КОНФЕРЕНЦИИ

В мае российское представительство Microsoft традиционно проводит комплексное мероприятие, посвященное технологиям подразделения Microsoft Business Solutions. Но каждый год его формат и содержание меняются. Так, если два года назад на конференции состоялось представление двух основных продуктов MBS - Axapta и Navision, то в прошлом году все внимание было сосредоточено только на Navision. В нынешнем же мае организаторы решили полностью сосредоточиться на опыте выполнения конкретных проектов, а само мероприятие назвать "Отраслевые дни Microsoft Business Solution".

Первое, что бросилось в глаза, - более ограниченный состав участников по сравнению с предыдущими форумами: общее число слушателей не превысило и пяти сотен, тогда как в прошлые годы оно переваливало за тысячу. Как пояснили организаторы, акцент был сделан на повышение качества презентаций и обсуждений. Именно поэтому сама конференция проходила в течение трех дней, каждый из которых был посвящен применению MBS-решений в различных отраслях - торговле, производстве и сфере обслуживания. Программа мероприятия ежедневно открывалась двумя обзорными презентациями, а затем работа проходила в двух параллельных секциях. Всего было сделано шесть пленарных докладов и тридцать секционных, которые представили компании IBS, Ланит, "Импакт-Софт", "Корус Консалтинг", "Корси", Columbus IT Partner, консультационная группа АТК, "АНД Проджект", БДО "Юникон", GMCS, "РБК Софт", "ЦМД-софт" и Tops BI (эти же фирмы демонстрировали свои разработки на стендах выставки).

По данным Microsoft, в настоящее время число внедрений на основе продуктов MBS в России приближается к восьмистам (Axapta - около 350, Navision -примерно 400 и MS CRM - чуть более 20). Но нужно иметь в виду, что речь в данном случае идет о юридических лицах, многие из которых имеют сложную распределенную организационную структуру. Например, формально одним внедрением считается проект, реализованный в торговом доме "Перекресток" (а у него почти 100 магазинов по всей стране) и относящийся к числу крупнейших в мире проектов, выполненных на базе Axapta.

Одна из тенденций развития сегмента MBS-продуктов - специализация партнеров и переход их к формированию типовых горизонтальных и вертикальных решений. В настоящее время в российском каталоге имеется около 60 таких партнерских предложений, почти 30 из них попали и в международный каталог MBS.

MBS смогут поднять российскую торговлю на новый уровень

Еще одна важная тенденция - повышение сложности проектов, достижение качественно более высокого уровня автоматизации. Сегодня заказчиков уже не устраивает простой набор учетных задач. На передние позиции выходят планирование, оптимизация, прогнозирование, а с технологической точки зрения - работа в распределенных системах, интеграция с другими компонентами вычислительных комплексов предприятий, использование мобильных средств.

Все это очень хорошо видно на примере качественных изменений такой традиционной задачи, как управление складом. Схема "один склад - один магазин" сегодня выглядит уже слишком тривиальной, гораздо чаще встречаются более сложные топологии (распределенный склад или, наоборот, единый дистрибьюторский центр для торговой сети). Все серьезно поменялось и внутри склада - простой вариант учета наличия товара теперь зачастую также не устраивает клиентов. Сегодня требуется решение задач автоматической идентификации товаров, оптимизации размещения товаров на складе и маршрутов движения погрузчиков.

Как раз с точки зрения применения качественно новых методов управления торговыми запасами был очень интересен доклад представителей ассоциации ЮНИСКАН (www.uniscnan.ru) о новых технологиях автоматической идентификации и электронного взаимодействия. В нем, в частности, было рассказано о возможностях создания глобальной сети синхронизации данных (GDSN, Global Data Synchronization Network), которая в автоматическом режиме позволяет искать нужные товары. В настоящее время эти методы уже начинают внедряться и в нашей стране; например, ряд известных торговых компаний использует российский каталог товаров RusDP1.

Вторая часть этой презентации, посвященная применению радиочастотных меток идентификации товаров, была представлена компанией IBS.

Не секрет, что наиболее активным потребителем информационных технологий (причем самых последних новинок) сегодня является сфера торговли. Объяснение этому очень простое: острейшая конкуренция заставляет продавцов постоянно заботиться о повышении эффективности работы, бороться за снижение издержек. Однако в последнее время мы видим подобные же процессы и в области производства, причем именно здесь имеется больше всего возможностей для создания специализированных отраслевых решений.

Доклады, сделанные в ходе второго дня конференции, показали, что сейчас заказчиков волнуют не только проблемы собственно внедрения ERP-систем, но также и вопросы их интеграции со специализированными производственными решениями (АСУ ТП, EAM, MES и пр.). Весьма характерным тут является переход ИТ-поставщиков от модели "в нашей системе есть абсолютно все, что вам нужно" к модели "вы можете интегрировать нашу систему с любым приложением, которое вам нужно". Именно последний подход лежит в основе технологии Microsoft Business Framework, которая должна найти применение в продуктах MBS следующего поколения (проект Green).

Вопросам автоматизации предприятий сферы обслуживания был посвящен третий день конференции. Основная тональность обсуждений была задана в пленарном выступлении президента независимой консалтинговой компании SALESolutions Джона фон Эйкена (John von Achen), который лично руководит проектами по реорганизации компаний различных отраслей по всему миру и специализируется на адаптации и внедрении новейших бизнес-стратегий. В центре этого доклада была проблема разработки стратегии обслуживания клиентов, и соответственно технологический акцент был сделан на применении продукта MS CRM, продвижение которого в России началось осенью прошлого года.

На прошедших в Москве "Отраслевых днях MBS" совсем был обойден вниманием вопрос развития собственно бизнес-приложений Microsoft. Эта тема отложена до сентября, когда на очередном масштабном мероприятии будет представлен целый ряд новых технологий, в частности Navision 4.0 и MS CRM 2.0.