IP-ТЕЛЕФОНИЯ

Платформа телефонии приобретает гибкость благодаря поддержке SIP

ShoreТel 6 - последняя версия распределенной платформы IP-телефонии фирмы ShoreTel - расставляет новые акценты на вопросах совместимости, надежности, безопасности и удобства пользователей и может стать привлекательной альтернативой для компаний малого и среднего бизнеса, заинтересованных в современной голосовой платформе.

Выпущенная в сентябре система ShoreTel 6 поддерживает протокол SIP (Session Initiation Protocol), что позволяет ей взаимодействовать с телефонными аппаратами многих других фирм. Новая версия устанавливает связь с удаленными пользователями посредством функции Office Anywhere и обеспечивает криптозащиту голосового трафика внутри сети ShoreTel.

Продукт поставляется по начальной цене 200 долл. на одного пользователя, включающей доступ к программным расширениям, ПО почтового ящика, функции интегрированной обработки сообщений (unified messaging) и управления соединениями с помощью настольных ПК. Однако эксплуатация ряда центральных и пользовательских устройств требует дополнительных затрат, о чем говорится ниже. Если систему телефонии ShoreTel сравнивать с предложениями таких поставщиков, как Zultys Technologies, то надо признать, что она дороговата.

IP 110 хорошо вписывается

в обычную офисную среду

Система ShoreTel использует распределенную архитектуру, обеспечивающую масштабируемость и надежность на уровне сетей бизнес-класса. Для работы сети необходим центральный сервер ShoreWare Server с базой данных Jet, который поддерживает много развитых приложений телефонии и голосовую почту. Для общей надежности системы покупатели могут устанавливать и дублирующие серверы ShoreWare. За управление звонками и использование внешних соединений отвечают распределенные коммутаторы ShoreGear. К ним также можно подключать аналоговые телефоны. Большинство административных задач решается при помощи графического Web-интерфейса ShoreWare Director.

Тестовый центр eWeek Labs проверял ShoreTel 6 в многоузловой среде, моделируя WAN-связь между центральным офисом и филиалом. Для этого мы воспользовались продуктом Shunra Virtual Enterprise фирмы Shunra Software, который позволяет создать испытательный стенд с реалистичной имитацией пропускной способности, задержек и потери пакетов при передаче информации между площадками.

В центральном офисе мы инсталлировали ShoreWare Server (серверное ПО является бесплатным дополнением к пользовательским лицензиям) и голосовой коммутатор ShoreGear-120/24 стоимостью 4995 долл. Вслед за тем в филиальном офисе был установлен коммутатор ShoreGear-60/12, предлагаемый за 2995 долл. Shore Gear-120/24 поддерживает до 120 клиентских телефонов или до 24 соединительных линий (СЛ), а ShoreGear-60/12 - до 60 клиентов или 12 СЛ.

Для связи с телефонной сетью общего пользования (ТфОП) каждый коммутатор был сконфигурирован так, чтобы его можно было подключить к двум внешним аналоговым линиям с ожиданием сигнала готовности. ShoreTel 6 поддерживает интерфейс PRI (Primary Rate Interface), аналоговый сервис DID (Direct Inward Dialing), Digital Loop, Digital Wink Start и SIP-соединения.

ShoreWare Server, инсталлируемый пользователями на собственном серверном оборудовании, работает в среде Microsoft Windows 2000 Server или Windows Server 2003. Желательно, чтобы в будущем производитель снабдил администраторов детальными инструкциями по упрочнению конфигурации сервера.

Коммутаторы ShoreGear, основанные на технологии VxWorks фирмы Wind Ri-ver Systems, поддерживают большинство функций управления соединениями для сети ShoreTel. В шестой версии добавочная группа этих функций в целях надежности переведена с ShoreWare Server на коммутаторы ShoreGear. Когда в наших тестах ShoreWare Server терял соединение с сетью, мы все-таки могли посылать звонки внутри сети и в ТфОП, организовывать конференции, пользоваться внутренней связью, возможностями повторного набора номера и перевода звонков.

Однако ShoreTel не мешает еще поработать над стабильностью своей платформы - нам несколько раз пришлось перезагружать ShoreWare Server из-за загадочного прекращения обслуживания, особенно когда мы пытались сконфигурировать сервер под вторичное соединение с сетью для управления по вспомогательному каналу.

Поддержка SIP

В шестую версию системы ShoreТel введена поддержка SIP, что обеспечивает возможность межстанционных SIP-соединений с другими УАТС IP-телефонии или шлюзами в аналоговые сети, а также совместимость с клиентскими устройствами других производителей. Особенно важно, на наш взгляд, последнее - ввиду растущих перспектив широкого корпоративного использования беспроводных VоIP-технологий. Правда, в отличие от платформ, целиком поставляемых на основе SIP, телефоны самой ShoreTel устанавливают соединения и выходят из связи не с помощью SIP, а посредством протокола MGCP (Media Gateway Control Protocol).

ShoreTel содержит удобное средство для выделения и тестирования отдельных голосовых линий

Для каждого подключаемого SIP-устройства нам пришлось сконфигурировать отдельное SIP-соединение. Вначале нас беспокоило, что это может ограничить масштабы сети, так как каждый коммутатор ShoreGear поддерживает ограниченное количество внешних соединений. Однако проблем не было, поскольку ShoreTel 6 позволяет организовать до пяти SIP-каналов на каждом логическом порту коммутатора. Лицензия на SIP-канал стоит 50 долл.

При тестировании мы смогли подключить к сети ShoreTel пару SIP-телефонов для передачи голоса поверх Wi-Fi. Используя Wi-Fi-телефоны P-2000W Version 2 корпорации Zyxel Communications и Wireless IP-5000 фирмы Hitachi Cable, мы могли направлять и принимать звонки в пределах сети.

Присутствие и функциональность

Благодаря новой функции Office Anywhere пользователи могут сохранять свое присутствие в системе ShoreTel, даже находясь за стенами офиса. В отличие от более традиционной функциональности Follow-Me, когда система пытается обнаружить пользователя в нескольких заранее запрограммированных местах, чтобы затем переслать ему входящий вызов голосовой почты, Office Anywhere позволяет удаленным абонентам перенаправлять вызовы туда, где они в данный момент находятся, с сохранением доступа к функциям телефонии ShoreTel.

Резюме для руководителей

 

ShoreTel 6

Фирма ShoreTel разработала ряд новых функций, улучшающих совместимость, безопасность и практичность ее VоIP-платформы аналогичного названия. При поддержке SIP для взаимодействия с клиентскими устройствами других производителей ShoreTel 6 останется вполне жизнеспособной даже в случае развертывания беспроводных VоIP-технологий. Однако собственное семейство телефонов ShoreTel протокол SIP пока не использует. Среди других новых функций системы - усиленная криптозащита для безопасности голосового трафика внутри сети и улучшенный доступ к функциям телефонии для пользователей, находящихся вне офиса. Дополнительная информация - на сайте www.shoretel.com.

Ценовой анализ: При базовой величине затрат примерно в 200 долл. на каждого пользователя, к которым приплюсовывается стоимость IP-телефонов, коммутаторов для управления соединениями и серверной аппаратуры для работы центральной базы данных, организация с сетью на 250 пользователей потратит на развертывание системы свыше 60 000 долл., что довольно дорого, если сравнивать с некоторыми конкурирующими предложениями.

Краткий список аналогов

- Маршрутизаторы Cisco Systems для малого бизнеса. Легко модернизируются для поддержки IP-телефонии (www.cisco.com)

- Устройства Nortel Networks на базе Linux. Обеспечивают функции VоIP для малых сетей (www.nortelnetworks.com)

- VоIP-продукты Zultys Technologies. Голосовые продукты Zultys полностью поддерживают SIP, недороги и эффективны в эксплуатации (www.zultys.com)

Оценка основных характеристик

Удобство  

Хорошо

Совместимость  

Хорошо

Масштабируемость

Хорошо

Управляемость

Отлично

Для Office Anywhere необходим канал передачи данных между удаленным пользователем и сетью ShoreTel, а также ПК с работающим настольным приложением ShoreTel Call Manager.

Запустив Call Manager, мы ввели номер сотового телефона, на который системе ShoreTel следовало пересылать входящие звонки. В то время как Office Anywhere перенаправляла вызовы на сотовый телефон, мы могли использовать Call Manager для перевода звонка другому абоненту ShoreTel или его парковки в очереди и участия в конференциях. Call Manager также позволял нам инициировать звонки из каталога ShoreTel. Это уже привычные функции VоIP-систем для звонков внутри сети, однако ShoreTel 6 предоставляет столь мощные возможности и удаленным пользователям.

Новая версия платформы значительно упростила развертывание Call Manager. Мы могли создавать пакеты Windows Installer (файлы .msi) и автоматически распространять их через объекты Microsoft Active Directory Group Policy. Таким образом, пользователи будут располагать свежими версиями ПО, и при этом от них не потребуется ни самостоятельной инсталляции, ни локальных прав администратора ПК.

ShoreTel 6 позволяет использовать общесистемную криптозащиту, хотя эту функцию поддерживают только более новые коммутаторы и телефоны ShoreTel. Голосовой трафик шифруется при помощи фирменного алгоритма, и для каждого вызова генерируются новые ключи по методу Диффи - Хеллмана. Режим шифрования можно активировать только для целой сети, а не для отдельных ее сегментов или групп пользователей. Администраторам следует также иметь в виду, что при звонках на SIP-устройства или в аналоговую телефонную сеть криптозащита в целях совместимости отключается.

Большинство функций управления осуществляется посредством ShoreWare Director - графического интерфейса на базе Microsoft IIS (Internet Information Services), контролирующего всю сеть, включая серверы ShoreWare Server, коммутаторы ShoreGear и телефонную аппаратуру ShoreTel. Наряду с ShoreWare Director стоит использовать и ShoreWare Server, где имеется ряд компактных, но очень полезных утилит, в частности приложение, которое помогло нам изолировать и выявить проблемы в функционировании внешних линий.

Держа трубку

Помимо двух беспроводных VоIP-телефонов мы протестировали платформу ShoreTel с несколькими моделями IP-аппаратов той же марки, включая пару телефонов IP 560 и пару новых устройств младшего уровня IP 110.

ShoreTel IP 560 - довольно крупный и элегантный аппарат, предназначенный, например, для руководящего персонала или занятых секретарей приемных. У него имеется шестистрочный ЖК-экран, восемь кнопок с запрограммированными функциями и шесть кнопок, настраиваемых пользователем, поддержка POE (питание по Ethernet-кабелю) в соответствии со стандартом IEEE 802.3af и гнездо для подключения гарнитуры. Такие телефоны поставляются с прошлого года и стоят 429 долл.

IP 110 стоимостью 149 долл. поступил в продажу в сентябре. Благодаря компактным габаритам этот аппарат идеален для использования в публичных местах или при разъездах. Он снабжен однострочным ЖК-экраном и шестью функциональными клавишами для доступа к функциям голосовой почты, удержания соединения, повторного набора номера, перехода в режим набора внутренних номеров, перевода соединения и конференц-связи. Поскольку эта модель тоже получает электропитание через POE, в ней есть порт Ethernet для соединения с ПК.

Оба аппарата имеют эргономичный продуманный дизайн и удобны для использования. Нам только показалось, что слуховая часть их трубок несколько маловата и может вызывать дискомфорт, особенно при длительных разговорах. Тем, кто постоянно работает на телефоне или у кого, простите, большие уши, стоит иметь в виду, что к IP 560 можно подключить гарнитуру.

В сентябре ShoreTel также выпустила кнопочный модуль BB24 по цене 349 долл., предназначенный для пользователей IP 560, которым нужно более шести программируемых кнопок для быстрого доступа к частым операциям. Для еще большего расширения числа пользовательских команд можно даже задействовать каскад из нескольких устройств BB24.

С техническим аналитиком Эндрю Гарсиа можно связаться по адресу: andrew_ garcia@ziffdavis.com.