ВРМ

В середине октября консалтинговая фирма BearingPoint (www.BearingPoint.com) объявила результаты исследования, проведенного ею совместно с аналитической компанией Datamonitor. Данное исследование под названием "Вы преобразуетесь или просто совершаете транзакции? Модель для розничного банка XXI века" ("Are You Transforming or Just Transacting? The Model For the 21st Century Retail Bank") доступно по адресу: www.BearingPoint.com/21stCenturyRetailBank.

В рамках этого проекта были опрошены руководители информационных служб (CIO) ведущих розничных банков мира, из ответов которых следует, что сегодня формируется новая модель бизнеса этих банков, которая будет действовать в ближайшее десятилетие. Эксперты выделяют три основных фактора, определяющих указанную тенденцию: - более пристальное внимание "отдаче от процесса" (Return on Process). Этот термин введен в данном исследовании и означает выигрыш (value), который банки получают от инвестирования в сквозные (end-to-end) технологии и процессы; - изменение роли банков. Они все чаще рассматриваются как брокеры данных (data brokers), что требует творческого подхода к использованию информации во всех подразделениях банка; - усложнение процедур работы клиентов с данными из-за возрастающих требований по обеспечению безопасности и соответствию операционной деятельности банков нормативным актам.

А в области ИТ, согласно исследованию, для розничных банков наиболее важной тенденцией будет объединение сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) и технологии управления бизнес-процессами (BPM).

Внимание к SOA и BPM ведущих банков мира можно объяснить тем, что за долгие годы у них сформировались крупные разнородные информационные системы, причем во многих случаях основу этих систем до сих пор составляют мэйнфреймы. Отсюда и интерес к интеграции, к SOA и BPM как наиболее перспективным решениям в этой области. Но если бы такое исследование было проведено в сегменте средних и малых розничных банков, то не факт, что слияние SOA и BPM было бы признано наиболее важной тенденцией в области ИТ. А ведь даже крупные российские розничные банки - по мировым меркам скорее средние и малые, в том числе по масштабам и характеру применения ИТ.

Впрочем, внимание банков к BPM только отчасти объясняется потребностями интеграции. Технология BPM вызывает интерес у банков всех размеров прежде всего как средство оптимизации бизнес-процессов, повышения их эффективности.

На российский рынок розничного кредитования сейчас активно выходят иностранные банки, которые помимо больших финансовых ресурсов обладают отработанными технологиями. Вот почему российским банкам приходится бежать за двумя зайцами: и решать текущие проблемы, и осваивать технологии, которые не кажутся актуальными в настоящее время. С этой точки зрения и BPM, и SOA - именно в таком порядке - не просто интересны, а необходимы российским розничным банкам.