Корпорация выплатила акционерам 44 млрд.  долл.

Не будет преувелиЧением сказать, что объявление итогов каждого очередного финансового года корпорации Microsoft за последние несколько лет превратилось в событие, не менее значимое, чем выпуск ее новых программных продуктов. С одной стороны, сведения о результатах работы компании очень важны для понимания общей ситуации в ИТ-отрасли, а не только состояния дел у одного из ее лидеров, а с другой - интерес финансовых аналитиков во многом определяется желанием понять причину феноменальной динамики развития бизнеса, которой трудно найти аналоги в современной мировой экономике. Неудивительно, что публикация в конце июля предварительных данных корпорации о результатах работы за финансовый год (он заканчивается у нее 30 июня) уже в течение ряда последних лет сопровождается проведением в штаб-квартире Microsoft (Редмонд, США) специального мероприятия Financial Analyst Meeting (FAM), в котором на этот раз приняли участие более 300 аналитиков, инвесторов и журналистов.

В 2005-м финансовом году доходы (объем продаж) составили 39,8 млрд. долл. Результат, безусловно, выдающийся, но с точки зрения динамики развития бизнеса Microsoft мы можем отчетливо наблюдать тенденцию по падению темпов роста продаж ее ПО. Годовой рост оборота на 8% - это самый низкий показатель за всю историю корпорации. И никаких резких повышений объемов продаж продукции Microsoft в видимой перспективе не ожидается: в наступившем финансовом году компания прогнозирует рост на уровне 10%.

Зато по прибыльности (что является главной целью любого коммерческого предприятия) Microsoft показала воистину впечатляющий результат - 12,25 млрд. долл. чистой прибыли (после уплаты всех налогов), что на 50% больше прошлогоднего результата. Это рекордный показатель для ИТ-отрасли и один из лучших в мировой экономике в целом (по крайней мере за последние 10 лет). Этого компания добилась не только за счет увеличения продаж, но и за счет снижения расходов - почти на 2,5 млрд. долл. - по сравнению с 2004 г. Несколько уменьшились на этот раз и выплаты Microsoft в рамках урегулирования юридических разбирательств с конкурентами, хотя и сейчас эта величина составила впечатляющую сумму почти в 2 млрд. долл. (см. PC Week/RE, N 25/2005, с. 1).

В прошлом году, учитывая накопленные финансовые резервы (почти 60 млрд. долл. на "стабилизационных" счетах компании, формируемых из отчислений от получаемой прибыли), совет директоров Microsoft, демонстрируя уверенность в стабильности перспектив развития бизнеса корпорации, сообщил о намерении потратить до 2008 г. свыше 75 млрд. долл. на различные виды выплат держателям акций, в том числе за счет увеличения вдвое регулярных выплат дивидендов (см. PC Week/RE, N 28/2004, с. 25). Выполняя эти обещания, Microsoft возвратила инвесторам в закончившемся финансовом году около 44 млрд. долл. Впрочем, тут можно отметить, что почти половина акций компании приходится на долю трех человек: Билла Гейтса, Стива Балмера и Пола Алена.

Microsoft CEO Стив Балмер рассказывает

о деловой стратегии корпорации на

Financial Analyst Meeting 2005

Выступая на FAM’2005, главный исполнительный директор Microsoft Стив Балмер сообщил, что за последние пять лет доля корпорации в общем объеме операционной прибыли 25 ведущих ИТ-компаний мира увеличилась с 18 до 23%. Он также обратил внимание на то, что рост доходов и прибыли Microsoft растет существенно быстрее, чем ее затраты на исследования и разработку, которые с 2000 г. увеличились на 25% (а в 2005-м даже сократились почти на 1,6 млрд. долл.).

Не очень понятно, что хотел сказать этим руководитель корпорации, но такие сведения позволяют сделать вывод, что бизнес-успехи Microsoft определяются не столько ее технологическими достижениями, сколько успешным маркетингом. Впрочем, здесь полезно вспомнить истину, открытую экономистами еще в ХIХ веке: многолетнее превышение рентабельности отдельной компании по сравнению со средними показателями по отрасли является одним из основным признаков ее монопольного положения, что и позволят получать сверхприбыль.   

Финансовые показатели отдельных направлений бизнеса Microsoft (млн. долл.)

В данных Microsoft особый интерес представляют сведения по ее основным семи продуктовым направлениям. Три из них - настольные операционные системы (Client), офисные приложения (Information Worker) серверные продукты и средства разработки (Server & Tools) - составляют основу бизнеса корпорации. На их долю в структуре доходов приходится соответственно 31, 28 и 25%. Высокую прибыльность компании по-прежнему обеспечивают продукты для настольных ПК. Однако серверное направление все последние годы растет опережающими темпами, причем во многом за счет увеличения поставок SQL Server.

Из других продуктов корпорации заметную долю в доходах занимают Интернет-сервисы (MSN) и продукты для домашних пользователей (Home & Entertainment) - 6 и 8% соответственно. Направление MSN наконец-то стало явно прибыльным (этого можно было ожидать: в прошедшем году Microsoft вела очень активную деятельность в данной области). Похоже, аналогичный перелом вскоре наступит и в разделе продуктов для домашних пользователей: после многих лет убыточности в этом сегменте компании впервые почти удалось выйти на самоокупаемость. Во многом это произошло благодаря успешному продвижению аппаратных и программных средств Xbox.

Развитие направления Microsoft Business Solutions идет пока не столь быстрыми темпами, как это прогнозировалось два-три года назад, хотя очевидно, что основные события в сфере делового ПО начнутся только после завершения разработки и вывода на рынок продуктов нового поколения, чего можно ожидать в ближайшие год-два. Показатели в категории Mobile & Embedded Devices по майкрософтовским меркам также совсем незначительны, но и здесь видна очень хорошая динамика (увеличение продаж почти на 35%).

Версия для печати