РЕЦЕНЗИИ

Деракшани Д. Maya 6. СПб.: Питер, 2005. - 400 с.

Уоткинс А., Ньюэн К. Руководство по Maya 6. - М.: ДМК Пресс, 2005. - 376 с.

Новые версии графических пакетов выходят с завидной регулярностью, а вслед за ними появляются и новые книги. Две рассматриваемые сегодня публикации - это самоучители по последней, шестой версии мощнейшей системы трехмерной графики и анимации Maya*1.

_____

*1 Если говорить точнее, последней является версия 6.5, однако ее отличия от версии 6 не слишком принципиальны.

В английском названии книги, выпущенной у нас издательством "Питер", прямо говорится, что это - введение для начинающих. Тем не менее в ее 12 главах содержится вся необходимая информация, чтобы научиться создавать достаточно сложные проекты без помощи других руководств.

Первая глава является вводной, в ней речь идет о трехмерной компьютерной графике вообще, а также о ее связи с традиционным кино.

Во второй главе рассматривается пользовательский интерфейс Maya. Запомнить всю приведенную здесь информацию с ходу навряд ли удастся, но это и не нужно, главное - понять общие принципы, ведь работать с программами трехмерной графики значительно сложнее, чем с офисными пакетами.

Третья глава - это одно большое упражнение. В ней читатель создает простую модель Солнечной системы, в том числе заставляет планеты и их спутники вращаться и вокруг собственных осей, и вокруг Солнца. Конечно, сама модель упрощена до предела (ведь читатель только-только приступает к работе с Maya!), однако такой комплексный пример позволяет заранее познакомиться с большинством этапов работы над анимационными проектами, что делает их дальнейшее изучение более осмысленным.

Главы 4-6 рассказывают о первом и наиболее кропотливом этапе - создании трехмерных моделей. Первая из них описывает работу с NURBS-кривыми и поверхностями, используемыми прежде всего для создания высококачественных моделей для мультфильмов, вторая говорит о полигональном моделировании, особенно популярном при создании объектов для динамичных компьютерных игр; в третьей рассматриваются дополнительные приемы моделирования.

В седьмой главе речь идет о "раскраске" созданных моделей путем назначения им материалов и текстур. В то же время следует заметить, что создание качественных текстур является самостоятельной задачей, требует применения специального ПО (например, Adobe Photoshop) и в рамках самоучителя по трехмерной графике не рассматривается.

Две последующие главы посвящены различным аспектам анимации. Далее изучаются принципы освещения трехмерных сцен и их визуализация.

Двенадцатая глава, завершающая книгу, повествует об имитации динамики, т. е. движения тел на основе реальных физических законов. Впрочем, эта проблема очень сложна, и самоучитель является лишь "введением в тему".

На прилагаемом CD-ROM’е помимо файлов, необходимых для выполнения упражнений, имеется специальная учебная версия Maya Personal Learning Edition, возможностей которой достаточно для освоения работы с пакетом.

Если верить английскому названию публикации издательства "ДМК Пресс", эта книга задумывалась как справочник (Handbook). Тем не менее это довольно типичный самоучитель, в 11 главах которого излагается почти тот же объем информации, что и в детище "Питера". Учебной версии Maya на диске, прилагаемом к этой книге, нет.

Хотя материал в обеих книгах изложен примерно с одинаковой степенью подробности, ценность этих изданий совершенно различна, и дело здесь в первую очередь в качестве перевода. Не знаю, каким образом осуществляется перевод в "Питере", - к нему практически никаких претензий нет, а вот что касается "ДМК Пресс", то здесь, похоже, использовалась какая-то система машинного перевода, а вручную довести перевод "до ума" не удосужились, поэтому книга буквально набита "перлами". Например: "Вы не можете использовать руководства при создании демо; в этом случае ваши проекты будут полностью соответствовать проектам других пользователей..." (с. 13); "...структуру иконок данных инструментов... можно распознать двумя способами. Первый способ состоит в том, чтобы поместить курсор мыши на любую иконку и задержать его" (с. 28); "...вам придется выполнить dolly..."*1 (с. 64); "Чтобы понять, как строить объекты NURBS из созданных нами кривых, мы перейдем к руководствам" (с. 89); "Пролистайте окно в режиме просмотра, чтобы видеть восточную стену" (с. 197) и т. п. Нельзя сказать, чтобы у "Питера" не было недостатков; самым крупным из них является возникающая временами путаница с регистром символов в клавиатурных комбинациях (а Maya к этому чувствительна!), но в таких ситуациях можно обойтись и без клавиатуры, выбирая нужные действия с помощью мыши, не говоря уже о том, что даже новичок довольно быстро поймет, в чем дело, и запомнит правильные комбинации. Кроме того, и сама подача материала в "Питерском" издании мне понравилась больше. Поэтому вердикт можно вынести однозначный: если вы хотите научиться работать с Maya, - покупайте книгу "Питера", ну а если вам доставляет удовольствие расшифровка таинственных текстов, - книгу "ДМК Пресс".

_____

*1 В данном случае dolly - это перемещение изображения модели ближе или дальше от наблюдателя, т. е. "наезд" виртуальной камерой.

Версия для печати