РЕЦЕНЗИИ
Тихвинский В. О., Володина Е. Е. Подвижная связь третьего поколения. Экономика и качество услуг. М.: Радио и связь, Горячая линия - Телеком, 2005. - 240 с.
В этой книге, написанной специалистами Научно-исследовательского института радио (НИИР), проанализированы состояние и тенденции развития рынка услуг подвижной связи и влияние на него экономических, научно-технических и иных факторов. Как отмечают авторы книги, при наличии признаков насыщения рынка услугами голосовой связи существует большой потенциал развития услуг мобильной передачи данных. Таким образом, даже в развитых странах с высоким уровнем телефонизации имеются резервы для расширения рынка подвижной связи. И все же, по мнению экспертов, несмотря на все достижения технологии, сотовая связь пока остается голосоцентрическим приложением. А с переходом к сетям 3G превалирующим фактором при выборе предпочтений абонентов становится качество услуг.
Материал первой главы вводит читателя в круг экономических проблем развития отрасли мобильной связи. Представлены показатели, характеризующие состояние рынка подвижной связи: плотность проникновения подвижной связи (процент населения страны, владеющего мобильными телефонами); численность абонентской базы; совокупные доходы рынка; средний доход, приносимый компании одним абонентом в месяц (ARPU); уровень развития технологий подвижной связи, обеспечивающий эволюцию услуг. Прослежены этапы развития подвижной связи.
Во второй главе рассмотрена роль такого фактора развития отрасли, как государственное регулирование, эффективным инструментом которого является лицензирование деятельности операторов сетей связи для обеспечения потребителей необходимыми видами услуг связи требуемого качества. Представлены практические результаты (в том числе и отрицательные) лицензирования деятельности зарубежных операторов сетей подвижной связи 3G. Обращено внимание на трудности, которые испытывают европейские операторы при создании и развертывании таких сетей.
В третьей главе рассмотрены состояние и перспективы развития мобильной связи в России. Отмечено, в частности, что отечественный рынок подвижной связи в настоящее время принадлежит к числу крупных и быстроразвивающихся, имеющих высокий инвестиционный потенциал. На нем представлены стандарты всех трех поколений. И это несмотря на то, что приобщение жителей России к миру мобильной телефонии началось только в 1991 г., когда была введена в эксплуатацию первая в стране система сотовой связи общего пользования. Кстати, по некоторым оценкам, отставание нашей страны в этой области от развитых западных стран сократилось с пяти-шести лет (в недавнем прошлом) до полутора-двух лет.
На данном этапе приоритетами отрасли являются расширение площади покрытия, увеличение степени проникновения подвижной связи, возрастание доступности связи для населения, привлечение инвестиций, как отечественных, так и зарубежных.
Эффективное развитие бизнеса невозможно без конкуренции. В следующей главе отмечено, что развитие конкурентных отношений на рынке услуг подвижной связи происходит под влиянием различных субъектов рынка. Отсюда разнообразие видов конкуренции.
В ряду значимых факторов конкурентоспособности операторской компании важное место занимает надежность и качество предоставляемых услуг. Повышенные запросы абонентов к качеству услуг подвижной связи потребовали более четкого определения взаимоотношений между поставщиками услуг связи и пользователями. Эти отношения документально оформляются в виде соглашения об уровне обслуживания (SLA), однако чтобы эта система работала, необходимо создать соответствующую правовую базу.
Предметом рассмотрения пятой главы являются тарифы и тарифная политика российских операторов. Представлены этапы разработки ценовой политики и стратегии операторов сетей подвижной связи 3G. Описаны используемые ими модели ценообразования. В заключение подчеркнуто, что в дальнейшем тарифная политика будет строиться в зависимости от качества предоставляемых услуг. Тарификация на услуги с различным уровнем качества наиболее важна для корпоративного рынка.
Обсуждению проблем качества услуг отведена вся вторая половина книги. Изложены правовые основы обеспечения качества услуг подвижной связи России. В ней рассмотрено нормативное регулирование качества услуг в отрасли связи; охарактеризована деятельность международных и региональных организаций по стандартизации технических требований к качеству услуг в сетях связи; описана действующая система управления качеством услуг связи и ее стандартизация на международном и европейском уровнях; изложены системно-сетевые вопросы управления качеством услуг в сетях GSM/UMTS; приведены технические параметры, подлежащие техническому аудиту операторами и потребителями в процессе предоставления услуг.
Книга может быть рекомендована специалистам, а также учащимся вузов и аспирантам, специализирующимся в области экономики подвижной связи и обеспечения качества услуг.