КОНФЕРЕНЦИИ

Компания IBS (www.ibs.ru) провела конференцию "Создание и развитие систем управления предприятием: взгляд со стороны заказчика", посвященную практике и результатам внедрения решений SAP на различных российских предприятиях.

На конференции выступил директор Gartner Consulting and Executive Program Пекка Сипола. Говоря о развитии бизнеса и ИТ-рынка в мире, он отметил такие тенденции, как глобализация, стремление к максимальным результатам при минимальных затратах, прозрачность бизнеса, широкое распространение технологий Web-сервисов и переход к сервисно-ориентированной архитектуре.

Сегодня, сказал г-н Сипола, компании все в большей мере превращаются в виртуальные предприятия, концентрирующие основное внимание на базовых для бизнеса направлениях и отдавая остальные функции на исполнение сторонним фирмам. Производители стремятся максимально оперативно реагировать на требования рынка и выводить на него свои продукты, что ставит соответствующие задачи и перед ERP-системами. Движущими факторами их развития становятся операционная эффективность, прозрачность, интеграция с продуктами других поставщиков, наличие связей с внешними информационными системами (ИС). Препятствиями на этом пути являются зависимость от одного производителя, отсутствие методологий оценки эффективности инвестиций.

К 2007 г., как считают в Gartner, в результате консолидации ИТ-рынка на нем предположительно останется 4-5 поставщиков ERP-систем первого ряда. В среде создателей продуктов для малых и средних предприятий, а также игроков, фокусирующихся на разработке лучших в своем классе продуктов, также будут идти процессы слияния и поглощения; теснее станет сотрудничество этих вендоров с разработчиками платформ. В ближайшем будущем основные инвестиции на рынке ПО, по оценкам Gartner, будут сделаны по трем направлениям: ERP-системы, СУБД и ПО промежуточного слоя. Г-н Сипола отметил улучшение качества локализации продуктов в России и устоявшуюся практику работы западных вендоров через российских партнеров.

На конференции выступили представители крупных предприятий, на которых при участии консультантов IBS были реализованы проекты по созданию систем управления на основе технологий SAP. Они поделились полученным опытом, рассказали о проблемах и результатах внедрения, дали свои рекомендации.

"Тюментрансгаз"- крупнейшая газотранспортная компания страны. 80% всего добываемого в России газа транспортируется по обслуживаемым ею газопроводам. Выполненный здесь проект комплексной автоматизации производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности на базе mySAP Business Suite связал в единую систему все 48 территориально распределенных филиалов. Старая ИТ-инфраструктура состояла из разрозненных АРМов с устаревшим ПО, и осенью 2002 г. началась ее модернизация. В ходе проекта проведена реструктуризация бизнес-процессов, перераспределены обязанности между отделами. Рассказывая об основных проблемах внедрения, директор ИТ-службы "Тюментрансгаза" Леонид Крушельницкий отметил отсутствие на момент старта проекта единых для предприятия методологий бухгалтерского, налогового и управленческого учета. Проектная группа столкнулась с трудностями формализации бизнес-процессов, с недооценкой сложности и объема работ по тиражированию ИС в филиалах. Ускоренное и потому слабое обучение пользователей привело в дальнейшем к большому количеству ошибок при вводе первичных документов и немалым трудозатратам по их исправлению. Низким оказалось и качество справочников (контрагентов, материалов). Закупленная техника не обеспечивала необходимой производительности, требовалось реконфигурирование аппаратной части и оптимизация ПО. В результате опытно-промышленная эксплуатация была завершена с опозданием.

Несмотря на эти недостатки, с 1 января 2004 г., как и было запланировано, началась промышленная эксплуатация системы. В нынешнем году, как сообщил г-н Крушельницкий, планируется внедрение во всех филиалах модулей управления персоналом, ремонтом и обслуживанием оборудования, а также системы финансово-экономического планирования. Число пользователей системы в настоящее время составляет 480 человек. Превышение бюджета проекта за счет дополнительных работ оценивается в 6%.

Корпорация Bridgestone, штаб-квартира которой расположена в Токио, представлена во всех регионах РФ, включая Сибирь и Дальний Восток. Дилерская сеть и розничные магазины компании торгуют шинами и резинотехническими изделиями. ПО SAP является корпоративным стандартом Bridgestone. В российском отделении компании внедрение системы управления на основе mySAP Business Suite, несмотря на жесткие бюджетные рамки, было выполнено за рекордно короткий срок - 5,5 мес. Основные цели проекта - повышение конкурентоспособности бизнеса и консолидация информации для принятия управленческих решений, контроль за товаропотоками. Нулевая фаза проекта заняла много времени и легла на плечи головного офиса Bridgestone, имеющего опыт подобных внедрений. Главный бухгалтер "Бриджестоун СНГ" Екатерина Финогенова отметила, что ключевыми факторами успеха предпроектной стадии были ясное представление о желаемых результатах и тщательная оценка объемов работ. Все разночтения и разногласия улаживались на этапе заключения договоров. Между заказчиком и подрядчиком были четко распределены сферы ответственности. На этапе обследования произошло и знакомство будущих пользователей с функциональностью системы. Поскольку проектная команда работала без отрыва от основной деятельности, решение многих задач было возложено на консультантов.

В результате выполнения проекта стало возможным предоставление руководству информации о финансовом состоянии предприятия в любом аналитическом разрезе в режиме реального времени. Теперь можно оценивать экономическую эффективность продажи каждой товарной единицы по любому каналу сбыта, определять долю в стоимости ее реализации отдельных компонентов затрат, оценивать факторы, влияющие на прибыльность компании. В рамках проекта налажена система электронного обмена оперативной информацией о движении товаров с партнерами по бизнесу, в том числе с теми, которые находятся за пределами РФ, что позволяет отделу продаж принимать более взвешенные решения.

Одним из самых серьезных рисков, с которыми столкнулась проектная команда, г-жа Финогенова назвала несоблюдение сроков реализации проекта. Здесь, по ее мнению, важную роль играет фаза предварительного планирования, установление одинакового представления о структуре бизнес-процессов со стороны заказчика и консультантов. Кроме того, необходимо документировать результаты каждого этапа работ, что повышает ответственность всех участников и мотивирует их на принятие оптимальных решений. Крайне важны поддержка проекта со стороны руководства компании и его участие в решении возникающих проблем. Следует также четко обозначить границы ответственности вовлеченных в проект менеджеров среднего звена. Учитывая риск, связанный с недостатком людских ресурсов, следует изначально сопоставить график внедрения с уровнем загрузки пользователей на весь проектный срок. В период настройки системы важно наладить общение всех ключевых пользователей с консультантами.

К числу из серьезных рисков относятся также сопротивление со стороны персонала, которому приходится работать по новым правилам и выполнять больший объем работ, и возникающее в связи с этим негативное отношение к проекту в целом. В решении данной проблемы главная роль отводится менеджерам, отвечающим за руководство проектом, которые должны находиться в тесном контакте с будущими пользователями.

В холдинг "РусПромАвто" входит ряд крупных заводов отечественного автомобилестроения. В прошлом году в нем начались несколько проектов по созданию единой учетной политики и формированию консолидированной финансовой отчетности на базе технологий SAP. Цель проектов - сократить срок подготовки сводной отчетности (в том числе по международным стандартам) до одного месяца с последующим решением задач бюджетирования, планирования и пр. Инициатором проекта был финансовый директор холдинга, что обеспечило ему надежную поддержку. В ходе внедрения еженедельно предоставлялся отчет о выполнении работ, ежемесячно проводился управляющий совет. Проект стартовал в мае 2004 г., а в середине декабря началась опытно-промышленная эксплуатация системы. В итоге было построено общее хранилище данных, а отчетность теперь составляется спустя месяц после окончания соответствующего периода. Реализован единый для подчиненных предприятий план счетов, насчитывающий около 2,5 тыс. позиций. Унифицированы формы предоставления данных. Из 60 рабочих мест 18 установлены в корпоративном центре, остальные - на предприятиях.

О своем опыте и результатах создания систем управления предприятием участникам конференции рассказали также представители финансовой корпорации "УРАЛСИБ", группы "СЕБ Восток", компании "Монди Бизнес Пейпэ" (Сыктывкарский ЛПК).