ОБЗОРЫ

По данным аналитической компании AMR Research, в 2004 г. производственные предприятия наконец оценили преимущества систем управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM). В результате после двух лет застоя на мировом рынке SCM начался подъем - объем продаж вырос на 4% и достиг 5,5 млрд. долл.

По мнению аналитиков, причина заключается в том, что, желая увеличить прибыль, предприятия стали вкладывать средства в технологии, помогающие сократить издержки и оперативнее реагировать на требования заказчиков. "Если раньше они были зациклены на снижении расходов и повышении эффективности использования существующих ресурсов, то теперь фокус их интересов сместился в сторону инноваций и создания условий для того, чтобы побольше заработать на удовлетворении меняющегося спроса, - сказал Кевин О’Мара, вице-президент AMR Research. - Использование ИТ для победы над конкурентами, расширения канала продаж и повышения эффективности своей деятельности - вот отличительные черты предприятий, инвестирующих в SCM-продукты".

Кроме того, интерес к SCM подстегивают такие современные тенденции, как широкое распространение аутсорсинга, расширение сотрудничества предприятий с поставщиками, их стремление получить как можно более точные сведения о запросах заказчиков, а также рост популярности технологии радиочастотной идентификации (RFID) и общие перемены в сфере взаимоотношений с поставщиками.

На протяжении всего прошлого столетия, подчеркивают аналитики, при работе с сетями поставок основной упор был сделан не на удовлетворение требований заказчиков, а на повышение объема промышленного производства. Такой подход приводил к тому, что фабрики старались выпускать те товары, которые могли, а не те, что нужны покупателям. Это вызывало затоваривание складов, частые ошибки в заказах и истощение запасов исходных материалов. По оценке аналитиков, к середине 2004 г. из-за непроданных товаров в США и Европе из оборота была изъята умопомрачительная сумма примерно в 3 трлн. долл. В связи с этим AMR Research рекомендует предприятиям переходить на современные методы работы, в рамках которых технологии и бизнес-процессы позволяют реагировать на перемены спроса в реальном времени и более тесно взаимодействовать с заказчиками, поставщиками. SCM-решения играют здесь центральную роль.

Ведущая десятка рынка SCM

AMR Research отмечает, что в последнее время ситуация на рынке SCM сильно изменилась: некоторые его участники не пережили годы застоя, появились новые лидеры, поменялись как сами приложения, так и методы их продаж. Далеко не все игроки в одинаковой мере смогли воспользоваться возрождением спроса. Так, у 14 вендоров оборот вырос более чем на 10%, а у семи, напротив, упал примерно на столько же.

Первое место на рынке SCM уже второй год подряд занимает SAP (доход - 619 млн. долл.), причем по прогнозу в этом году ее объемы продаж возрастут до 639 млн. долл. Вообще лидеры сегмента ERP - SAP и Oracle - также являются и передовиками в области SCM. Так, компании Oracle сейчас принадлежит третье место (доход 283 млн. долл.), но в нынешнем году она, предположительно, переместится на второе и почти догонит SAP. Ведь благодаря поглощению фирмы PeopleSoft ей удастся резко повысить объем продаж и достигнуть в области SCM оборота в 604 млн. долл. По мнению аналитиков, своим успехам эти две корпорации обязаны обширной клиентской базе и зрелым SCM-продуктам.

Позиции компании i2 Technologies, одного из пионеров в области SCM, несколько ослабли - ее доход сократится с 319 млн. долл. в прошлом году до 287 млн. долл. в этом. А вот у фирмы Infor Global Solution, которая в 2004-м купила восемь фирм, включая Mapics, Lilly Software, Brain и другие, доля рынка быстро растет.

Что касается распределения рыночных долей, то десяти ведущим игрокам принадлежит менее половины рынка - 44%. Это говорит о том, что рынок SCM еще находится на этапе становления и следует ожидать усиления консолидации, слияний и поглощений одних компаний другими.