БИЗНЕС

Воспоминания о "новогоднем продуктовом наборе" греют душу каждого россиянина, пережившего эпоху развитого социализма. Совсем в другом смысле эти слова употреблялись при подведении на московской пресс-конференции, посвященной встрече нового финансового года корпорации Oracle (www.oracle.com/ru), итогов предыдущего 2005-го, завершившегося 31 мая. Упомянутый продуктовый набор в виде логотипов всех программных средств, принадлежащих сегодня Oracle (многие из них вместе с хозяевами были куплены в прошедшем году), был в изобилии развешан на своеобразной новогодней елке. И если особой заслуги московского офиса в расширении продуктовой линейки Oracle нет, то его последствия ощущаются здесь вполне отчетливо.

"По объемам продаж мы вышли на шестое место в регионе EMEA, оставив позади пятьдесят стран, - заявил генеральный директор Oracle СНГ Борис Щербаков. - Это означает, что и требования к нам стали предъявляться более строгие. В частности, мы обязаны предоставлять самый широкий спектр продуктов и технологий Oracle в своем регионе, даже если к некоторым из них отечественный рынок пока не готов". Развивать эту тему г-н Щербаков не стал: иначе ему пришлось бы назвать те продукты, до которых российские предприятия еще не доросли. Совершенно очевидно, что к ним не относится ПО промежуточного слоя, впервые выделяемое из технологического стека и становящееся третьим ключевым направлением развития бизнеса корпорации в СНГ (наряду с СУБД и бизнес-приложениями).

Продуктовый набор, украсивший июльскую новогоднюю елку Oracle,

не позволит Борису Щербакову, Анатолию Драченко и

Глебу Ладыженскому (слева направо) надолго забыть о своих делах

В целом прошедший год оказался для Oracle СНГ чрезвычайно успешным. Доходы от продаж лицензий выросли на 60%, что для страны, входящей в первую шестерку по региону EMEA, можно считать очень большим достижением. Впрочем, статистика - штука коварная, и если бы в позапрошлом году была учтена нашумевшая сделка с холдингом "Связьинвест" (ее объем, судя по публикациям в прессе, составил около 150 млн. долл.), то в 2005-м мы бы наверняка констатировали спад оборота. Проект в "Связьинвесте", в рамках которого Oracle не только продала лицензии на Oracle E-Business Suite, но и получает от заказчика ежегодные отчисления за техподдержку, вообще не учитывается в итоговой статистике Oracle СНГ. Причина, возможно, в том, что включение данных по "Связьинвесту", известных в абсолютном долларовом выражении, в привычную для местного офиса отчетность, оперирующую процентами прироста к никому не известной базе, привело бы к раскрытию тщательно оберегаемой информации об абсолютных финансовых результатах деятельности корпорации в странах СНГ. Их отсутствие не добавляет прозрачности отечественному рынку ПО и снижает уровень доверия к отчетам независимых аналитиков, в частности IDC, на которые Oracle СНГ всегда охотно ссылается. Согласно IDC, корпорация занимала здесь в 2004 г. первое место по продажам СУБД и серверов приложений и второе на рынке ERP-систем (этот отчет IDC пока не опубликован).

В прошедшем финансовом году продукты технологического стека Oracle приобрели около тысячи компаний. Среди них: Сбербанк РФ, "ВымпелКом", МТС, Правительство Москвы, "Мегафон", Российские железные дороги, Федеральная миграционная служба и Федеральная сетевая компания. Следует обратить внимание на то, что рост продаж технологического ПО в государственном секторе превысил 100%. Самые последние проекты такого рода - система "Недвижимость-2", разрабатываемая Правительством Москвы в рамках ГЦП "Электронная Москва", "Социальная карта москвича" и автоматизация Высшего Арбитражного суда России.

За год в странах СНГ у Oracle появились 28 новых заказчиков, купивших лицензии на комплект бизнес-приложений Oracle E-Business Suite. А это четверть местной клиентской базы по Oracle E-Business Suite, накопленной корпорацией за все годы продвижения здесь систем корпоративного управления. Продолжаются проекты в "Еврохиме", "Сибуре", "Связьинвесте", МТС, "ВымпелКоме", ОКБ "Сухой", "Ингосстрахе", НТВ и ряде других предприятий. Об успешном завершении локализации Oracle E-Business Suite свидетельствует, по мнению директора по продажам бизнес-приложений Анатолия Драченко, сертификация системы Институтом профессиональных бухгалтеров России. Приобретенную вместе с компанией PeopleSoft систему JD Edwards Enterprise One решено ориентировать на предприятия среднего масштаба, занимающиеся розничной торговлей, машиностроением и выпуском продуктов питания. Весьма вероятно, что в нынешнем финансовом году появятся первые клиенты, внедряющие известную систему автоматизации торговых предприятий Retek, купленную недавно Oracle вместе с одноименной фирмой-разработчиком.

Продукты, пополнившие в прошедшем году и без того богатый набор базовых технологий Oracle, если бы они не были куплены корпорацией, так и остались бы, по справедливому замечанию директора по технологиям Oracle СНГ Глеба Ладыженского, недоступными для российских разработчиков и системных интеграторов. Речь идет об инструментах для исполнения и мониторинга бизнес-процессов BPEL Process Manager (фирмы Collaxa) и Business Activity Monitoring (Instante Software), средстве управления идентификационными данными пользователей COREid (Oblix) и высокопроизводительной СУБД TimesTen, хранящей всю базу данных в оперативной памяти (см. PC Week/RE, N 22/2005, с. 27).

Получила дальнейшее развитие партнерская сеть Oracle, в которую теперь входят 320 местных компаний (из них 18 занимаются внедрением систем корпоративного управления на базе Oracle E-Business Suite). О планах по ее совершенствованию в начавшемся финансовом году мы уже писали (см. PC Week/RE, N 23/2005, с. 14). Они предполагают, в частности, усиление внимания к средним и малым предприятиям и расширение регионального присутствия.

Версия для печати