкой. Кстати, результаты недавно проведенного аналитической компанией TFCinfo (www.tfcinfo.com) исследования рынка показывают, что наиболее отрицательным моментом в эксплуатации проекторов пользователи считают высокую стоимость замены лампы. Это обстоятельство, очевидно, подтолкнуло и компанию NEC к запуску с 1 апреля нынешнего года специальной программы NEC Lamp Protect Program для государственных и образовательных учреждений. Она распространяется на модели серии VT (включая модели VT47, VT470, VT570, VT670 и VT770) и предполагает предоставление за $295 услуги по бесплатной замене вышедшей из строя лампы (до двух раз, притом что цена одной лампы заметно превышает стоимость услуги) в течение трех лет с момента приобретения проектора.

Реализовывать программу будут авторизованные партнеры NEC, а вот насколько она может быть популярной в России, предположить нетрудно. Ведь участвовать в ней имеет смысл прежде всего тем, кто интенсивно использует проекторы в своей работе и реально сталкивается с необходимостью частой замены ламп. Кроме того, пользователь должен обладать и финансовой самостоятельностью, поскольку за услугу сначала нужно заплатить.   

Вместе с тем, как мы уже отметили в самом начале, свою основную задачу по выпуску разнообразной продукции, рассчитанной на разные категории потребителей, производители решают вполне успешно. Хотя, в принципе, в сферу образования поставляются решения разного класса, ограниченность бюджетов (не только у нас, но и за рубежом) предопределяет особую популярность здесь наиболее дешевых моделей.

Как утверждает, например, Дмитрий Комаров, "специальных проекторов для образования нет и быть не может", но выделить некоторые присущие этой сфере требования все же можно. Хотя в своем мнении наши эксперты сходятся не по всем пунктам, результаты экспресс-опроса позволяют назвать в числе наиболее важных характеристик длительный срок службы заменяемой лампы и русифицированное меню настройки (вероятно, это важно прежде всего для школ). Чуть меньший приоритет имеют такие особенности: возможность немедленного выключения проектора из розетки (охлаждающий вентилятор при этом продолжает работать за счет энергии, накопленной в конденсаторах), наличие выхода на контрольный монитор и средств защиты от кражи, расширенная гарантия. В этом же ряду упоминается и низкая цена. Вполне логично, что представители специализирующихся в области проекционного оборудования фирм не отдали ей первый приоритет. Собственно, и заказчик, приобретающий для себя и на свои, далеко не всегда выбирает самое дешевое.

И все же на первом этапе, на наш взгляд, когда еще не совсем ясно, как будет использоваться устройство, ставка на модели нижнего ценового диапазона представляется вполне оправданной. Сегодня подобные аппараты, хотя и не обладают полным набором перечисленных выше функций, по оптическим характеристикам (разрешение - SVGA, яркость - до 1500 ANSI-лм), как считают наши эксперты, вполне пригодны для работы в типовом классном помещении. По данным Web-сервера ALLprojectors.ru, такие аппараты в Москве можно приобрести по цене от 700 долл. (если поискать) и выше. Кстати, по мнению Виктора Поповского, директора департамента профессиональной техники московского представительства Toshiba Europe GMBH, вряд ли можно ожидать, что нижняя цена для мультимедиа-проекторов, выполненных по традиционным технологиям (LCD и DLP), в дальнейшем может заметно снизиться: "Вероятно, постепенно будут дешеветь старшие модели, но нижний ценовой уровень уже близок к своему порогу".

ММП у нижнего ценового порога* 

Примечательно, что с недавних пор разряд наиболее доступных по цене аппаратов пополнился и DLP-моделями. Более того, одна из них - Toshiba S20 - в прошлом году была закуплена по тендеру в рамках программы "Дети России". В данной статье мы не будем углубляться в детали давно обсуждаемой на страницах печати темы "DLP против LCD", тем более что однозначного ответа на вопрос, какая технология лучше, нет и не предвидится. (Правда, для сферы образования вопрос следовало бы сформулировать несколько иначе: какая технология оказывает меньшее влияние на зрение и здоровье в целом?) Приведем лишь мнение наших экспертов: за исключением представителя CTC Capital, отдавшего некоторое предпочтение LCD-технологии, все они придерживаются совершенно нейтральной позиции. "Сами продавцы, выбирая аппарат для себя, расходятся в предпочтениях, - отмечает Лариса Кучиева. - Выбор в этом смысле всегда субъективен". В том же ключе говорит и Геннадий Клейменов: "Заявления о том, что одна технология вреднее другой, обусловлены, главным образом, маркетинговыми войнами производителей. У наших клиентов порою возникают нарекания в адрес той или иной приобретенной ими модели, но никогда это не связано с ее базовой технологией. Потому мы для себя решили, что, сравнивая проекторы, на технологию обращаем внимание в самую последнюю очередь". Немаловажным для заказчиков из учебных заведений может оказаться и замечание Виктора Поповского: "Как производитель, который имеет в своей линейке проекторы обоих типов, я могу сказать, что, по статистике наших сервисных центров, DLP-модели попадают туда реже. Кроме того, сам за себя говорит и тот факт, что даже в США, где права потребителя защищены как нигде, нам не известны случаи судебного преследования производителя проекторов за нанесенный здоровью покупателя ущерб". Добавим к этому, что в десятку наиболее востребованных сферой образования моделей популярный американский Web-сайт Projectorcentral (www.projectorcentral.com) включил девять аппаратов на основе технологии DLP. Так или иначе, теперь и в российских школах можно при желании собрать статистику отказов и предпочтений. На будущее.

Наши эксперты

На обращение PC Week/RE к поставщикам ММП с просьбой принять участие в обсуждении темы, вынесенной в заголовок статьи, откликнулись:

Лариса Кучиева,

заместитель директора компании "ДеЛайт2000"

Дмитрий Комаров,

руководитель отдела продаж компании CTC Capital

Михаил Гасымов,

коммерческий руководитель департамента регионального управления развития компании Polymedia

Генадий Клейменов,

директор по развитию бизнеса компании "Русский Стиль"

Виктор Поповский,

директор департамента профессиональной техники московского представительства компании Toshiba Europe GMBH

Вместо резюме

Можно не сомневаться, что в ближайшие годы стремление к получению хорошего образования, обеспечивающего выпускнику лучшие, с точки зрения работодателя, стартовые позиции, будет только расти, а вместе с ним будет расти и негласная конкуренция между учебными заведениями и высшего, и среднего звена. Лучшая техническая оснащенность (а именно ее, как правило, стремятся продемонстрировать учебные заведения при проведении дней открытых дверей) - важный аргумент и для тех, кто хотел бы работать в образовательном учреждении, и уж тем более для желающих там учиться. Вузы, уже давно включившиеся в коммерческую деятельность, к этому приходят быстрее. Да и в школах уже немало накоплено положительного опыта на экспериментальных площадках, вот только широкого распространения он пока не получил. На данный момент наши эксперты единодушно связывают перспективы этого сегмента, как потребителя проекционной техники, главным образом с политикой государства в сфере образования, не отрицая, впрочем, и важности собственных инициативных действий. "Когда компания прикладывает достаточно активные усилия, дело сдвигается с места, - утверждает Михаил Гасымов. - Медленно, но сдвигается. У нас есть опыт работы с региональными органами образования, и он положительный. Когда приглашенные на семинар в отдел образования директора школ видят, что практика внедрения нашей техники одобряется сверху, то это служит для них толчком к действию. Важно пробудить интерес, и тогда появляется потребность".

Версия для печати