БАНКИ

Внешторгбанк (ВТБ, www.vtb.ru) - одно из ведущих финансовых учреждений страны с размером уставного капитала в 42,1 млрд. руб. Крупнейшим его акционером с долей 99,9% является правительство Российской Федерации. Кредитные вложения банка в нефинансовый сектор на 1 сентября 2004 г. составили 161 млрд. руб. Наибольший удельный вес занимают кредитные вложения в предприятия топливно-энергетического комплекса, машиностроения и торговли, в том числе внешней; выделяемые ВТБ кредиты идут на финансирование проектов в таких областях, как фармацевтика, пищевая промышленность и телекоммуникации.

В последнее время Внешторгбанк растет, в том числе за счет присоединения других банков. Так, недавно им приобретено 85,8% акций Гута-банка, в стадии завершения покупка Промышленно-строительного банка (ПСБ, Санкт-Петербург), есть у ВТБ интересы в странах СНГ (на Украине, в Грузии, Молдавии, Белоруссии). Кроме того, у банка имеется обширная региональная структура, куда входят 52 его филиала, расположенных на территории страны. В этом году планируется открытие еще 15 новых филиалов. Все дочерние подразделения и филиалы намечено связать в единую сеть на общей информационно-коммуникационной технологической базе, основные принципы развития которой определены в ИТ-стратегии ВТБ. К числу первостепенных задач относятся: обеспечение бесперебойного функционирования всех бизнес-процессов и подразделений банка; поддержка динамичного развития бизнеса; оказание широкого спектра новых услуг (Интернет-банкинг, мобильный банкинг и т. д.); эффективное управление с предоставлением полной, точной и оперативной информации для всех категорий менеджеров. Приоритетными направлениями определены построение интегрированной информационной системы (ИИС), унификация архитектуры и инфраструктуры информационно-коммуникационных систем, приведение к единым стандартам средств технологической поддержки бизнес-процессов.

В условиях активно развивающегося бизнеса, а значит, и бурного роста числа используемых бизнес-приложений основные проблемы развития банковской ИИС связаны с отсутствием единообразия применяемых программно-технических комплексов. По словам старшего вице-президента ВТБ Андрея Короткова, беседа с которым легла в основу этого материала, во Внешторгбанке, как в любой крупной организации, существующей уже 15 лет, есть свои "скелеты в шкафу" - те унаследованные информационные системы и аппаратно-программные средства, куда были сделаны инвестиции в разные периоды времени. В то же время в стратегии ВТБ отмечено, что банк в течение трех - пяти лет должен стать одним из самых высокотехнологичных финансовых учреждений страны. "Единственный путь достижения намеченной цели - это интеграция, - считает г-н Коротков. - Нужна единая техническая политика, направленная на упрощение существующих ИТ-структур. Сейчас в банке используются более 1600 программных приложений. Это очень много".

Андрей Коротков

В головном отделении ВТБ стоит система собственной разработки, которая объединяет многие решения, связанные с деятельностью бэк-офисов московских отделений. В подразделениях и филиалах функционируют девять различных автоматизированных банковских систем (АБС), представленных продуктами таких компаний, как "Инверсия", БИС, "Новая Афина", "Диасофт" и др. Некоторые из производителей уже не поддерживают свои разработки. К концу 2005 г. планируется сократить число эксплуатируемых АБС, оставив две из них - "Новую Афину" и "БИСквит". Это значит, что к концу года из 67 филиалов ВТБ (включая запланированные к открытию региональные представительства) в 28 будет установлена АБС "Новая Афина" и в 37 - АБС "БИСквит". Основная цель проекта - создание интегрированной информационной инфраструктуры, которая свяжет объекты ВТБ в единую систему, включая телефонию, видеоконференции, трафик от банкоматов и пр. В соответствии с информационной политикой строится единая коммуникационная сеть банковской группы - она соединит филиальную сеть в регионах, банки, расположенные в других странах СНГ (в Грузии, Армении, на Украине), и пять учреждений на территории Европы. В связи с этими планами разворачивается ряд инновационных мероприятий, таких, как расширение и резервирование каналов связи для 53 филиалов ВТБ и 47 филиалов Гута-банка; обеспечение поддержки централизованных приложений и сервисов; модернизация внутреннего корпоративного портала ВТБ, его интеграция с порталами филиалов на базе семейства продуктов IBM WebSphere; развитие единого хранилища данных; внедрение систем электронного документооборота и CRM-системы SalesLogix в головном отделении и крупных филиалах; создание корпоративного call-центра ВТБ.

В июле, как сообщил г-н Коротков, ВТБ должен разделиться на два объединенных в структуру финансовой группы банка: розничный на основе Гута-банка и корпоративный для работы с крупными клиентами. При этом встают вопросы, которые надо решать для каждого из банков в отдельности, а также общие вопросы, требующие совместных усилий. Централизованное решение на базе мэйнфреймов с распределенной вычислительной сетью для корпоративного банка объединит узловые вычислительные ресурсы крупных филиалов. Это позволит решить проблему, связанную с разницей во времени для расположенных в разных часовых поясах подразделений, распределить резервные центры поддержки критических приложений.

В розничном секторе в течение ближайших трех-пяти лет банк планирует занять 10-12% рынка розничных банковских услуг и построить всероссийскую филиальную сеть (сегодня она охватывает 52 региона). Для достижения этих целей необходима не только операционная инфраструктура (отделения, офисы, банкоматы и пр.), но и ИT-платформа, которая могла бы обеспечить автоматизацию такого бизнеса.

В выборе платформенного ПО банк ориентируется на продукты Oracle, Microsoft, IBM. "С одной стороны, мы не хотим стать заложником одного производителя, но с другой - необходимо сократить число торговых марок до разумных пределов, чтобы не держать большой штат обслуживающего персонала", - комментирует ситуацию Андрей Коротков. В связи с этим планируется перевод АБС "БИСквит", созданной на платформе Progress, на СУБД Oracle или DB/2.

Штат ИТ-департамента ВТБ состоит сегодня из 240 человек, включая программистов и математиков. Своими силами создается блок управленческой отчетности для внутренних целей, внедряется система функционально-стоимостного анализа для оценки прибыльности работы подразделений и управления системой мотивации служащих, модернизируется блок международной отчетности в соответствии с международными стандартами (МСФО) и пр. "Мы можем многое делать сами, но не это наша цель. Наша цель - искать на рынке лучшие для местных условий решения, заключать долгосрочные договора и с помощью наших системных интеграторов решать проблемы", - говорит Андрей Коротков. С банком сотрудничает ряд отобранных на конкурсной основе российских компаний - системных интеграторов, работающих с крупнейшими мировыми вендорами и выбранных в качестве уполномоченных партнеров на двухлетний период: "УСП Компьюлинк" (Avaya и IBM), "Ай-Теко" (HP и Microsoft), "Инфосистемы Джет" (Sun), "Микротест" (Cisco).

Техническая политика банка, считает г-н Коротков, должна пересматриваться раз в год, не кардинально, а в режиме мониторинга, поскольку меняются позиции компаний, вендоров, появляются новые технологии и стандарты. Все это надо отслеживать. "Сегодня мы, - говорит Андрей Коротков, - активно изучаем возможность создания устойчивой вычислительной и коммуникационной инфраструктуры как одного из средств обеспечения допустимых уровней рисков, соответствующих международным стандартам "Базель II"".

В планах ВТБ на 2005 г. - работы по увеличению пропускной способности канала Москва - Санкт-Петербург. Это связано с тем, что в текущем году банк намерен создать территориально распределенное кластерное решение (на базе grid-технологии). Один из кластерных узлов будет находиться в Санкт-Петербурге. Консультантом по данному проекту выступает Российская академия наук. В числе плановых задач - применение Wi-Fi- и WiMAX-технологий для подключения банкоматов, внедрение единого расчетного центра на базе решения "Новая Афина".

В части Интернета и мобильного банковского обслуживания рассматриваются продукты компании БСС. Для корпоративных клиентов эти вопросы решаются в индивидуальном порядке. Для розничного бизнеса окончательная ИТ-стратегия определится после выделения розничного банка в отдельную структуру.

"За этот год мы проделали не очень заметную, но важную работу. Она была связана с осознанием текущей ситуации, выработкой ИТ-политики и постановкой задач интеграции, переговорами и заключением партнерских соглашений с интеграторами и вендорами. Нам удалось убедить руководство банка, что смена АБС в центральном отделении не решит всех проблем и что действующая в нем интегрированная информационная система не хуже тех, что предлагаются на рынке", - резюмировал в заключение беседы Андрей Коротков.