КОНФЕРЕНЦИИ

В апреле в Москве прошла третья международная конференция "Технологии банковского бизнеса: управление банком", организованная ассоциацией российских банков. На форуме были представлены аппаратные и программные комплексы отечественных и зарубежных производителей для решения задач управления современным банком, автоматизации подготовки финансовой отчетности по международным стандартам и технологиям розничного бизнеса.

С ростом конкуренции в банковской среде все актуальней становится применение ИТ для стратегического и тактического управления банком. В силу различия экономических условий приоритеты, присваиваемые управленческим задачам в России, отличаются от популярных сегодня на Западе. Практика показывает, сказал в своем выступлении генеральный директор компании Intersoft Lab Валерий Чаусов, что у нас большее распространение получили системы бюджетного планирования, управленческого учета и только потом - управления рисками, ликвидностью, решения специфического менеджмента. Он отметил, что в области автоматизации управленческого учета российских банков в последнее время повышаются детализация и точность бизнес-планирования, все шире используются аналитическая информация и технология хранилищ данных. Проекты по созданию управленческих систем становятся все более масштабными. Это объясняется укрупнением самих банков, глобализацией бизнеса в ходе слияний и поглощений. Растет конкуренция между отечественными разработчиками финансового ПО, а также между российскими и западными производителями. В этих условиях залогом успешного развития компании становится соответствие ее программной продукции мировым стандартам.

По-прежнему актуальной остается тема подготовки отчетности по МСФО. Обязательность ее предъявления Банку РФ весьма обременительна для тех учреждений, где нет других мотивов получения этих сведений. Многие банки, особенно средние и малые, не заинтересованы в прозрачности своего бизнеса для регулирующих органов, не видят выгоды в формировании отчетности по МСФО. Сомневаются в ее необходимости для небольших банков и специалисты "МАГ Консалтинга".

Представитель компании R-Style Softlab, чей продукт "RS-DataHouse: МСФО" ориентирован на заинтересованного в освоении международных стандартов клиента, говорил о необходимости обосновать каждую цифру сдаваемой отчетности по МСФО. Те профессиональные суждения, которыми пронизана подготовка отчетности, необходимо защищать перед аудиторами и другими потребителям этих документов, предоставляя им дополнительную информацию. Достоинством решения "RS-DataHouse: МСФО", считает разработчик, является то, что на каждом шаге подготовки отчетности по МСФО обеспечивается информационная поддержка мотивированных суждений как основа всего процесса ее формирования. Суждения должны применяться к конкретным бизнес-объектам, с которыми работает бухгалтер, кредитный служащий и пр. В решении "RS-DataHouse: МСФО" объекты снабжены полным набором атрибутов; по тем объектам, на основе которых сделаны корректировки, можно получить из хранилища данных всю требуемую информацию. Для интерактивной реклассификации бизнес-объектов и реализации профессиональных суждений созданы специальные интерфейсы, позволяющие специалистам работать в привычных для себя понятиях предметной области. Для одной из форм выражения принятых суждений - примечаний к отчетности в "RS-DataHouse: МСФО" - содержится большой пул готовых вариантов.

В Российском Банке Развития выработан концептуальный подход к управлению коммерческим банком с использованием принципов МСФО. Целями бизнес-менеджмента становятся максимизация стоимости чистых активов и рыночной стоимости. В круг задач финансового менеджмента входят: согласование стратегических, тактических и оперативных целей; согласование деятельности бизнес-единиц и оптимизации бизнес-процессов; своевременное реагирование на изменения внешней среды и внутренних факторов; принятие решений в условиях неопределенности; одновременная поддержка большого числа инфраструктурных процессов. В построении современной системы поддержки принятия решений (СППР) необходимо учитывать такие явления, как стихийное развитие локальных СППР и отсутствие единого подхода к их созданию, несогласованность принятых решений при реализации различных функций и процессов менеджмента, а также несогласованность их на различных уровнях управления банком, несоответствие внутренней и внешней отчетности, чрезмерные трудозатраты на поддержание отчетности.

Темы управления доходностью, риск-менеджмента и мотивации сотрудников привлекательны своей относительной новизной на фоне тех, что обсуждаются годами. В "ТрастКонто", компании - партнере Intersoft Lab, считают, что внедрение этих задач должно идти в определенной последовательности. Сначала - управление доходностью, затем рисками. Последней решается задача мотивации, которая основана на данных риск-менеджмента и доходности. Доходность банка представляется как иерархия доходностей бизнес-единиц и центров прибыли, которыми являются головной банк, его филиалы и подразделения, совокупность продуктов, каналы сбыта, клиенты. Она определяется на основе счетов расходов и доходов, а также атрибутов клиентских договоров, загружаемых из банковской системы в систему "Контур Корпорация" компании Intersoft Lab. По центрам затрат и прибыли распределяются и общебанковские расходы. Задача риск-менеджмента включает разложение рисков по центрам прибыли, продуктам и клиентам и установку лимитов на ликвидность, валютные и процентные риски и др. Необходимо оценить ожидаемые риски (по кредитному портфелю, ценным бумагам и прочим активам) по международным стандартам и создать под них резервы за счет расходов центров прибыли. Следует также оценить риски неожидаемых потерь по центрам прибыли, продуктам и клиентам, сравнить суммы неожидаемых потерь с собственным капиталом банка, соотнести прибыль центров с капиталом. После расчета прибыли и рисков можно переходить к мотивации центров прибыли. Для принятия решений о премировании в соответствии с разработанной в "ТрастКонто" методикой надо рассчитать нормативы возврата инвестиций по центрам прибыли и сравнить их с установленными. Если норматив возврата выдержан, следует оценить риск, взятый на себя центром прибыли, и вычислить текущую премию. Подобная модель позволяет увязать ожидаемую и полученную прибыль, принятые при этом риски, сделанные инвестиции и требуемую рентабельность центра. Таким образом, можно, например, проранжировать филиалы с точки зрения качества работы и доходности.

Теме мотивации банковского персонала, работающего с клиентами, было посвящено выступление специалистов компании Sputnik Labs, занимающейся внедрением CRM-систем в финансовой индустрии. Опыт выполненных проектов показывает, что мотивация клиентских подразделений должна быть увязана прежде всего со стратегией развития банка, делая ее созвучной программе личного развития и продвижения сотрудников. Однако зачастую формируемая руководством стратегия им либо совсем неизвестна, либо известна лишь формально или малопонятна. В таких случаях неправильная мотивация или вовсе ее отсутствие осложняют внедрение и использование CRM-системы; велик риск провала проекта в силу незаинтересованности исполнителей и неочевидной всем необходимости нововведения для жизнедеятельности бизнеса (как, например, необходимость в учетной системе для формирования обязательной отчетности Банку РФ). Кроме непонимания целей банка или подразделения возникают проблемы, связанные с теневыми расчетами между менеджерами по работе с клиентами и самими клиентами, а также со сложностями взаимодействия различных подразделений (когда одно подразделение не имеет мотивации, чтобы предлагать продукты другого, или возникает конфликт интересов персонала при разделении функций привлечения клиента в банк и его обслуживания между разными служащими). Ссылаясь на оценку Gartner, Sputnik Labs ставит мотивацию персонала, работающего с клиентами, на первое место, если говорить о финансовом результате предприятия, а по значимости для бизнеса считает сопоставимым с уровнем предоставляемого сервиса.

На российском рынке мотивация приобретает большое значение в связи с приходом в страну западных банков, которые, имея устоявшиеся схемы мотивации и высокую культуру работы с клиентами, могут составить серьезную конкуренцию российским финансистам. Среди CRM-систем, утверждает Sputnik Labs, есть зарекомендовавшие себя продукты для банков и финансовых институтов, адаптированные для России и полностью локализованные. Они содержат каталог типовых банковских продуктов, методики формирования предложений клиентам и пр. и как интегрированную часть включают возможность рассчитывать мотивацию продавцов банковских продуктов исходя из параметров выполнения плана по оборотам и доходности, а также дополнительных сведений об отношениях с клиентами (частота и качество общения, обратная связь от клиента и пр.). Там, где проблеме мотивации уделялось достаточно внимания, считают в компании, внедрение CRM-системы приводит к успеху. В противном случае ни написание красивых регламентов, ни щедрое вознаграждение персонала результатов не дают.

В рамках конференции прошла выставка, где посетители могли познакомиться с продуктами и технологиями ее участников.