АНАЛИТИКА

    

На российском рынке ИТ-услуг, объем которого, согласно недавно опубликованному исследованию IDC, в прошлом году составил 1,9 млрд. долл., а к 2009-му выйдет на уровень 5,8 млрд. долл., нет явно доминирующих игроков и безнадежных аутсайдеров. Первая его десятка (КРОК, IBS, R-Style Group, HP, "Открытые Технологии", "Борлас", Optima, ЛАНИТ, "Техносерв" и I-Teco) контролирует всего лишь 24% данного сегмента, а, к примеру, разрыв между лидером - компанией КРОК (www.croc.ru) - и следующей за нею IBS совсем невелик (3,7% и 3,2% рынка соответственно). Если принять во внимание финансовую непрозрачность многих отечественных ИТ-фирм, столь "плоское" распределение доходов очень чувствительно как к погрешностям методики IDC, так и к достоверности предоставляемой некоторыми компаниями информации. Иными словами, положение того или иного игрока в рейтинге IDC не следует воспринимать как истину в последней инстанции. Тем не менее закон больших чисел действует и здесь, а потому и показатели КРОКа, занимающего первую позицию на данном рынке уже четвертый год подряд, и взгляд его руководителей на ситуацию с ИТ-услугами в нашей стране не может не привлекать внимания аналитиков.

По мнению Бориса Бобровникова, западные поставщики

ИТ-услуг не смогут в ближайшие годы конкурировать на нашем рынке.

Доходы КРОКа в этом сегменте в 2004 г. достигли отметки 75,91 млн. долл. Проекты системной и сетевой интеграции принесли КРОКу 70% доходов (43,57 млн. долл. - системная и 9,56 млн. долл. - сетевая интеграция). Чрезвычайно велик сегодня спрос на реализацию комплексных программно-аппаратных решений: в этом субсегменте рынка показатели КРОКа особенно высоки - его доля составляет 15,6%. Третья по доходности категория проектов компании - заказная разработка ПО (4,37 млн. долл.). Отраслевая структура оборота близка к "среднерыночной": наиболее активны финансовый сектор, промышленные предприятия, государственные учреждения и нефтегазовая индустрия. Около 60% своих доходов компания получила в регионах, 40% - в Москве.

Хотя КРОК выполнил немало проектов в государственных организациях (система видеоконференцсвязи Ставропольского краевого суда, контакт-центр отделения Пенсионного фонда России по Ярославской области, платформа электронного документооборота и делопроизводства в Федеральном дорожном агентстве Министерства транспорта РФ), работа в госсекторе сопряжена, по мнению генерального директора компании Бориса Бобровникова, с дополнительными рисками и сегодня, когда очень активны коммерческие предприятия, не столь уж привлекательна для поставщика ИТ-услуг. К числу этих рисков он отнес отсутствие юридической базы, определяющей порядок сдачи проектов и ответственность сторон при неисполнении условий контракта, перманентное изменение нормативной базы, требующее корректировки планов и техзаданий на этапе исполнения, оплату всех работ только после сдачи решения в эксплуатацию.

Не станет в ближайшие годы точкой роста, как считает г-н Бобровников, и очень модный сегодня аутсорсинг. Многие заказчики в настоящее время еще не готовы сформулировать требования по уровню сервиса (SLA) и передать на внешнее обслуживание наиболее ответственные элементы своей ИТ-инфраструктуры. А простой перевод ИТ-специалистов заказчика в штат поставщика услуг не способен решить всех проблем. Неслучайно на отечественный рынок не смогли выйти и крупнейшие западные аутсорсеры: они настаивают на подписании долгосрочных (пяти-семилетних) контрактов, хотят видеть четко сформулированную политику в области информационной безопасности и т. д. Но к подобным требованиям наши заказчики по ряду объективных и субъективных причин просто еще не готовы.

Версия для печати