АНАЛИТИКА

Сотовый телефон становится инструментом банковской авторизации

    

Швеция выступила пионером реального применения сотовых телефонов как средств идентификации личности при проведении банковских операций. Сразу несколько местных банков (Danske Bank Sweden, ForeningsSparbanken, Handelsbanken, Ikanobanken, Lansforsakringar Bank and SkandiaBanken), а также оператор TeliaSonera Sweden и производитель оборудования Ericsson (это далеко не полный список участников альянса) договорились об общем стандарте защищенной электронной идентификации и авторизации подписи посредством сотовой трубки BankID, в основе которого лежит международная спецификация e-ID (идентификация с использованием SIM-карты). Тестирование шведского варианта стандарта применительно к ряду сервисов (банковские транзакции, заполнение налоговых деклараций и даже электронное голосование) продлится всю вторую половину года.

Участники соглашения сейчас создают некоммерческую организацию, которая займется поддержкой и дальнейшим развитием стандарта, а также его продвижением на международный рынок. Дополнительную информацию можно найти на сайте: www.wpki.net.

Автомобили научатся понимать водителя с полуслова

По мнению экспертов Strategy Analytics (www.strategyanalytics.com), производителям автомобильной электроники стоит серьезно отнестись к ужесточению требований по обеспечению безопасности применения сотовых телефонов и использования других функций все более сложной бортовой аппаратуры во время движения (аудио, видео, навигация, климат-контроль и т. п.). В качестве одного из наиболее перспективных способов управления всей этой техникой с минимальным риском отвлечения водителя от контроля за дорожной обстановкой аналитики называют технологию распознавания речи. Именно она способна при надлежащем инвестировании в исследования и разработки оставить позади конкурентов (сенсорные навигаторы, центральные контроллеры типа BMW iDrive и др.) и стать стандартным человеко-машинным интерфейсом для новых автомобилей.

По оценкам Strategy Analytics, в 2010 г. технологией распознавания речи будет оснащено примерно 50,3 млн. автомобилей, что будет соответствовать 30-40%-ному уровню охвата авторынка. Эта технология возьмет на себя разнообразные функции управления - от набора номера на сотовом телефоне и переключения станций на радиоприемнике до программирования навигационных систем и вызова экстренных служб.

На рынке систем автомобильной навигации усиливается конкуренция

И происходит это, по наблюдениям ABI Research (www.abiresearch.com), вследствие активизации не только традиционных производителей бортовых навигационных устройств, но и поставщиков портативных компьютеров и аксессуаров, увидевших для себя нишу в сегменте автомобильной навигации. Труднее всего в этих условиях приходится автопроизводителям, предлагающим штатное оборудование для своих автомашин.

По оценкам ABI Research, указанная тенденция уже привела в прошлом году к тому, что в Европе продажи нештатных навигационных систем, более разнообразных и дешевых, превысили продажи систем штатных. Аналитики рекомендуют автопроизводителям, желающим побороться за рынок автонавигаторов, снабдить предлагаемые ими ОЕМ-системы дополнительными возможностями, например жесткими дисками высокой емкости для хранения мультимедийных данных, улучшенными пользовательскими интерфейсами (распознавание речи, большие экраны и т. п.), поддержкой телематических сервисов (E-Call/B-Call) и т. д.

Среди перспективных, хотя и не лишенных недостатков технологий, повышающих качество работы автонавигаторов, эксперты выделяют передачу динамических данных в реальном времени по каналам FM или спутникового радио (североамериканский вариант) или по каналам сотовой связи через Bluetooth-совместимые телефоны (европейский вариант).

Даёшь работу в беспроводной индустрии!

Онлайновый ресурс TelecomCarreers.net, специализирующийся на трудоустройстве в секторе телекоммуникаций, провел специальное исследование, которое было направлено на выявление уровня интереса к работе в отрасли беспроводных телекоммуникаций. Опросы проводились на последней конференции CTIA Wireless и через Интернет. Исследователи обнаружили, что эта отрасль продолжает громко заявлять о себе и создавать рабочие места. Почти три четверти респондентов (74%) назвали рынок труда в беспроводном сегменте развитым либо как минимум растущим. Все они считают работу здесь привлекательной для себя. В качестве самых "горячих" сегментов отмечены сотовые сети 3G и беспроводные сети Wi-Fi.

Согласно заявлению TelecomCarreers.net, по сравнению с прошлым годом число публикуемых на этом ресурсе предложений о работе в секторе беспроводных коммуникаций практически удвоилось.

WiMAX и возврат беспроводных инвестиций

По оценкам ирландской исследовательской фирмы Research and Markets (www.researchandmarkets.com), рынок средств беспроводной связи (wireless connectivity) вырастет более чем в 5 раз: с 2,4 млрд. долл. в 2004 г. до 12,4 млрд. долл. в 2010-м. Однако, несмотря на столь высокие темпы роста, операторам нужно особое внимание уделить стратегии инвестиций, поскольку одни перспективные технологии могут сделать возврат инвестиций в другие крайне затруднительным. Речь в первую очередь идет о WiMAX, фиксированный вариант которого может стать доступным уже в конце нынешнего года, а мобильный - в ближайшие пару лет. Эксперты отмечают, что предоставляемые этой технологией возможности настолько привлекательны, что операторы, активно инвестирующие в инфраструктуру сетей 3G или Wi-Fi, могут столкнуться с проблемой возврата своих инвестиций. Впрочем, не исключается и возможность спокойного сосуществования всех этих технологий, если они займут разные рыночные ниши.

MEMS проникает в сотовые телефоны

Эксперты Research and Markets проанализировали перспективы применения микроэлектронных технологий (MEMS) в сотовых телефонах с целью улучшения таких их характеристик, как портативность и беспроводная функциональность.

Современный сотовый телефон - многофункциональное мультимедийнокоммуникационное устройство, обладающее рядом функций, присущих портативным компьютерам и цифровым камерам. Технология MEMS может помочь усовершенствовать целый ряд узлов этих устройств. Например, кремниевые микрофоны проще и дешевле в производстве, чем традиционные ЕСМ-микрофоны, но при этом обладают сопоставимой функциональностью. Микроэлектронные 3D-акселерометры расширяют возможности интерфейса и обеспечивают активизацию "тихого" режима. Благодаря производимым по технологии MEMS активным и пассивным радиочастотным устройствам достигаются лучшая интеграция компонентов и повышенные частотные характеристики. Микроэлектронные гироскопы служат для стабилизации цифровой камеры и GPS-приемника, а топливные микроэлементы повышают продолжительность работы от батареи. С помощью MEMS, кроме того, можно превратить сотовый аппарат в персональную метеостанцию и монитор состояния здоровья.

По оценкам Research and Markets, рынок MEMS-приложений для сотовых телефонов в 2004 г. немного недотянул до 2 млн. долл. (в промышленных масштабах выпускались только 3D-акселерометры и кремниевые микрофоны), но уже в 2008-м он составит 250 млн. долл.

Камерофоны начинают серьёзно угрожать рынку цифровых камер

Рынки камерофонов и цифровых камер начали демонстрировать разнонаправленные тенденции. Так, по данным Strategy Analytics, продажи сотовых телефонов с камерами выросли в 2004 г. на 200% и достигли уровня в 257 млн. шт., или 38% всех проданных мобильных телефонов. В 2003-м эта доля составляла лишь 16% (всего было продано 84 млн. камерофонов).

Столь стремительный рост сопровождается экспансией камерофонов в младший сегмент рынка цифрового фото, который, похоже, начал выдыхаться. Так, по данным японской ассоциации CIPA (Camera and Imaging Products Association), в феврале впервые наблюдалось сокращение объемов экспорта камер местных брендов (они контролируют 80% мирового рынка) на 0,9% в штуках и на 11% в денежном выражении по сравнению с февралем прошлого года. По мнению экспертов, это связано с резким падением цен на цифровую фототехнику в условиях насыщения рынка.

В Strategy Analytics полагают, что в 2010 г. камерофоны завоюют 15%-ную долю в секторе цифровых камер категории low-end. Эксперты также ожидают на рынке камерофонов разворачивание настоящей войны мегапикселов, которую мы наблюдали среди цифровых камер. Кроме того, эти устройства будут стандартно оснащаться слотами для съемных карт памяти.

Флэш-карточки скоро будут видны только под микроскопом

Миниатюризация ручных устройств наряду с требованием увеличения их эффективной памяти для хранения мультимедийных данных ставит новые задачи перед производителями флэш-памяти. На этом пути создаются карты памяти уменьшенного форм-фактора и идет процесс их стандартизации. Например, компания Samsung Electronics специально для мультимедийных смартфонов с цифровыми камерами высокого разрешения (5-7 мегапикселов) разработала карточку MMC Micro размером с человеческий ноготь: 24x32x1,4 мм, что на 2/3 меньше, чем у RS-MMC. Новинка содержит четыре чипа NAND Flash и может работать в двух режимах питания - при напряжении 1,8 или 3,3 В, что дает возможность реализовывать режим максимального энергосбережения. MMC Micro позволяет считывать данные со скоростью 10 Мб/с и записывать их со скоростью 7 Мб/с. Пока организован выпуск карт емкостью 32, 64, 128 и 256 Мб. Заявленный срок службы - 10 000 циклов перезаписи. В ближайшие три месяца планируется расширить линейку версией на 512 Мб, а двухгигабайтная карта будет представлена в первой половине 2006 г.

Samsung работает над стандартизацией своей разработки совместно с ассоциацией MMCA (Multimedia Card Association). Компания уже оснащает слотами MMC Micro собственные сотовые аппараты последнего поколения и надеется на поддержку этого формата и другими производителями трубок.

Всем мобильным устройствам суждено стать "почтарями"

Аналитики Gartner (www.gartner.com) оценили перспективы оснащения смартфонов и иных типов мобильных устройств средствами поддержки электронной почты. И пришли к заключению, что к концу 2008 г., несмотря на противодействие операторов беспроводной связи, которым этот сервис не приносит прибыли, на рынке не будут продаваться устройства без функции E-Mail. Эксперты связывают это с тем, что электронная почта быстро становится необходимым элементом мобильного аппарата, подобно тому, как голосовая сотовая связь завоевывала миллионы приверженцев несколько лет назад.

Операторы сопротивляются по ряду причин. Так, они не могут взять под контроль и заставить оплачивать спам. Понятное беспокойство у них вызывает и очевидная перспектива сокращения голосового трафика, особенно в корпоративном сегменте рынка, так как многие бизнес-пользователи предпочтут обмен E-Mail устным разговорам.

Тем не менее в Gartner считают, что сотовые операторы будут вынуждены открыть доступ к передаче сообщений электронной почты через свои сети для всех, включая спамеров. В свое время телеком уже проиграл подобную битву за открытый Интернет.

RFID получил поддержку армии и авиации

До недавнего времени самым масштабным проектом в мире по внедрению технологии радиочастотной идентификации RFID считался проект перехода на радиометки в системе управления цепочками поставок для американской розничной сети Wal-Mart. На первом этапе он должен был охватить 100 ее крупнейших поставщиков. Но все это меркнет по сравнению с затеей американского министерства обороны, решившего перевести на рельсы RFID аж 43 тыс. с лишним своих поставщиков. Как отмечают аналитики ABI Research, если сюда добавить проекты внедрения RFID в логистических системах двух главных мировых авиаконцернов Boeing и Airbus, то 2005 г. можно смело назвать годом старта больших вертикальных рынков RFID.

Эксперты отмечают, что для авиастроительной индустрии применение RFID является способом улучшения эффективности возврата инвестиций - жизненно важной проблемы в современных условиях. Повышение безопасности самолетов и сокращение избыточности в цепочке поставок - дополнительные преимущества. Поскольку Boeing и Airbus используют много одних и тех же компонентов, оба концерна ведут с американской авиационной администрацией работу по формализации процедур сертификации RFID-систем идентификации комплектующих.

Для оборонного ведомства технология RFID важна не с точки зрения совершенствования бизнес-модели, а для повышения оперативности поставок продукции военного назначения прямо в действующие подразделения. Министерство обороны США уже приступило к сертификации RFID-систем, удовлетворяющих требованиям ведомства. Первыми поставщиками транспондеров UHF EPC Class 1, с которыми заключено так называемое Blanket Purchase Agreement, стали компании Alien Technologies, Avery Dennison, CDO Technologies, Lowry Computer Products и Intermec.

Версия для печати