Стоит ли организации тратить тысячи человеко-часов на исчерпывающую оценку выбираемого ERP-пакета, или есть какой-то другой способ?

Исходя из опыта работы исполнительным директором сервисной компании по продуктам J.D. Edwards и SAP, могу утверждать, что такой способ действительно существует. Сначала поручите кому-нибудь из ИТ-персонала провести однодневное совещание с вице-президентами вашей фирмы, чтобы выяснить ключевые требования к системе и согласовать их. Затем разошлите запросы десятку предполагаемых ERP-поставщиков с просьбой представить снимки экранов вместе с текстом, описывающим, как их продукты справляются с заданными требованиями.

Отранжируйте ответы, выберите тройку наилучших и попросите представителей соответствующих поставщиков выделить день на демонстрацию своих продуктов перед вашим руководством и ИТ-персоналом. Обсудите функциональность и технологические детали, не забывая при этом и о своей корпоративной культуре. Выбор не обязан быть идеальным - хорошо, если он удовлетворит 90% потребностей. Итак, поздравляю, вы успешно миновали первую фазу жизненного цикла ПО для планирования ресурсов предприятия. Теперь - несколько советов по остальным этапам.

Обучение. До установки системы попросите поставщика прислать на четыре-пять дней своего инструктора, который провел бы обзорные консультации по всему программному решению и особенно по развертываемым вами модулям. Их цель - создать хороший фундамент для построения модели функционирования вашего бизнеса на основе нового ПО. А более сложные темы оставьте на потом.

Развертывание. Если вы не склонны к шоковой терапии, предполагающей освоение финансовых, логистических и производственных модулей пакета за один раз, то сначала введите в эксплуатацию лишь часть полного решения. После трудного полугодового периода освоения все утрясется.

Переоценка. Именно сейчас полезно еще раз оценить партнера по развертыванию решения, будь то поставщик ПО или независимая консалтинговая фирма. Если вы не сработались со своим провайдером на первом этапе, то вряд ли будете им довольны в будущем. Продумайте еще один-два варианта.

Наращивание функциональности. На расширение ERP-системы модулями бизнес-анализа, контроля за цепочками поставок и управления отношениями с клиентами (CRM) может потребоваться несколько лет.

Сопровождение. Допустим, со времени установки вашего ERP-решения уже прошло пять-семь лет. Следует попытаться продлить его жизнь еще на столько же. Но запросы бизнеса меняются, и вам надо постоянно заниматься усовершенствованием функциональности своей системы.

Сокращение затрат. Однажды вы с удивлением заметите, что, к примеру, ежегодные отчисления на техническое обслуживание составляют 22%, но не от дисконтированной цены лицензий, как это было сначала, а от полной. Возможно, стоит поискать сервисную компанию с более выгодными расценками.

Неизбежный конец. Время идет, ваши доходы стабильны, но бизнес все изменяется. Наступает момент, когда стоит поискать нового поставщика ERP-решений, чтобы пройти весь цикл заново.

Энди Кли - президент фирмы Klee Associates, публикующей журналы JDEtips и SAPtips на сайте www.ERPtips.com и предлагающей услуги консалтинга и обучения пользователей ERP-систем.