БОРЬБА С ПИРАТАМИ

Всемирная организация Business Software Alliance (BSA), которая, представляя интересы своих членов - ведущих мировых производителей делового софта, контролирует соблюдение авторских прав на программное обеспечение, решила активизировать свою деятельность в России. Об этом сообщил 19 мая в Москве недавно назначенный директор отделения BSA/Russia Жан-Поль Сюрен (Jean-Paul Seuren), представивший свое видение ситуации с пиратством в нашей стране и основные направления своей работы.

BSA была основана в 1988 г. как некоммерческая структура, сегодня в ее состав входит 27 транснациональных компаний и несколько десятков региональных софтверных фирм (в том числе 24 европейские, но российских среди них нет). Она ведет деятельность в восьмидесяти с лишним странах мира.

Что касается России, то вообще-то BSA начала действовать здесь еще в начале 90-х годов, в период подготовки знаменитого закона "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных" от 23 сентября 1992 г., принятие которого по праву можно считать началом нового этапа в развитии отечественного ИТ-рынка. Потом именно под эгидой BSA были предприняты первые шаги по практическому применению законодательства против местных пиратов, в том числе в виде судебных преследований. Однако в 1998 г. из-за грянувшего валютно-финансового кризиса ассоциация фактически полностью прекратила свою работу в нашей стране и вот теперь, спустя почти семь лет, вновь возвращается к нам. В этой связи, конечно, возникают вопросы: чем вызван такой шаг и как, собственно, BSA намерена защищать авторские права на ПО?

Действительно, российский рынок в целом восстановил свои докризисные параметры еще три-четыре года назад и с тех пор демонстрирует неплохую динамику развития. Соответственно все последние годы мы можем наблюдать заметную активизацию в России мирового ИТ-бизнеса, которая, в частности, выражается в открытии представительств практически всех ведущих компаний, а также в хороших темпах роста продаж традиционных для нашей страны поставщиков (Microsoft, SAP, Oracle). На этом фоне появление BSA в Москве выглядит, честно говоря, несколько запоздалым.

Жан-Поль Сюрен уверен,

что BSA в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами

сможет убедить заказчиков и общественность в

преимуществах от снижения уровня пиратства

Размышляя о причинах такой задержки, наверное, прежде всего нужно выделить сугубо организационный момент. BSA - это организация всемирная, и решения в ней принимаются не быстро. При этом расширение ее деятельности в том или ином регионе мира во многом зависит от мнения (и фактического состояния бизнеса) работающих здесь представительств компаний - членов BSA. Но проблема тут заключается в том, что сколь-нибудь заметной активности в борьбе за лицензионную чистоту ПО западные фирмы все эти годы не проявляли. Это видно хотя бы на примере деятельности отечественного Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП, www.appp.ru), которое с 2000 г. является главным выразителем интересов софтверных компаний в сфере борьбы с пиратством. Да, его членами являются некоторые зарубежные разработчики (Adobe, InterSystems, Symantec и др.), но роль их в этой сфере до сих пор была весьма пассивной. Собственно, единственным исключением здесь является Microsoft, но в силу своего мощного присутствия на российском рынке корпорация уже давно способна решать свои проблемы самостоятельно, без особой нужды в сотрудничестве с коллегами-конкурентами (в том числе и в рамках НП ППП).

Возвращение же BSA в Россию объясняется в первую очередь тем, что у западных поставщиков усиливается озабоченность соблюдением авторских прав в области ПО, точнее - отсутствием оптимизма в отношении прогресса на этом поприще. По данным BSA (со ссылкой на исследования IDC), уровень пиратства в нашей стране составил в 2004 г. около 87%, что всего на 6% ниже по сравнению с 1996-м. Для примера: в Восточной Европе этот показатель за тот же период снизился с 80 до 71, а в целом по миру - с 43 до 35%. Но главная проблема заключается не только в высоком уровне пиратства в России, но и в том, что за последние два-три года динамики его снижения не наблюдается!

Неважно выглядит Россия и в сравнении с аналогичными крупными развивающимися рынками: в Бразилии этот показатель равен 74%, в Индии - 64%. Китай пока является самым "пиратским" регионом (90%), но там этот уровень за последний год снизился на 2%.

Одно из направлений работы BSA - изучение влияния пиратства на развитие национальных ИТ-отраслей и на экономику различных стран в целом. Результаты такого исследования были очень кратко представлены региональным директором IDC в России и СНГ Робертом Фаришем. Из них, в частности, следовало, что снижение уровня применения нелицензионного ПО в нашей стране на 10% приведет к созданию 30 тыс. новых рабочих мест в ИТ-отрасли, при этом ИТ-компании получат дополнительный доход в размере 4,3 млрд. долл. (в том числе 1,3 млрд. долл. придется на разработчиков ПО) и 280 млн. долл. поступит в казну государства в виде налогов.

Однако тут нужно высказать одно очень важное замечание. За последнее десятилетие в печать регулярно попадают данные с оценками ущерба от использования нелегального ПО. Однако серьезного критического обсуждения этой темы (в том числе методик исследований в данной области) у нас пока не велось. А без этого оценить достоверность, а значит, и ценность той или иной информации не представляется возможным (особенно когда исследования проводятся по заказу заинтересованных сторон, в данном случае BSA). Вот и сейчас г-н Фариш сказал, что исследование носит закрытый характер и его методика не подлежит разглашению. И это притом что даже в представленных данных были видны некоторые противоречия.

Впрочем, в целом негативное влияние пиратства на развитие российского ИТ-рынка не вызывает сомнения. Парадокс же ситуации заключается в том, что, как отметила в своем комментарии юридический консультант BSA/Russia Иоланта Пранцкевичене, собственно российское законодательство в этой области отвечает самым высоким мировым требованиям. В результате получается, что если в других странах значительная часть усилий BSA связана с совершенствованием законодательства, то в России главная задача - обеспечить его выполнение.

Как пояснил Жан-Поль Сюрен, в своей работе BSA ориентируется в первую очередь на борьбу с нелегальным применением ПО в коммерческих и государственных организациях, а также с незаконной предустановкой программ сборщиками компьютеров. (НП ППП делает акцент прежде всего на производство и каналы распространения пиратских копий.) Также объявлено, что BSA уже в ближайшие месяцы проведет в России ряд встреч с ключевыми правительственными ведомствами, наладит сотрудничество с правоохранительными органами, начнет работу с представителями высокотехнологичного бизнеса, а также предпримет меры, чтобы заручиться государственной и общественной поддержкой. Не будут обойдены вниманием BSA и компании, которые нарушают законы об авторском праве. Всю эту работу намечено вести в координации и сотрудничестве с российскими антипиратскими организациями, в первую очередь с НП ППП. Следить за деятельностью BSA/Russia можно на ее сайте www.bsa.org/russia.

Как будет проходить реализация этих планов, мы сможем оценить не раньше осени. Но, судя по всему, открытия собственного офиса в России BSA пока не планирует, руководство будет вестись из европейского представительства с использованием ресурсов российских отделений компаний - членов BSA.

Версия для печати