ПОГЛОЩЕНИЯ

А его инициаторы занялись интеллектуальными системами в области Интернет-маркетинга

В свое время компания "Ашманов и партнеры" (www.ashmanov.com), созданная летом 2001 г. для разработки интеллектуальных средств автоматического анализа содержания текстов, приступила к реализации проекта "Спамтест" (www.spamtest.ru), в рамках которого к настоящему времени созданы уникальные технологии распознавания и фильтрации нежелательных массовых почтовых рассылок, основанные на использовании более чем 15 методов распознавания спама (включая лингвистические, сигнатурные и графические). Одним из первых результатов проделанной работы стало создание в содружестве с "Лабораторией Касперского" (ЛК, www.kaspersky.com) программного комплекса Kaspersky Anti-Spam (см. PC Week/RE, N 47/2002, с. 42), предназначенного для использования у Интернет-провайдеров или в организациях, имеющих собственные почтовые серверы.

В июле "Лаборатория Касперского" объявила о том, что выкупает у компании "Ашманов и партнеры" все права на технологии, разработанные в рамках проекта "Спамтест", и принимает к себе на работу ключевых сотрудников, занимавшихся реализацией этого проекта, - команду из 16 человек во главе с Кириллом Зорким. Финансовые условия сделки не разглашаются. Предполагается, что процесс поглощения займет около двух месяцев и завершится осенью. В ведение ЛК переходит также круглосуточно работающая лингвистическая лаборатория, анализирующая спам в реальном режиме времени и выпускающая обновления соответствующих баз данных каждые 20 мин.

В настоящее время технологии, разработанные в рамках проекта "Спамтест" и включенные в продукты семейства Kaspersky Anti-Spam, используются, например, службой Mail.ru (см. PC Week/RE, N 32/2003, с. 1). Разработчики этих технологий утверждают, что ежедневно сквозь фильтры "Спамтеста" проходит от 40 до 60 млн. почтовых сообщений, что составляет почти два млрд. сообщений в месяц. Утверждается также, что "Спамтест" защищает около 30 млн. почтовых ящиков в России и за рубежом.

Лингвистическая лаборатория, о которой шла речь выше, ежедневно получает и обрабатывает 150-200 тыс. жалоб на спам от пользователей публичных почтовых служб и частных компаний. На данный момент уровень детектирования спама составляет около 95-97% при практически полном отсутствии ложных срабатываний.

Помимо технологий распознавания и фильтрации нежелательных массовых почтовых рассылок в ведение ЛК переходит сетевой сервис Spamtest.ru, обеспечивающий бесплатную онлайн-проверку пользовательской корреспонденции, и еженедельный электронный журнал "Спамтест" - источник экспертной информации о спам-индустрии.

Стороны отмечают, что процесс смены владельца проекта "Спамтест" никоим образом не отразится на партнерах и клиентах компании "Ашманов и партнеры", которые используют системы фильтрации "Спамтест". Для них сохранятся все условия подписки на услуги защиты от спама. В то же время пользователи могут сделать выбор: сохранить подписку у компании "Ашманов и партнеры" в полном объеме на все время действия договоров или на тех же условиях перевести свои контракты в "Лабораторию Касперского".

Данная сделка вполне отвечает современным тенденциям мировой ИТ-индустрии. В настоящее время рынок средств информационной безопасности бурно развивается в сторону создания интегрированных программных продуктов и платформ. Это закономерно приводит к процессам слияний и поглощений. Так, полтора года назад компания Symantec приобрела крупного поставщика антиспамового сервиса Brightmail. Сумма сделки составила 340 млн. долл.

В начале нынешнего года Microsoft - видимо, в целях создания браузера Internet Explorer 7.0, включающего оборону от фишинга, шпионских программ и вирусов, - приобрела поставщика антивирусных и антиспамовых решений фирму Sybari и Giant Company Software, производителя средств борьбы со шпионским ПО (см. PC Week/RE, N 12/2005, с. 28). А в конце июня известный антивирусный разработчик Computer Associates поглотил производителя популярных брандмауэров Tiny Software.

Все эти приобретения продиктованы объективной технологической целесообразностью: одновременная проверка корреспонденции на содержание вирусов и принадлежность к спаму значительно сокращает временные и системные затраты, что возможно только в рамках интегрированного решения по защите от электронных угроз. Помимо того, общая тенденция развития информационных угроз такова, что они также стремительно становятся интегрированными - спам служит распространению вирусов и наоборот, а фишинговые письма и шпионское ПО распространяются при помощи спам-технологий. Противостоять подобным угрозам, используя отдельные средства защиты, уже невозможно.

Для ЛК приобретение проекта "Спамтест" является закономерным шагом на пути развития совместной деятельности. За три года сотрудничества в свет вышел продукт для домашних пользователей (интегрированное решение Kaspersky Personal Security Suite), а также два новых варианта системы защиты корреспонденции: для корпоративных клиентов (Kaspersky Anti-Spam Enterprise Edition 2.0) и провайдеров Интернет-услуг (Kaspersky Anti-Spam ISP Edition 2.0). Кроме того, контентные фильтры, базирующиеся на комплексной технологии "Спамтест", используются в продуктах InfoWatch (www.infowatch.ru) - дочерней компании "Лаборатории Касперского", специализирующейся на борьбе с внутренними угрозами (см. PC Week/RE, N 5/2005, с. 20).

Генеральный директор ЛК Наталья Касперская говорит: "Приобретение проекта "Спамтест" даст нам возможность обеспечить более глубокую интеграцию технологий фильтрации спама в свои разработки и тем самым повысить их функциональный и качественный уровни, позволит увеличить капитализацию компании, а также снизить риски для самой лаборатории и наших клиентов. Разумеется, это поглощение будет произведено максимально безболезненно для всех пользователей данной технологии".

В свою очередь Игорь Ашманов, генеральный директор компании "Ашманов и партнеры", отметил: "Мы считаем, что сделка выгодна обеим сторонам: ЛК делает очень естественный шаг, консолидируя технологии безопасности. Имея отличную репутацию и мощные каналы распространения в России и за рубежом, а также значительные технологические и финансовые ресурсы, она сможет "выжать" из комплексной технологии "Спамтеста" максимум возможного и вывести ее на новый уровень. Для нас же продажа проекта - также естественный шаг, так как наше основное занятие - создание уникальных лингвистических технологий и массовых сервисов в Интернете. Уйдя со специфического и сурового рынка информационной безопасности, мы снова сконцентрируемся на производстве лингвистических и интеллектуальных систем в области Интернет-маркетинга: на поисковиках, системах "умной" контекстно-чувствительной рекламы, геотаргетинге (определении местоположения Интернет-пользователя) и пр. Рынок Рунета быстро растет, и мы видим здесь очень хорошие перспективы. Мы - компания небольшая (cейчас в ней около 50 человек, в основном выпускники МГУ и МФТИ, в том числе восемь кандидатов наук), инновационная, и для нас запустить проект, продать его и начать следующий всегда интереснее, чем строить большой международный бизнес".

Версия для печати