ОБУЧЕНИЕ

Не секрет, Что недостаток профессиональных кадров в ИТ-отрасли - один из серьезных барьеров, тормозящих развитие рынка. Однако нельзя сказать, что для решения этой проблемы не предпринимается никаких конкретных шагов. Напомним: почти все участники виртуального круглого стола "Интеграторские компании совершенствуют работу с кадрами" (PC Week/RE, N 42/ 2004, с. 40) на вопрос: "Присматривается ли ваша фирма к выпускникам вузов?" - ответили положительно. Более того, выяснилось, что большинство крупных ИТ-компаний работает с вузами уже довольно давно и достаточно плотно. Пожалуй, наиболее стройную и массовую систему воспитания молодых специалистов демонстрирует команда Бориса Нуралиева (см. заметку "Где и как куются кадры "1С"" - PC Week/RE, N 25/ 2004, с. 27). Но и другие дальновидные ИТ-фирмы вносят или непременно собираются внести посильный вклад в дело повышения престижности ИТ-специальностей среди "девчонок и мальчишек, а также их родителей".

Александр Калинин:

 "Мы не ломаем сложившуюся практику обучения,

а предлагаем студентам определенных специальностей дополнительные курсы,

тематика которых максимально приближена к реальным потребностям ИТ-рынка"

Так, например, все четче вырисовываются контуры социально значимого проекта "Академия НКК ", начатого примерно год назад совместными усилиями "Национальной компьютерной корпорации" (НКК, www.ncc.ru), Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА, www.mirea.ru) и Московского городского дворца детского (юношеского) творчества (МГДД/Ю/Т, www.dvorec-online.ru). О нем мы сегодня и расскажем.

Концепция

В основу данного проекта положен принцип непрерывного обучения в цепочке "школа - вуз - поствузовское образование". Президент НКК Александр Калинин отмечает: "В последнее время ведется много дискуссий на тему разделения ответственности между государством и бизнесом по подготовке квалифицированных специалистов. А ответ на этот вопрос не так сложен. Специалист, как известно, должен обладать суммой знаний, умений и навыков. Знания и часть умений он получает в образовательном учреждении, другую часть умений и навыки - на практике. Государство может и должно обеспечивать студентам хорошую теоретическую базу. А бизнес, если он заинтересован в том, чтобы вузы "поставляли" на рынок труда действительно квалифицированных молодых специалистов, должен активно подключаться к процессу их подготовки".

"Академия НКК", одной из важнейших задач которой является адаптация образования к реальным научно-производственным потребностям рынка информационных технологий, предусматривает трехуровневую систему подготовки кадрового резерва. Первый уровень рассчитан на школьников старших классов и студентов-первокурсников. Второй ориентирован на студентов второго - шестого курсов и дипломников. Третий включает научно-производственную тематику и охватывает диссертантов, педагогов, а также специалистов НКК, МГДД(Ю)Т, МИРЭА и других организаций и учреждений, участвующих в проекте.

При этом второй уровень предполагает, что из вуза должны "выходить" специалисты, практически полностью готовые для работы в различных структурах НКК, которая насчитывает ныне около полутора тысяч штатных сотрудников (см. заметку "HKK объявила итоги года", PC Week/RE, N 10/2005, с. 1).

Легко заметить, что в этом проекте самым "взаимовыгодным" является третий уровень: аспиранты получают возможность собрать богатый фактический материал и тем самым повысить практическую ценность диссертационных работ, а НКК увеличивает "наукоемкость" проектных работ и, как следствие, повышает эффективность собственного бизнеса.

В целом же программы Академии предусматривают чтение лекций, проведение мастер-классов специалистами НКК, производственную практику, стажировку в структурах холдинга и в компаниях - его партнерах. Предполагается, что на каждом уровне будет организовано от одной до трех групп, а в каждой из них - от 15 до 20 слушателей.

Что уже сделано

По словам заместителя директора по маркетингу НКК Ольги Литвиновой, с сентября прошлого года корпорация выплачивает стипендии десяти лучшим (по итогам предыдущей сессии) студентам-старшекурсникам МИРЭА. Размер стипендии - пока на нее могут претендовать лишь те, кто учится на госбюджетной основе, - 3000 руб. в месяц.

В январе НКК оборудовала в МИРЭА учебно-научную лабораторию, оснастив ее ПК, серверами, дескноутами, принтерами, проекционным оборудованием и т. д. А чуть раньше, летом 2004 г., был оборудован компьютерный класс в МГДД(Ю)Т, где сейчас и проходят занятия первого уровня Академии.

Седьмого февраля начались занятия в экспериментальной группе "Академии НКК", созданной при кафедре технических и информационных средств систем управления (www.mirea.ru/tissu). Группа, насчитывающая 15 человек, была сформирована на конкурсной основе из лучших студентов факультетов кибернетики (www.mirea.ru/faculties/day/cybernetics.html), вычислительных машин и систем (www.fvms.mirea.ru) и ряда других.

В рамках состоявшегося 24 апреля Дня открытых дверей МИРЭА слушатели поделились с присутствующими своими впечатлениями от пробных спецкурсов и ответили на их многочисленные вопросы.

Планы на ближайшее будущее

Предполагается, что по второму уровню подготовки полномасштабные занятия в "Академии НКК" начнутся 1 сентября. К этому времени "утрясется" перечень специальных курсов и откроется специализированный сайт (пока же на Web-cервере МИРЭА никакой информации об "Академии НКК" нет).

Ольга Литвинова сообщила, что по планам МИРЭА и НКК концепции данного уровня в первую очередь будут обкатываться на студентах факультета кибернетики, обучающихся по специальности "Информационные системы и технологии" (071900), а также на студентах факультета вычислительных машин и систем, выбравших специальности: "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети" (220100), "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем" (220400) "Проектирование и технология электронно-вычислительных средств" (220500), "Компьютерная безопасность" (075200) и "Информационная безопасность телекоммуникационных систем" (075600).

Сведения о спецкурсах, осиленных заинтересованными студентами, будут заноситься в специальный вкладыш к диплому (где будут перечислены дополнительные предметы, количество часов, затраченных на их изучение, а также оценка, выставленная преподавателем). Легко догадаться, что обладателям данных вкладышей устроиться на работу в различные структуры НКК будет намного проще, чем "обычным" студентам.

Что же касается третьего уровня обучения, то к настоящему времени уже выявлено семь потенциальных диссертантов, готовых увязать темы своих научных работ с интересами предприятий, входящих в состав НКК.

Версия для печати