СВОБОДНЫЙ СПЕКТР
Прошло уже два года с момента публикации в Harvard Business Review моей статьи "IT doesn’t matter" ("ИТ ничего не значат", см. http://www.nicholasgcarr.com/articles/matter.html), где была высказана мысль о том, что информационные технологии больше не в состоянии повышать конкурентоспособность. За это время мне довелось обсудить свою точку зрения со множеством директоров компаний и профессионалов в области ИТ. Некоторые из них считали, что я в корне ошибаюсь, другие полностью соглашались со мной, а мнение большинства находилось где-то между эти двумя крайними точками. Но практически все сходились в том, что не меньше 70% ИТ-расходов компаний уходит на инфраструктуру - обеспечение работоспособности системы.
Во всем мире на информационные технологии ежегодно тратится около триллиона долларов, из которых, следовательно, порядка 700 млрд. уходит на базовые, ничем друг от друга не отличающиеся аппаратные средства и программное обеспечение.
Значительная часть этой суммы расходуется впустую. О какой эффективности можно говорить, когда каждая компания самостоятельно создает собственную вычислительную инфраструктуру? Это приводит к массовому дублированию инвестиций и невероятно низкому уровню использования имеющихся ресурсов. Только вдумайтесь в цифры, которые я сейчас приведу! Недавнее исследование Hewlett-Packard показало, что нагрузка на большинство корпоративных серверов находится в пределах от 10 до 35% их вычислительной мощи... Корпорация IBM оценивает среднюю загрузку настольных систем всего в 5%+ По данным Gartner, в типичной компании пустует от 50 до 60% сетевого хранилища+ Более того, с приложениями, как известно, могут одновременно без каких-либо дополнительных затрат работать сразу несколько пользователей, поэтому устанавливать одну и ту же программу на тысячах машин - вопиющее расточительство с точки зрения как капиталовложений, так и текущих расходов. А разве можно признать рациональным существование в ИТ-подразделениях нескольких специалистов одного и того же профиля? Все это напоминает электроснабжение столетней давности. Тогда каждый владелец завода устанавливал на заднем дворе собственный генератор, комплектовал свою сеть компонентами разных производителей и содержал штат сотрудников только для обслуживания электростанции. Коэффициент отдачи при этом оставался очень низким, а цены - непомерно высокими.
Но в период между 1905 и 1930 годами появилась возможность централизовать производство электроэнергии на огромных электростанциях и распределять ее через электросеть. Это произвело настоящую революцию. Новая идея сначала встретила серьезное сопротивление, но дешевизна производимой таким образом энергии, высокая гибкость потребления, возможность высвободить капитал и переложить заботы на плечи других людей обещали такие выгоды, что отказаться от привычных схем в конце концов решились даже крупнейшие компании. Сегодня мы видим сходную картину. Развитие сетевых технологий, виртуализация аппаратных средств, решеточные вычисления и Web-сервисы позволяют сделать информационные технологии коммунальными, превратить их из сложного корпоративного актива в простой, используемый по мере необходимости расходный материал. И сегодняшние утилитарные вычисления - лишь первая ласточка грядущих изменений.
Такой процесс займет годы, но энергичные корпорации начинают извлекать выгоду уже сейчас. Химическая компания Bayer, скажем, 42 своих вычислительных центра на территории США недавно объединила в два, что позволило ей сэкономить 100 млн. долл. Телекоммуникационный гигант Deutsche Telekom развернул единую инфраструктуру, в которой его подразделения оплачивают только реально потребленные ресурсы. В прошлом году приступила к закрытию своего вычислительного центра и авиакомпания Qantas, решив отказаться от аппаратных решений в пользу утилитарных.
Консолидация. Стандартизация. Сокращение расходов. Таковы главные ориентиры на пути, по которому мы начинаем движение в новый мир деловых вычислений.
Николас Карр - автор книги "Does IT Matter?" ("Значат ли что-то ИТ?") - ведет свой интернет-дневник на сайте roughtype.com.