КОНКУРСЫ

Все российские команды-финалисты стали призерами престижного соревнования

В Иокогаме (Япония) состоялся финал ежегодного многоэтапного конкурса программных проектов Imagine Cup 2005 (www.imaginecup.com). Это уже третьи соревнования такого рода, проводимые корпорацией Microsoft (www.microsoft.com/rus) с целью выявления талантливых студентов и старшеклассников, умеющих с пользой для себя и окружающих применять современные информационные технологии. В конкурсе приняли участие свыше 17 тыс. студентов, представлявших более чем 90 стран мира и боровшихся за денежные призы общей суммой около четверти миллиона долларов.

Напомним, что финал Imagine Cup 2004 проходил в бразильском городе Сан-Пауло (см. PC Week/RE, N 27/2004, с. 27), а финал Imagine Cup 2003 - в Барселоне (PC Week/RE, N 27/2003, с. 1). Число номинаций конкурса с каждым годом растет. Если в 2003-м номинация была всего одна (программные проекты), то в 2004-м их стало уже четыре (программные проекты, алгоритмы, компьютерная графика, короткометражные фильмы).

В Imagine Cup 2005 количество студенческих номинаций достигло девяти: 1) программные проекты (разработка и создание новых приложений, стирающих границы между людьми, с использованием .NET Framework и Windows); 2) визуальные игры (погружение в мир создания трехмерных игр - сочетание навыков программирования и умения создавать алгоритмы, а затем воплощать их в стратегию игры); 3) информационные технологии (демонстрация знания сетевых технологий, баз данных и серверов, а также навыков анализа и принятия решений в ИТ-системах); 4) алгоритмы (решение головоломок, программистских упражнений и алгоритмических задач); 5) Web-разработка (создание инновационного Web-сайта для обучения других студентов с использованием ASP.NET); 6) офисные приложения (офисные приложения на базе Microsoft Office, которые творчески решают различные практические задачи); 7) технологический бизнес-план (создание убедительной, обоснованной бизнес-модели, использующей современные технологии для преодоления "цифрового неравенства"); 8) короткометражные фильмы (выражение собственного взгляда на "границы между нами", от идеи к сценарию и готовому фильму); 9) рендеринг (создание трехмерных историй на тему "стирая границы", показывающих сочетание художественных способностей с навыками программирования и алгоритмизации).

Чемпионы Imagine Cup 2005 (слева направо):

Николай Сурин, Руслан Гильфанов,

Станислав Воног и Александр Попов

Кроме того, добавились три "школьные" категории. Но номинация "Программные проекты" осталась основной категорией конкурса и только за победу в ней присваивается звание чемпиона Imagine Cup и вручаются главная денежная премия (25 тыс. долл.) и кубок.

Приятно отметить, что на этот раз звания чемпиона Imagine Cup 2005 была удостоена российская команда, состоящая из студентов факультета управления и прикладной математики Московского физико-технического института (Станислав Воног и Николай Сурин) и факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им М. В. Ломоносова (Александр Попов и Руслан Гильфанов). На суд строгого жюри эта великолепная четверка представила продукт OmniMusic, позволяющий музыкантам со схожими интересами и исполнительским уровнем устраивать концерты даже в том случае, если их отделяют друг от друга тысячи километров. Инновационность OmniMusic заключается в решении проблемы задержки звука при передаче музыки по сети, что позволяет музыкантам играть синхронно, даже если они географически удалены друг от друга.

Задержка при совместной игре на музыкальных инструментах критически важна. Исследования в области психоакустики показывают, что оркестранты или участники вокально-инструментального ансамбля могут играть вместе только в том случае, если эта задержка не превышает 50 мс, а если она составляет 80 мс, то уже можно заметить, что движения губ не синхронизированы со звуком.

Даже в обычном оркестре расстояние между наиболее удаленными друг от друга музыкантами не больше примерно 17 м (в противном случае из-за конечной скорости распространения звука задержка будет превышать 50 мс). В то же время, согласно стандарту ITU G.114, задержки в IP-телефонии не должны быть свыше 150 мс.

Призеры решили проблему задержки звука в сетях IP-телефонии следующими способами:

- использовали сетевой стек из платформы Microsoft Research ConferenceXP на базе протокола Real-Time Transfer Protocol с очень низким уровнем задержки;

- применили технологию Windows Kernel Streaming, позволившую созданному программному пакету работать с драйвером аудиокарты напрямую, минуя стандартные механизмы работы ОС с аудиоданными, которые не обеспечивали приемлемого уровня задержки;

- отказались от компрессии/декомпрессии (сжатия) аудиопотока.

При разработке пакета OmniMusic использовалась среда Microsoft Visual Studio .NET 2003. Также были применены следующие технологии: Microsoft .NET; Microsoft Research ConferenceXP; Kernel Streaming; Real-Time Transfer Protocol; Multicast.

C целью иллюстрации возможностей своего детища наши студенты (Станислав Воног играет на акустической гитаре, Николай Сурин - на электрогитаре, а Александр Попов - на синтезаторе и фортепиано) организовали небольшой концерт, во время которого один из исполнителей находился в удаленном помещении. По окончании выступления зал стоя аплодировал российской команде.

О своих впечатлениях от финала Николай Сурин сказал следующее: "Наиболее захватывающим и действительно вдохновляющим проектом, стирающим границы между людьми, является сам Imagine Cup. Все представленные на нем работы появились на свет именно благодаря этому конкурсу. Если бы я был судьей, то первый приз присудил бы самому соревнованию".

Станислав Воног отмечает: "Imagine Cup - это удивительный конкурс, взгляд в будущее. Увидев проекты студентов разных стран, убеждаешься в том, что компьютерные технологии - это магия сегодняшнего дня, а волшебники и алхимики XXI века - это программисты, дизайнеры и инженеры, которые объединяют людей несмотря на разделяющие их тысячи километров, создают новые виртуальные миры, невероятно похожие на реальность и изменяющие нашу повседневную жизнь".

А вот слова Александра Попова: "Финал Imagine Cup - это грандиозный праздник и большое шоу. На нем ощущаешь себя звездой и испытываешь восхищение от того, что тебя окружает так много творческих, целеустремленных, увлеченных и умных людей. Атмосфера Imagine Cup - это нечто уникальное. Это атмосфера дружбы, общения и большой студенческой вечеринки".

Руслан Гильфанов: "Что меня больше всего поразило, так это сама атмосфера Imagine Cup. Конкурс объединил своей идеей людей со всего мира, дал им чудесную возможность для общения действительно без всяких границ. И все это - на фоне уникальной страны Японии, которая потрясает своей культурой, древнейшими традициями и обычаями и в то же время является одним из самых технологически продвинутых государств мира".

Денежный приз, полученный за победу в Imagine Cup, студенты планируют потратить на дальнейшее развитие Omni-Music и воплощение в жизнь мечты о создании онлайн-сообщества музыкантов.

По их словам, этот пакет предполагается распространять на коммерческой основе среди операторов сетей широкополосного доступа в Интернет (broadband operators). Программа omniMusic будет лицензироваться оператором и бесплатно распространяться среди абонентов, тем самым способствуя привлекательности его сервиса. Наиболее известными операторами сетей широкополосного доступа в Интернет являются NTT (Япония), Fastweb (Италия) и Verizon (США). В России пионером Интернет-2 - высокоскоростной сети следующего поколения - является компания "Корбина Телеком" (www.corbina.ru), которая в декабре 2004 г. "провела" эту сеть в Москву (см. PC Week/RE, N 48/2004, с. 1). Пакет OmniMusic уже сейчас готов к встраиванию в Интернет-2, так как в него заложены возможности для использования преимуществ сети нового поколения.

Победители утверждают, что в стране, принимавшей финалистов конкурса Imagine Cup 2005, широкополосный доступ очень развит: только число подписчиков сервиса Fiber-To-The-Home, обеспечивающего доступ в Сеть с домашнего ПК по оптоволокну со скоростью до 100 Мбит/с, превышает 2 млн. При этом в больших городах наиболее распространены скорости доступа 24 и 40 Мбит/с.

Команда МАИ заняла на конкурсе Imagine Cup 2005

второе место (в категории "Офисные приложения")

Хорошо выступила на конкурсе Ima-gine Cup 2005 и команда Московского авиационного института (научный руководитель - Дмитрий Сошников, участники - Сергей Дубовик, Анастасия Филинова, Павел Задумкин и Дмитрий Козлов). Ее работа - проект Fibra, представляющий собой инструмент для описания, анализа и оптимизации бизнес-процессов, основанный на методах искусственного интеллекта и задействующий целый ряд технологий Microsoft Office (Visio, Excel, Word, Infopath и Project), занял второе место в категории "Офисные приложения" и был удостоен денежного приза в 10 тыс. долл.

Еще одним значимым результатом участия России в финале Imagine Cup 2005 стала победа Ильи Моисеенко, выпускника гимназии N 36 (Ростов-на-Дону). Его проект NET.Chess (онлайн-игра в шахматы) занял в категории "Web-дизайн High School" третье призовое место и был отмечен денежным призом в размере 1500 долл.

Всего в различных категориях в финале участвовало 80 команд. Три из них - две студенческие и одна школьная (в лице Ильи Моисеенко) - представляли Россию. Отрадно отметить, что все они заняли призовые места. В церемонии награждения победителей приняли участие финалисты конкурса и более двух тысяч других участников торжества, включая Билла Гейтса.

Финал Imagine Cup 2006 состоится в Дели (Индия). Прием заявок на это состязание начнется осенью 2005 г.

Версия для печати