ОБЗОРЫ

Владимир Дрожжинов, Александр Штрик

Повышение конкурентоспособности, рост экономики и трудовой занятости стран - членов ЕС являются основными стратегическими целями Европейского союза. При этом развитие электронных правительств рассматривается как один из важнейших факторов в их успешном достижении*1.

_____

*1 См. "The impact of e-government on competitiveness, growth and jobs"//IDABC , eGovernment Observatory, Background Research Paper, February 2005. (IDABC - Interoperable Delivery of European eGovernment Services to public Administrations, Businesses and Citizens).

Электронное правительство как ключевой фактор повышения конкурентоспособности

Еще в сентябре 2003 г. Европейская комиссия, отмечая значение электронного правительства для будущего Европы, определила его следующим образом: "Электронное правительство является средством повышения эффективного государственного обслуживания граждан и бизнеса. Оно упрощает проведение в жизнь государственной политики и помогает госсектору справляться с противоречивыми требованиями: с одной стороны - расширять объем услуг и повышать их качество, а с другой - экономить ресурсы. Это достигается за счет внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в государственных органах, предваряемого проведением организационных изменений и приобретением новых навыков, направленных на улучшение общественных служб и демократических процессов".

Бросается в глаза существенное отличие этого "социально-экономического" определения э-правительства от двух технократических определений, данных разработчиками отечественной концепции электронного государства (egg.elrussia.ru), согласно которым электронное государство - это:

- взаимосвязанные базовые институты государственного управления, штатное функционирование которых невозможно без использования ИКТ-систем;

- аспекты государства как системы отношений, поддержанные соответствующей инфраструктурой, которые опираются на официальное использование ИКТ.

Видимо, из-за отсутствия социально-экономического аспекта в российской концепции электронного правительства (www.livejournal.com/community/aeg_dev/) на высших уровнях власти России наблюдается прохладное отношение к этому понятию.

Результаты внедрения электронных правительств. По мнению европейских экспертов, основные результаты внедрения э-правительств включают:

- улучшение качества информационных услуг, предоставляемых госорганами;

- уменьшение времени обслуживания клиентов (граждан и бизнеса);

- снижение административных барьеров;

- уменьшение затрат на администрирование;

- расширение набора государственных услуг;

- повышение эффективности деятельности;

- улучшение показателя удовлетворенности услугами клиентов.

Помимо этих сугубо материальных результатов существует широкий спектр социальных, политических и экономических последствий:

- открытость и прозрачность деятельности органов власти;

- повышение степени вовлеченности граждан и органов власти в работу информационного общества;

- рост вовлеченности граждан в демократические процессы;

- увеличение результативности и эффективности проводимой политики;

- повышение конкурентоспособности экономики.

Поскольку многие из перечисленных результатов трудно оценить количественно, отдачу от электронного правительства невозможно измерить с помощью традиционных методов оценки окупаемости инвестиций (Return on Investment, ROI). Для этого в последние годы был разработан ряд других методов. Приведем некоторые из них.

- В Австралии бюро информационного управления опубликовало в 2003 г. отчет "E-Government Benefits Study" (www.agimo.gov.au/government/benefits_study), в котором предложена классификация преимуществ, получаемых клиентами правительственных учреждений в результате перехода на технологии э-правительства.

- В том же году администрация общих служб США (General Services Administration) выпустила отчет по возврату от инвестиций в э-правительство ("High Payoff in Electronic Government"), в котором к достоинствам перехода на электронные системы отнесено уменьшение затрат на обслуживание населения, повышение качества услуг, стимулирование экономического развития, сокращение дублирования затрат на информатизацию госорганов и укрепление демократических принципов.

- В 2003-м Европейская комиссия в рамках программы IDA (предшественник нынешней IDABC) внедрила методологию оценки социальных последствий инвестиций в э-правительство (Value of Investment, VOI; europa.eu.int/idabc/servlets/ Doc?id=1596), концентрирующуюся не только на традиционном анализе ROI, но и на оценке качественных выгод, таких, как увеличение доступности, улучшение качества услуг, повышение квалификации персонала, совершенствование процессов принятия решений и рост удовлетворения населения качеством предоставляемых услуг.

В свою очередь частный сектор также предложил различные способы измерения выгод от перехода к электронному правительству:

- аналитическая компания Gartner распространила концепцию общественной ценности ИТ (www3.gartner.com/DisplayDocument?doc_cd=116131 ), предназначенную для измерения вклада, который спустя определенное время вносят инвестиции в ИТ в государственном секторе, включая улучшение уровня обслуживания населения, повышение эксплуатационной эффективности ИТ;

- консалтинговая фирма Accenture разработала и внедрила модель оценки добавленной стоимости (www.accenture.com/xd/xd.asp?it=enweb&xd=industriesgovernmentcapabilitiespublic.xml), адаптирующую для использования в госсекторе принципы анализа добавленной стоимости для владельцев акций. Этот анализ базируется на идентификации совокупности ориентированных на граждан результатов, рентабельность доставки которых можно измерить в рамках проектов электронного правительства;

- консалтинговая компания Deloitte предложила понятие "выгоды граждан" (www.deloitte.com/dtt/newsletter/0,1012,sid%253D15288%2526cid%253D26079,00.html) для измерения финансовых выгод, получаемых от проектов э-правительств не только государством, но также бизнесом и гражданами. Это понятие устанавливает прямую корреляцию между эффективностью электронного правительства и конкурентоспособностью экономики. Благодаря введению онлайновых средств в таких сферах, как получение разрешений, лицензий и предоставление отчетности, у госсектора появляются реальные возможности значительно ослабить бремя регулирования для бизнеса и предпринимателей, что, в свою очередь, способствует повышению конкурентоспособности экономики.

Взаимосвязь между электронным правительством и конкурентоспособностью. Большинство методов оценки преимуществ электронного правительства концентрируется на внутренних выгодах, получаемых в пределах данной страны, и не рассматривает воздействие на рост конкурентоспособности (т. е. на улучшение экономической деятельности данной страны по сравнению с другими). В тех случаях, когда эти методы анализируют взаимосвязи между электронным правительством и ростом конкурентоспособности, они обычно ограничиваются оценкой роли информационных технологий в сокращении "бюрократизма" и величины затрат на регулирование бизнеса. Это, конечно, важный аспект, но далеко не единственный. Для того чтобы полностью охватить все аспекты, специалисты в первую очередь исследовали сферы деятельности правительства, в которых оно может воздействовать на рост конкурентоспособности. В частности, в отчете Европейской комиссии "European Competitiveness Report 2004" (europa.eu.int/comm/ enterprise/enterprise_policy/competitiveness/doc/comprep_2004_en.pdf ) исследуется воздействие государственной политики на экономические показатели, например - на рост производительности в госсекторе. Выделяются три главных рычага, посредством которых "правительство" (понимаемое здесь и далее как государственный сектор) может влиять на экономические показатели участников экономической деятельности - налогообложение, государственные расходы и регулирование. Эти результаты позволяют перейти к анализу того, как можно использовать э-правительство для повышения конкурентоспособности.

Электронное правительство как рычаг для повышения конкурентоспособности

Для того чтобы повысить конкурентоспособность страны, политика продвижения электронного правительства должна преследовать две стратегические цели:

- поддержание эффективных и результативных действий в пределах государственного сектора;

- снижение административных барьеров для бизнеса.

Определение потенциала роста эффективности государственного сектора. Хотя этот потенциал является значительным, он пока реализован далеко не полностью. Как отмечено в отчете об освобождении ресурсов для продуктивных процессов ("Releasing resources for the front line", http://www.hm-treasury.gov.uk/media/B2C/11/efficiency_review120704.pdf), повышение эффективности в государственном секторе требует более оптимального использования всех ресурсов, предназначенных для предоставления общественных услуг. Эффективность от использования переменных ресурсов (включая и рабочую силу) можно повысить, если добиться одной или нескольких из следующих целей:

Онлайновые закупки позволяют снизить на 5% затраты государства на закупки товаров и услуг и на 50-80% уменьшить операционные затраты на выполнение закупочных операций.  

- уменьшение количества исходных активов (например, выполняющих данную работу людей и др.) при сохранении того же уровня обслуживания пользователей;

- снижение стоимости использования ресурсов для общественного обслуживания;

- выпуск дополнительной продукции, например увеличение количества предоставляемых услуг и повышение их качества, при том же уровне исходных активов;

- увеличение объема выпускаемой продукции при снижении стоимости ее единицы;

- выравнивание затрат на выпуск различных видов продукции, которые предназначены для одинаковых целей.

Согласно данному отчету существует шесть основных областей повышения эффективности.

1. Внутриофисная деятельность. Такая деятельность в государственном секторе поддерживает предоставление офисами внешних услуг (т. е. услуг клиентам - гражданам и бизнесу) и включает деятельность в таких сферах, как финансы, управление человеческими ресурсами, сопровождение информационных технологий, услуги по закупкам, юридические услуги, управление средствами обслуживания, услуги в сфере путешествий и туризма, маркетинг и коммуникации.

 2. Государственные закупки. Госсектор является, с одной стороны, одним из самых больших покупателей товаров и услуг в стране, а с другой - крупным производителем товаров и услуг для широкого круга секторов и отраслей промышленности, например коммунального обслуживания, социального обеспечения граждан, защиты экологии и т. д.

 3. Транзакционное обслуживание. Для бизнеса и большинства граждан транзакционные услуги, обеспечиваемые государственным сектором, являются наиболее распространенным видом их взаимодействия с органами власти как на местном, так и на национальном уровне. Подобные услуги включают выплату пособий и пенсий, сбор налогов, прием платежей (например, подоходных налогов, лицензий на телевизионные передачи, дорожных налогов и т. д.). Кроме того, сюда входит сбор данных и обмен информацией, например регистрация фактов рождения и смерти, определение прав на получение пособий и пр.

4. Политика, финансирование и регулирование для госсектора. Эффективная стратегия, реалистичная политика, периодические финансовые проверки и регулирование являются важными факторами улучшения характеристик государственного обслуживания.

 5. Политика, финансирование и регулирование для частного сектора. Некоторые виды государственной деятельности специально предназначены для воздействия на работу частного сектора. Например, правительство регулирует отдельные отрасли промышленности для защиты интересов потребителей, для улучшения рабочих условий или защиты окружающей среды. Кроме того, государство определяет для частного сектора политику, направленную на поддержку широких целей, таких, как рост производительности и создание рабочих мест. Государственное вмешательство в работу частного сектора нужно тщательно взвешивать с точки зрения возможных затрат и негативного влияния на результативность и эффективность бизнеса.

6. Производительность труда специалистов, обслуживающих граждан. Сокращение времени на основные действия по предоставлению услуг потребителю является важной частью улучшения общей эффективности.

В большинстве перечисленных областей именно ИКТ представляют собой главный рычаг в повышении производительности государственной деятельности. С их помощью можно автоматизировать внутренние функции офиса, создавать средства для проведения электронных закупок, предоставлять полностью онлайновые транзакционные услуги, применять информационные ресурсы для принятия наилучших решений, обеспечивать рост производительности труда государственных чиновников, обслуживающих граждан. В материалах "Экономика электронного правительства" (www.ijclp.org/8_2004/pdf/weehuizen-paper-ijclp.pdf) отмечается, что реализация э-правительства упрощает гражданам доступ к требуемой информации и расширяет ее объем, повышает прозрачность транзакционных операций и дает возможность пользоваться услугами в режиме 24/7. Электронное правительство создает новую модель работы госсектора, делая его более отзывчивым и приспособленным к многообразным растущим потребностям граждан и бизнеса.

 Повышение эффективности работы госсектора. Отчет компании Deloitte Research (www.deloitte.com/dtt/research/0,2310,sid%3D5601&cid%3D21475,00.html) классифицирует воздействие э-правительства на эффективность государственного сектора по шести категориям.

 1. Снижение затрат на обслуживание за счет автоматизации. Э-правительство дает государственному сектору возможность автоматизировать большинство обычных операций по взаимодействию с гражданами и бизнесом, а также внутриофисную деятельность путем перевода бумажных документов в электронный вид и сокращения затрат на такие рутинные действия, как сортировка, заполнение, отправка по почте, печать и т. д.

2. Экономия благодаря доставке услуг путем самообслуживания. Предоставление клиентам возможности обслуживать себя самостоятельно с помощью электронных средств позволяет государству повышать качество услуг, уменьшать время на ожидание услуги, создавать более специализированные сервисы и одновременно значительно сокращать затраты на обслуживание клиентов. При этом уменьшается физическая инфраструктура обслуживания (например, количество локальных офисов) и число госслужащих. Чем больше граждане будут взаимодействовать с государством по Интернету, тем меньше правительственных служащих будет требоваться для того, чтобы обрабатывать запросы, заполнять те или иные бумажные формы, перемещать информацию с бумаги на компьютеры и т. д.

  3. Снижение государственных расходов на закупки. Система онлайновых закупок включает в себя электронные каталоги, уведомления о предложениях через сайты, закупочные карты для небольших закупок, обратные аукционы (в которых участвует один покупатель и несколько конкурирующих друг с другом продавцов) и средства для проведения безбумажных транзакций. Такой подход обладает большим потенциалом с точки зрения сокращения временных затрат на закупки, ускорения транзакций, повышения конкуренции, снижения расходов на почтовые пересылки, печать и копирование, экономии рабочего времени персонала, сокращения административных затрат и снижения стоимости приобретаемых товаров и услуг за счет широкого использования объединенных закупок. Согласно Плану действий по электронному снабжению (europa.eu.int/comm/internal_market/ publicprocurement/docs/eprocurement/ actionplan/actionplan_en.pdf), опубликованному Европейской комиссией, онлайновые закупки позволяют снизить на 5% затраты государства на закупки товаров и услуг и на 50-80% уменьшить операционные затраты на выполнение закупочных операций как для покупателей, так и для поставщиков. В рабочем документе, который сопровождает этот план, прогнозируется, что использование электронных закупок во всех 15 странах ЕС позволит в течение 2010 г. сэкономить 18,75 млрд. евро на стоимости закупаемых продуктов и услуг и 8,3 млн. евро на операционных затратах.

 4. Улучшение управления цепочками поставок. Вслед за частным сектором правительственные учреждения также начинают использовать технологии для автоматизации работы с поставщиками (включая определение источников поставок, оформление заказов на закупки, логистику). Возможности уменьшить свои затраты за счет улучшения управления цепочками поставок наиболее высоки для организаций, которые накапливают у себя большие объемы запасов или оборудования (например, для оборонных, транспортных, медицинских учреждений и т. д.).

  5. Уменьшение расходов на образование и командировки. Электронное обучение и технологии коллективной работы (такие, как телеконференции, электронные комнаты и онлайновые семинары) помогают государству сокращать затраты на образование, зарплату преподавателей и командировки. А ведь обычно на оплату переездов приходится до 50% бюджета, выделяемого на обучение.

  6. Сокращение количества ошибок, случаев мошенничества и злоупотреблений.

Значительные объемы правительственных финансов ежегодно тратятся впустую из-за переплат, ошибок, ложных требований и прямого мошенничества. Уменьшить эти расходы позволяют электронные технологии, такие, как нейронные сети, интеллектуальная обработка данных, брокеры данных, системы преемственности, аудиторские проверки, биометрические технологии.

Помимо повышения эффективности за счет экономии средств электронное правительство позволяет повысить сбор доходов. Новые технологии открывают дополнительные возможности для максимального использования существующих источников дохода за счет реорганизации бизнес-процессов. Наиболее распространенными из таких инструментов являются системы "обнаружения налогов", которые с помощью хранилищ данных и других технологий отыскивают налогоплательщиков, уклоняющихся от налогов вообще или не выплачивающих их полностью. Таким образом, в условиях ограниченности госбюджета э-правительство предоставляет новые ценные инструменты для повышения эффективности налогового администрирования и сбора налогов.

 Измерение воздействия э-правительства на эффективность общественного сектора*1. Стремление повысить эффективность работы и сократить расходы едва ли является новостью: начиная с середины 1990-х в странах с развитой экономикой оно было одним из главных двигателей развития э-правительств. Тем не менее ощутимых практических результатов пока немного. И хотя уже достигнуты определенные успехи в снижении расходов в ряде проектов (в частности, уменьшение числа бумажных документов, сокращение персонала, снижение времени обработки), пока отсутствуют полные оценки экономии и повышения результативности в общенациональном масштабе.

_____

*1 Общественный сектор: органы государственного, регионального и местного управления + образование + здравоохранение + наука и инновации.

Пытаясь получить количественные оценки реальных затрат и отдачи от внедрения ИКТ, государства неизбежно сталкиваются с одними и теми же проблемами, которые мешают оценивать воздействие ИКТ на производительность отдельных компаний. Эти трудности связаны, во-первых, с необходимостью достижения минимального порога развития ИКТ прежде, чем произойдет их ощутимое воздействие на производительность, и, во-вторых, c временным разрывом между инвестированием в ИКТ и получением отдачи. Еще одна серьезная трудность состоит в необходимости отделить воздействие ИКТ от других факторов, также влияющих на производительность и эффективность.

Однако самая главная проблема при проведении такой оценки состоит в том, что в отличие от частных компаний органы власти и госучреждения не работают на конкурентных рынках, где цены являются важнейшим фактором выживания. В большинстве видов государственного обслуживания конкуренция отсутствует, а стоимость предоставления услуг не обязательно связана с затратами. Кроме того, госструктуры не подчинены финансовым рыночным механизмам, которые требуют непрерывного контроля расходов, эффективности и результативности выполняемой работы. Поэтому госучреждения не заинтересованы в оценке стоимости отдельных услуг. В результате большинство из них не имеет соответствующих систем управления и бухгалтерского учета, предоставляющих данные о стоимости каждой отдельной услуги, ключевых процессов или используемых ИКТ.

По прогнозу Европейской комиссии, использование электронных закупок во всех 15 странах ЕС позволит в течение 2010 г. сэкономить 18,75 млрд. евро на стоимости закупаемых продуктов и услуг и 8,3 млн. евро на операционных затратах.

Все сказанное означает, что государственному сектору чисто технически очень трудно измерить полный экономический и финансовый эффект от внедрения электронного правительства, особенно в тех случаях, когда для предоставления услуг необходимо привлечь несколько организаций. Кроме того, работа госучреждений зависит от политической ситуации в стране и обычно требуется много времени для того, чтобы реально оценить результаты, достигаемые при устранении фактора политической конъюнктуры. Поэтому когда госорганы действительно исследуют свои затраты и выгоды от тех или иных действий, они не стремятся быстро публиковать полученные результаты, за исключением тех случаев, когда это целесообразно с точки зрения достижения политических целей или определяется требованиями потребителей.

Измерение количественных показателей воздействия электронного правительства на эффективность работы государственного сектора (и соответственно на конкурентоспособность страны) связано с большими трудностями. Тем не менее в ЕС сейчас растет политическая воля к проведению измерений и оценке выгод от инвестиций в ИТ. Сюда входит разработка эффективных бизнес-решений и создание сложных моделей для оценки ROI, включая измерение отдачи для администраций и добавленной стоимости для общества.

Как отмечено в исследовании по реорганизации внутриофисной деятельности, подготовленном Европейской комиссией в начале 2004 г. (europa.eu.int/idabc/en/ document/3587/5713), для того чтобы обеспечить повышение эффективности и реальное снижение затрат, электронное правительство должно выполнять следующие три фундаментальных условия.

 1. Эффективную доставку услуг можно реализовать с помощью новых каналов. В отличие от частных компаний госструктуры не могут отказаться от обслуживания клиентов, которые либо вообще не имеют доступа к электронным каналам, либо имеют ограниченный доступ. Особенно это касается людей, сильно зависящих от общественного обслуживания, но предпочитающих использовать традиционные методы доступа, - пожилых, инвалидов, больных, малоимущих и т. д. Поэтому новые электронные способы доставки услуг должны не заменять существующие каналы, а дополнять их, по крайней мере в течение некоторого периода времени. Следовательно, повысить эффективность обслуживания и снизить соответствующие расходы не удастся до тех пор, пока большая часть потребителей не перейдет с традиционных каналов на электронные. Если же спрос на онлайновые услуги остается низким, то затраты на реализацию и эксплуатацию электронных средств будут добавляться к затратам на физическую инфраструктуру, а значит, общая стоимость услуг будет только расти. Следовательно, госсектор должен сосредоточиться на продвижении онлайновых услуг еще до того, как добьется ощутимого снижения своих расходов.

    2. Главным условием повышения эффективности является реорганизация внутриофисной деятельности.

В настоящее время широко признано, что реальное снижение затрат, качественное усовершенствование и повышение эффективности э-правительства возможно не только благодаря продвижению онлайновых услуг, но и за счет реорганизации внутренних структур и процессов госучреждений. Трансформация требует фундаментальной перестройки схемы государственных служб, а также объединения рабочих процессов между разными госучреждениями для повышения внимания к потребностям граждан, упрощения взаимодействия с ними, уменьшения затрат и улучшения качества услуг. Согласно результатам исследования по реорганизации внутриофисной деятельности, технологии могут обеспечить только 20% экономии от перехода к э-правительству, в то время как остальные 80% достигаются путем реорганизации и автоматизации внутренних процессов и функций. Как следствие, внутренние функции - управление финансами, обучение, прием платежей, работа с кадрами - открывают перед госсектором возможность в короткие сроки добиться ощутимой экономии за счет применения ИКТ. В отличие от большинства услуг для граждан и бизнеса эти функции можно полностью перенести в электронную среду в рамках заранее принятого временного графика.

 3. Изменения внутриофисной деятельности должны способствовать электронному обслуживанию. Еще одно важное условие состоит в том, что повышение эффективности достигается только в том случае, если методы работы организации и ее сотрудников изменяются сразу после реализации новых технологий. Если электронные услуги будут введены без таких изменений, то потом будет очень трудно осуществлять организационные изменения, направленные на повышение эффективности работы. Такой решительный шаг необходим, чтобы подтолкнуть организацию к использованию новой системы самым оптимальным способом. Наряду с этим следует стимулировать граждан применять электронные средства.

Значение этих ключевых условий для повышения эффективности было подтверждено результатами исследования "Net Impact 2004: From Connectivity to Productivity" (www.netimpactstudy.com/pdf/NetImpact_04b.pdf). Опираясь на европейский опыт использования ИТ в госсекторе, исследователи показали, что организации, которые используют в своей деятельности интернет-приложения, имеют развитую сетевую и технологическую инфрастуктуру и строят свои бизнес-процессы в соответствии с доступными им технологическими возможностями, могут в среднем в 3-7 раз улучшить показатели своей работы по сравнению с учреждениями, не предпринимающими таких действий. Наиболее эффективными являются организации, которые:

- изменяют свои бизнес-процессы (или проводят их реорганизацию) до развертывания новых приложений, предназначенных для повышения эффективности;

- автоматизируют бизнес-процессы с помощью интернет-приложений и интегрируют их с другими функциями обслуживания;

- гарантируют, что организационная культура концентрируется на улучшении обработки данных и предоставлении услуг гражданам;

- реализуют измерительные системы для отслеживания характеристик выполнения работы.

Это исследование также позволило сделать следующие выводы:

- важно правильно выбрать время для реорганизации бизнес-процессов для максимального улучшения работы и снижения затрат. Организации, выполнившие перестройку до внедрения новых приложений, смогли уже через год снизить затраты на 20-30%, в то время как учреждения, которые сделали это после развертывания новых приложений, добились только Снижение административных барьеров для бизнеса. Вторая ключевая цель стратегии развития э-правительства, направленная на повышение конкурентоспособности, состоит в том, чтобы помочь частному бизнесу уменьшить затраты на взаимодействие с государством. У госсектора есть своя специфика: большинство взаимодействий граждан и бизнеса с государственными службами определяется юридическими или регулирующими правилами, которым они вынуждены подчиняться и которые не допускают свободы выбора.

Законы и инструкции обычно разрабатываются для содействия социальному или экономическому прогрессу (например, повышению социального благосостояния, обеспечению защиты прав потребителей, развитию конкуренции на рынке, повышению качества окружающей среды). Однако обычно они воплощаются в виде множества обязательств, возлагаемых на граждан и бизнес, которые требуют согласования, существенно ограничивают возможность свободного выбора и в большинстве случаев обуславливают значительные расходы. При этом, как отмечалось выше, объемы таких административных расходов трудно оценить количественными показателями. Однако сейчас люди начинают понимать, что затраты на согласования являются бременем как для отдельных граждан, так и для экономики в целом. Поэтому чрезмерное или плохо адаптированное к конкретным условиям регулирование препятствует улучшению экономических показателей и росту конкурентоспособности.

Первый способ решения этой проблемы состоит в том, чтобы предпринять шаги по созданию более благоприятного регулирования и законодательства, в котором учитывается необходимость оценки того, как принимаемые инструкции воздействуют на бизнес. Государственное вмешательство нужно тщательно взвешивать, чтобы определять, какие дополнительные затраты на выполнение предписанных условий и обязательств потребуются от фирм. При этом следует обеспечить гарантии, что такое вмешательство в целом останется эффективным и результативным.

Сегодня существует множество стратегий, которые государство может использовать для выполнения этих условий, например обобщенный анализ рентабельности, оценка воздействия регулирования, внедрение стандартов по процедурам регулирования, дерегулирование и т. д. Ряд инициатив в этой области уже запущен как на уровне Европейского союза, так и в отдельных странах. Использование ИКТ может явиться ключевым фактором для их осуществления, поскольку предоставит инструменты информационного управления, направленные на поддержку процессов принятия решений и создание механизмов оценки воздействия регулирования.

Однако независимо от качества процессов по созданию правил э-правительство позволит снизить затраты бизнеса и граждан на выполнение регулирующих и административных требований за счет использования онлайновых методов взаимодействия с государством и тем самым окажет положительное воздействие как на производительность коммерческого сектора, так и на уровень жизни простых людей.

     С авторами можно связаться по адресу: vladdroz@yandex.ru.

(Продолжение следует)

Версия для печати