АНАЛИТИКА

По оценкам консалтинговой компании In-Stat/MDR, сегмент мобильных ПК растет быстрее, чем любой другой сегмент компьютерного рынка: сегодня мобильные компьютеры составляют почти четверть от общего числа ПК, а к 2008 г. эта доля достигнет трети. А аналитики Gartner полагают, что ноутбуки составят к этому времени половину всех проданных компьютеров.

В Gartner Group считают, что к концу нынешнего года мировые поставки ноутбуков вырастут на 17,4%, в то время как поставки настольных ПК возрастут лишь на 6,1%. Интересно и то, что In-Stat/MDR предсказывает быстрый рост рынка планшетных ПК: от 1,2 млрд. долл. в 2004 г. до 5,4 млрд. долл. в 2009-м.

В приведенной ниже таблице, составленной на основе данных компании eTForecasts, показана динамика продаж в различных сегментах рынка ПК в США и в мире. В число мобильных ПК этой фирмой включены все ноутбуки и планшетные компьютеры. По оценкам авторов составленного прогноза, 24% всех ПК в мире - это ноутбуки. В США эта доля достигает 27%.

Ноутбуки в Европе

В соответствии с последними данными IDC, Европа занимает первое место в мире по темпам развития беспроводных сетей и мобильных технологий. По мнению экспертов этой компании, 2005 г. имеет все основания стать своего рода европейским "Годом мобильности". В Европе, по информации той же IDC, уже действуют 25 тыс. общественных точек беспроводного доступа - хот-спотов. Их количество, согласно ее прогнозу, к 2008-му возрастет до 110 тыс., а число провайдеров беспроводных сетевых услуг увеличится до 50.

Рост популярности сетей Wi-Fi в Европе обеспечивает ее жителям возможность воспользоваться преимуществами беспроводных решений, что соответствует прогнозам увеличения объема продаж мобильных ПК на континенте в 2005 г. В соответствии с данными IDC, EMEA сохранит лидерство по скорости распространения мобильных решений. Ожидается, что в нынешнем году объем продаж ноутбуков в этом регионе возрастет на 19,9% по сравнению с 2004-м. В Центральной и Восточной Европе рост объема продаж будет, по всей видимости, даже более высоким, что свидетельствует об исключительном потенциале мобильных технологий в этом регионе. По прогнозам IDC, в странах Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки рынок ноутбуков увеличится в 2005 г. на 23,2%.

Сравнительные данные IDC по продажам ноутбуков и настольных ПК в 2004 г. лишь подтверждают возрастающую популярность мобильных решений. В Западной Европе рост рынка ноутбуков за 2004 г. составил 29,8%, что более чем вдвое превышает аналогичный показатель для рынка настольных ПК (10,6%).

По оценкам IDC, в Европе в первом полугодии 2005 г. было продано ноутбуков на 20% больше, чем за аналогичный период 2004-го. Однако аналитики отмечают постоянное снижение денежного оборота рынка. Во многом это результат тенденции общего удешевления ноутбуков и опережающего роста сегмента малобюджетных моделей. По результатам первых двух кварталов нынешнего года рост рынка в целом составил более 20% (относительно аналогичного периода 2004-го). Согласно бюллетеням исследовательского института Context, во Франции этот показатель равен 32,9%, в Великобритании - 15,2%, в Германии - 21%. По прогнозам IDC, подобные темпы роста европейский рынок мобильных ПК сохранит вплоть до 2010 г., после чего они постепенно начнут замедляться.

В I квартале 2005-го продажи настольных ПК в Европе выросли на 7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а продажи ноутбуков, по разным оценкам, - на 20-25%. В Германии и Италии, например, ноутбуки продаются сегодня чаще, чем стационарные системы. Как считают эксперты Context, по итогам 2005 г. продажи ноутбуков в Италии составят более 60% от общего объема продаж компьютеров, в Германии - порядка 55%. В среднем по странам Западной Европы ноутбуки на текущий момент составляют около 43% от общего числа проданных ПК, в Чехии этот показатель равен 30,7%, в Венгрии - 26,1%, в Словакии - чуть более 22%.

Ноутбуки в России Что касается российского рынка мобильных ПК, то, по данным исследовательской компании Dataquest, в течение 2004 г. произошло его удвоение: рост продаж за год составил 100%. При этом если в 2003-м доля ноутбуков в общих продажах ПК на отечественном рынке составляла всего 7,6%, то к концу 2004-го она выросла до 13,7%. В 2005 г., по оценкам Dataquest, объем продаж ноутбуков в России приблизится к 1 млн. шт. По данным IDC, во II квартале 2005-го продажи мобильных ПК составили почти 20% от объема российского рынка персональных компьютеров.

Доля ноутбуков на базе архитектуры Intel на конец 2004 г. в России достигала приблизительно 92%. Причем каждый третий ноутбук, проданный в нашей стране в тот год, был произведен на базе технологии Intel Centrino.

Версия для печати