БИЗНЕС

В этом году в деятельности альянса IBM/Dassault Systemes в нашей стране произошли серьезные перемены, связанные с новым разграничением полномочий и открытием московского представительства Dassault - компании Dassault Systemes Russia. Эти изменения нашли отражение на недавно прошедшем ежегодном PLM-форуме. Впервые организацией форума занималась не корпорация IBM, а ее французский партнер, да и тематика мероприятия стала более насыщенной. Конференция была разделена на секции, и участники, а их было около 600 человек, смогли не только познакомиться с продуктами и методиками Dassault, но и узнать об опыте заказчиков, прослушать сообщения партнеров и посмотреть их предложения на стендах выставки, которая проходила параллельно.

"В последнее время технологии разработки изменились. Чтобы соответствовать современным требованиям, нужны передовые ИТ, главная из которых - PLM", - сказал в своем выступлении на форуме Кирилл Корнильев, генеральный директор компании IBM Восточная Европа/Азия. На продвижение PLM (Product Lifecycle Management) и направлена деятельность альянса. Этот союз сам по себе заслуживает внимания. "Партнерство IBM и Dassault - самое длительное в мире ИТ, - сообщил Эрве Ролланд, директор отделения IBM PLM по региону EMEA. - Оно началось почти 25 лет назад в 1981 г. Тогда IBM оценила продукты Dassault и оказалась права". В самом деле, мировой рынок PLM сейчас на подъеме, а альянс, по оценке аналитической компании CIMdata, занимает на нем лидирующие позиции (см. PC Week/RE, N 35/2005, c. 40).

Эрве Ролланд: "В мире

мы занимаем ведущие

позиции в области PLM.

В России же мы пока не первые,

но хотим стать лидерами"

По мнению г-на Ролланда, спрос на PLM-продукты подстегивает нынешняя ситуация в промышленности. "Недавний опрос руководителей крупных западных предприятий показал изменение их приоритетов. Если три-четыре года назад своей основной задачей они считали сокращение затрат, то теперь - повышение доходов. Главный источник они видят в выпуске новаторской продукции, созданной с учетом требований заказчиков". Однако производить такую продукцию нелегко, ведь в среднем из десяти создаваемых изделий только одно имеет успех на рынке. Поэтому компаниям приходится находить гораздо больше новых идей и разрабатывать намного больше продуктов, чем раньше. "PLM позволяет эффективно решить эту задачу, так как дает возможность использовать накопленный опыт, модели и знания и тем самым оперативно реагировать на рыночную ситуацию", - объяснил Эрве Ролланд.

Франсис Бернар: "В России

мы хотим сохранить

позиции, завоеванные

благодаря работающим

здесь международным

компаниям, и одновременно

расширить охват

местных предприятий"

В нашей стране технология PLM еще только начинает воплощаться в жизнь. Возможно, именно поэтому альянс IBM/Dassault пока не занимает первые места на отечественном рынке. "Но мы хотим стать лидерами и в России", - заявил г-н Ролланд. Способствовать этому призван новый договор между Dassault и IBM, в соответствии с которым первая компания осуществляет поддержку и менеджмент бизнес-партнеров в США, некоторых странах Западной Европы и в России, а вторая продолжает работать с крупными международными клиентами и обеспечивает связь с другими отделами IBM.

"Мы имеем обширный опыт по внедрению PLM в разных отраслях промышленности и будем применять его в России и всем СНГ", - заявил генеральный директор Dassault Systemes Russia Дидье Мартр. Но одного опыта недостаточно для привлечения заказчиков. Ведь в каждой стране есть национальные особенности, правила и стандарты. Понимая это, Dassault объявила о локализации своих продуктов, начав с двух наиболее популярных у нас систем - САПР Catia и программы управления инженерными данными SmarTeam. При этом речь идет не только о переводе на русский язык документации и пользовательских интерфейсов, но и о поддержке российских стандартов, переводе учебных материалов. Первые результаты должны появиться уже в начале следующего года. Кроме того, планируется расширение партнерской сети для увеличения географического охвата. "Московский офис принимает предложения от фирм и вузов, - сказал г-н Мартр. - Мы настроены на долговременное сотрудничество с российскими компаниями".

Мнения партнеров IBM/Dassault о переменах в стратегии альянса

Алексей Ляпис, генеральный директор компании "Мебиус": "Мы приветствуем открытие представительства. Самое главное, что этим проектом занимается Франсис Бернар. Ведь человек, который создал Catia и Dassault Systemes, вкладывает в дело больше души, чем менеджер, приглашенный со стороны. Думаю, что его деятельность в России будет плодотворной. Мы надеемся получить поддержку от представительства в области технологии. Продолжаем сотрудничать и с IBM. Судя по всему, работу с крупными заказчиками по-прежнему будет курировать IBM, а Dassault станет региональным центром компетенции, оказывающим партнерам техническую и маркетинговую помощь".

Давид Левин, основатель и генеральный директор компании "Ледас": "Мы давно взаимодействуем с фирмой Dassault и знаем, что ее руководители не занимаются чем-то бесперспективным. Раз они открыли представительство, значит, верят в развитие нашего рынка. При этом они придерживаются стратегического подхода - не ждут быстрой отдачи, а строят бизнес в расчете на получение прибыли через пять-десять лет".

Евгений яблочников, генеральный директор компании "Би-Питрон": "Мы видим внимание Dassault к нашей стране и нашей промышленности. Большое значение имеет программа локализации продуктов, причем важна поддержка не только русского языка, но и отечественных стандартов проектирования. Кроме того, нам пригодится опыт использования PLM-решений на Западе - там, где эти технологии уже работают".

Павел Голдовский, руководитель направления САПР компании "Гетнет": "Для нас это - хороший вариант развития событий. Технологии PLM становятся все сложнее, и охватить все нюансы одной командой сегодня довольно трудно. Если для начала Dassault сможет оказывать техническую поддержку хотя бы по основным продуктам - Catia и SmarTeam, то это уже будет немало. А на следующем этапе можно будет говорить о Enovia и Delmia. Первое, что мы ждем, - это локализация Catia. Сейчас существует немало различных версий самодельной русификации. Но если это будет сделано на фирменном уровне под эгидой производителя, то устроит и клиентов, и партнеров".

О внимании к России говорит то, что пост президента Dassault Systemes Russia занял сам основатель компании - Франсис Бернар. На форуме он подробно рассказал о стратегии в области PLM. В пакет PLM V5 входят четыре продукта: система автоматизации проектирования Catia, две программы управления инженерными данными - Enovia (для сложных изделий) и SmarTeam (для менее сложной продукции), а также среда моделирования производственных процессов Delmia. Они охватывают основные направления технологии PLM - проектирование, моделирование, автоматизацию производственных процессов и коллективную работу. "PLM поддерживает интеграцию между проектированием и производством. Для России это особенно важно. Ведь здесь обмен данными между этими областями налажен не так хорошо, как в других странах", - подчеркнул г-н Бернар.

Он также сообщил о планах расширения PLM-пакета: "Мы готовим новый продукт Simulia для инженерного анализа сложных изделий". Идея состоит в том, чтобы использовать технологии недавно приобретенной компании Abacus и интегрировать их со всеми системами Dassault. "Такое решение позволит сократить объем физических испытаний", - считает г-н Бернар. Это важно для компании. Ведь ее основными заказчиками являются производители сложных изделий - самолетов, автомобилей, судов, оборудования. Сокращение объема натурных испытаний сулит им огромную экономию. И такие примеры уже появляются. "Сейчас с помощью PLM-технологий идет создание самолета без физических прототипов - Boeing 787, - рассказал Жан-Франсуа Мезьер, менеджер Dassault по корпоративным проектам. - Его коллективно разрабатывали шесть тысяч специалистов из разных стран мира".

Дидье Мартр: "Мы будем

применять в России свой

мировой опыт, полученный при

внедрении PLM-решений в

самых разных отраслях"

В данном проекте участвуют и отечественные инженеры. По словам Алексея Гуревича, директора по авиационным программам московского центра Boeing, у нас разрабатываются разные узлы и подсистемы этого самолета. "Проектом занимаются инженеры из разных стран - США, Японии, Канады, Австралии и России, - сообщил он. - Все работают в едином информационном пространстве с одной базой данных. Ядром являются Catia, Enovia и Delmia" Однако PLM-продукты используют не только гиганты вроде "Боинга", но и менее крупные предприятия. Своим опытом в этой области поделился Сергей Беззубов, начальник отдела САПР Павловского автобусного завода (г. Павлово Нижегородской обл.). По его словам, чтобы удержать долю на отечественном рынке и обеспечить рост продаж за рубеж, необходимо расширять модельный ряд и сокращать сроки производства. Для этого было решено создать систему управления электронными данными на базе продуктов Catia и SmarTeam. "Проект будет реализован поэтапно примерно в течение пяти лет, - говорит Сергей Беззубов. - Вместе с компанией "Гетнет" мы провели предпроектное обследование и обучение сотрудников, начали создавать цифровые макеты изделий в Catia, приступили к развертыванию SmarTeam. В будущем году собираемся все средства проектирования и подготовки производства интегрировать со SmarTeam, а еще через год - подключить к этой системе и другие наши подразделения". И хотя работа еще не завершена, уже есть результаты: срок создания автобуса сократился в 2 раза.

На увеличение количества таких заказчиков из числа небольших компаний и направлены нынешние изменения в стратегии альянса. Раньше Dassault в основном занималась разработкой продуктов, а IBM - их продвижением. Такой подход был в большей степени заточен на работу с крупными корпорациями. Но этот сегмент уже практически поделен между ведущими поставщиками, и особого роста здесь ждать не приходится. А вот в области средних и малых предприятий сейчас наблюдается подъем. Так, по прогнозу аналитической компании AMR Research, в ближайшие годы весь рынок PLM будет расти на 9% в год, а сегмент СМБ - на 12%. Уделяя больше внимания работе с каналом, Dassault стремится увеличить долю в СМБ-секторе. Ведь чтобы преуспеть в этом, необходимо обеспечить поддержку заказчиков на местах и простоту использования продуктов, столь нужную небольшим предприятиям. Первую задачу компания будет решать вместе с партнерами, а вторую - путем локализации продуктов. "В России мы хотим сохранить позиции, завоеванные благодаря работающим здесь международным компаниям, и одновременно расширить охват местных предприятий", - сказал в заключение Франсис Бернар.