СПОРЫ

1 июля корпорации Microsoft и IBM объявили о том, что пришли к соглашению в своих антимонопольных разбирательствах. Итог этого примирения выглядит для поклонников Microsoft не очень радостным: в урегулирование взаимных споров компания выплатит Голубому гиганту 775 млн. долл. наличными и еще 75 млн. долл. по бартеру, в зачет использования в IBM программных продуктов Microsoft.

Неприятное ощущение от этого известия для акционеров Microsoft усиливается еще и тем, что сам договор был заключен накануне - 30 июня, в последний день финансового года корпорации, а значит, эти выплаты негативно скажутся на его результатах, которые должны быть объявлены 21 июля.

Впрочем, подобные штрафные санкции, которые уже давно доконали бы не столь крупную компанию, вряд ли сильно огорчат тех, кто сделал ставку на Редмонд: в прошлом финансовом году Microsoft выплатила подобных отступных (в урегулирование судебных споров) около 2,5 млрд. долл. (корпорации Sun Microsystems и Европейской Комиссии), что не помешало ей получить рекордную величину прибыли в размере 8,2 млрд. долл. А в закончившемся сейчас 2005-м финансовом году сумма штрафов составит, по-видимому, "всего" 1,5 млрд. долл. (в том числе 536 млн. долл. в пользу компании Novell по соглашению, заключенному в ноябре 2004 г., см. PC Week/RE, N 43/2004, с. 9).

Нынешнее соглашение между Microsoft и IBM заключено в рамках решения юридического разбирательства, инициированного США против Microsoft еще в середине 90-х годов прошлого столетия. В ходе этого дела окружной судья Томас Джексон обнаружил, что определенные действия Microsoft незаконным образом негативно влияли на бизнес IBM. За этими расплывчатыми формулировками скрываются вполне конкретные вещи: Microsoft, пользуясь своим монопольным положением на рынке настольных систем, препятствовала продвижению продуктов IBM - операционной системы OS/2 и офисного пакета SmartSuite.

А конкретная провинность, которая вменялась империи Билла Гейтса, заключалась в том, что в 1995 г. за несколько месяцев до выпуска Windows 95 она заключила соглашения с ведущими поставщиками ПК о предустановке на их компьютеры этой ОС (и никакой другой!). Те же, кто не захотел следовать данному требованию (в частности, IBM и Gateway), все же получили лицензию на Windows 95 до ее официального объявления. Но IBM смогла это сделать лишь за 15 мин до события и в результате понесла убытки из-за потерянной выгоды по сравнению с конкурентами.

В свое время в нашей прессе с некоторой иронией писалось о сложностях юридической системы США, разбирательства в которой могут тянуться годами. Но, как мы видим в последние два года на примере той же Microsoft, все эти сложные дела все же дают свои результаты. Причем, как правило, в результате улаживания конфликта до окончательного судебного решения (это выгодно обеим сторонам, так как ответчик заплатил бы гораздо больше, но основные штрафы были бы выплачены не истцу, а государству). В данном случае переговоры между Microsoft и IBM по этим вопросам велись более полутора лет. (Gateway также вела многолетние разбирательства с Microsoft и в апреле получила от нее 150 млн. долл. компенсации.) Да, два года назад для Microsoft началась волна выплаты отступных "обиженным" по искам, которые были инициированы во второй половине 90-х годов целым рядом ИТ-компаний (Sun, IBM, Novell, Amеrica Online и др.). Ее выплаты уже составили более 4,5 млрд. долл.! И это при том, что в стадии рассмотрения находятся иски и от других фирм. Но корпорация из Редмонда хладнокровно переносит эти удары Фемиды и конкурентов: благодаря жесткой стратегии 90-х Microsoft смогла за 10 лет увеличить объемы продаж с 6 до 37 млрд. долл. И, продав в 2004-м финансовом году настольных Windows на 11,5 млрд. долл., получит только на этой OC фантастическую операционную прибыль в размере 8 млрд. На фоне таких показателей нынешние штрафы кажутся совсем небольшой платой за успех.

Версия для печати