СИСТЕМЫ ХРАНЕНИЯ

Реорганизация открывает путь к полной перестройке среды информационных технологий ecker

Стоило Уильяму Полименакосу выйти на новую работу, как ему сразу же стало ясно: компании грозят серьезные проблемы. В марте 2002 г. этот специалист занял пост технического директора фирмы Ecker Enterprises, специализирующейся на аренде жилых и административных зданий. Буквально с первых шагов он столкнулся с тем, что ИТ-среда неадекватна стоящим перед фирмой задачам. Дело в том, что Ecker действует на четырех рынках США и ее рабочие площадки разбросаны по всей стране, поэтому вычислительная инфраструктура построена здесь по децентрализованному принципу. Ее аппаратные средства и программное обеспечение к тому времени были сильно перегружены, развернутые на местах локальные системы хранения данных уже не справлялись со своими функциями, а средства резервного копирования работали весьма ненадежно. Все это заметно тормозило ведение деловых операций и серьезно угрожало информационной безопасности компании.

Как вспоминает Полименакос, на многих серверах резерв мощности едва ли достигал 10% и они просто не в состоянии были обслуживать новые приложения. Архивирование важнейших данных, включая информацию из системы управления ресурсами предприятия, проводилось локально, по ночам, но график зачастую нарушался - порой резервные копии создавались лишь раз в несколько дней.

"Случись какая беда, и мы не смогли бы восстановить систему до уровня вчерашнего дня, - говорит Полименакос. - В лучшем случае удалось бы найти данные за прошлую неделю, а то и вовсе за прошлый месяц. Готовность к катастрофам была прямо-таки в катастрофическом состоянии".

Каждая рабочая площадка фирмы - тогда их было семь в пяти штатах - имела собственную систему хранения, причем об их стандартизации даже речи не шло. А обновление любого приложения, не говоря уж об установке нового, требовало полного резервирования всей системы. "У крупной общенациональной организации с несколькими филиалами был менталитет малого офиса", - констатирует Полименакос.

Из всех достоинств своей новой системы

хранения Полименакос выше всего ценит

предоставляемую ею возможность экономить время

Терпеть такое положение вещей было невозможно, но и собственных сил, чтобы изменить его, не хватало. Поэтому руководство фирмы решило обратиться к услугам интегратора, обладающего опытом работы с нужными технологиями и хорошо знающего данную область. Такой подход, по словам Полименакоса, полностью вписывался в ИТ-стратегию Ecker, которая предпочитает содержать небольшой штат специалистов, а к решению нестандартных задач привлекать экспертов извне.

В результате на свет появился проект, предусматривающий объединение усилий штатных и внештатных сотрудников. В июне 2002 г. Ecker приступила к реорганизации всей своей системы информационных технологий. В ее ходе, в частности, планировалось серверные и настольные платформы перевести на Microsoft Windows Server 2003, а для работы с деловой информацией и приложениями рабочих станций развернуть серверы удаленного доступа на базе Presentation Server фирмы Citrix Systems.

Но в первую очередь руководитель ИТ-отдела решил заняться проблемой хранения данных. Без стабильной среды архивирования любой сбой при обновлении инфраструктуры грозил стать для фирмы настоящей катастрофой. "Если бы я не защитил эту среду, - уверен Полименакос, - все остальные преобразования могли оказаться под вопросом". Вот только потенциальные партнеры-интеграторы отнеслись к идее перехода на комбинацию Microsoft/Citrix довольно прохладно. "Давайте займемся этим, когда вы подрастете", - раздавалось в ответ на все обращения Ecker. Как шутит Полименакос, сотрудникам этих компаний просто хотелось спокойно спать по ночам, его же небольшой отдел был по горло занят текущими делами. И так продолжалось почти два года, пока не удалось выйти на фирму StorCom, которая вызвалась помочь им в разработке системы хранения и подборе необходимых для нее компонентов.

Прежде чем обратиться за помощью к StorCom, Полименакос изучил и другие возможные пути. Однако сети хранения на базе технологии Fibre Channel оказались слишком дорогими и сложными в техническом плане, сетевые хранилища NAS с трудом поддавались заказной настройке, а модернизация имеющихся локальных хранилищ могла лишь привести к увеличению их емкости, но всех проблем не решала.

Джек Мок: "StoneFly стремится

предлагать среднему и малому

бизнесу самые современные решения"

"Ecker - типичный клиент из мира малого и среднего бизнеса, - рассказал нам директор продаж StorCom Джефф Джеймс. - Фирма хотела воспользоваться всеми преимуществами сети хранения: более эффективно использовать свое дисковое пространство, централизовать управление и архивирование данных".

В IP-сетях хранения (SAN) используются хорошо знакомые Полименакосу и его сотрудникам технологии обмена данными наподобие TCP/IP или Ethernet, что сыграло немаловажную роль при выборе технологии для Ecker. "В нашем арсенале имеется множество разнообразных решений для хранения данных, поэтому мы пытаемся подобрать для каждого клиента то, что лучше всего удовлетворяет именно его нужды, - поясняет Джеймс. - В данном случае IP-сети хранения обещали снизить расходы на подключение и не требовали дополнительной подготовки специалистов. Они отлично подходили для Ecker".

Постепенно в поле зрения Полименакоса остались предложения двух фирм - LeftHand Networks и StoneFly Networks, - и теперь ему нужно было сделать окончательный выбор. Как ни нравилось ему решение первой, он все же предпочел систему второй - под названием SBA (StoneFly Backup Advantage). Резервные копии здесь записываются на дисковые накопители IP-сети хранения, но параллельно используются и ленточные устройства корпорации Quantum, а управляют системой программные средства резервирования и восстановления данных фирмы CommVault Systems.

Именно на такие компании, как Ecker, по словам директора технических сервисов StoneFly Джека Мока, и направлена деятельность его фирмы. "Мы концентрируем свои усилия на малом и среднем бизнесе, стараясь предложить таким компаниям самые современные технические решения, - рассказывает он. - Секрет успеха нашей фирмы - в рентабельности предложений и тесных отношениях с CommVault. Все это позволяет предлагать наилучшие продукты по вполне доступной цене".

Что же касается StorCom, то этот интегратор помог Ecker реализовать выбранное решение и освоить работу с ним. "Вместо кучи разрозненных компонентов я сразу получил цельную среду, созданную командой интеграторов", - радуется Полименакос. Джеймс из StorCom сравнивает такое сотрудничество с аутсорсингом и с удовольствием отмечает, что его фирма как бы становится на время главным инженером клиента и частью его ИТ-отдела. Получить готовое решение, в полной мере удовлетворяющее техническим требованиям Ecker, активно помогала и разработавшая его фирма StoneFly.

Первые пользователи подключились к новой системе в октябре 2004-го, и с тех пор Ecker непрерывно совершенствует ее. На сегодняшний день проект реализован примерно на 60%, а к концу нынешнего года Полименакос собирается завершить полное развертывание технологий Microsoft и Citrix, после чего фирма получит надежную систему резервного копирования. Хотя работа еще не закончена, новая сеть хранения уже начинает давать ощутимые преимущества. Во-первых, с ее появлением в фирме заметно высвободилось пространство для хранения данных. Если раньше жесткие диски были постоянно заполнены на 90%, то сегодня уровень их максимально допустимой загрузки равен 80% (а в дальнейшем его планируется снизить до 70%).

Во-вторых, сократилась длительность создания резервных копий. В прежней системе использовалась ЛВС, и копирование данных - даже если оно заканчивалось успешно - серьезно тормозило ее работу. Полименакос еще помнит недавние времена, когда создание резервной копии могло растянуться на целых девять часов, и на все это время пользователи практически лишались доступа к сети. Это сильно мешало планированию процесса резервного копирования, тем более что рабочие площадки Ecker разбросаны по разным часовым поясам.

В IP-сети хранения запись "мгновенных снимков" жестких дисков занимает меньше 60 мин и бывает готова уже к часу ночи. К тому же, как подчеркивает Полименакос, операция выполняется из штаб-квартиры Ecker. После этого начинается перенос полученных копий на магнитные ленты, но он производится совершенно незаметно для пользователей. Да и создавать страховые копии мгновенных снимков можно хоть среди ночи, когда это никому не мешает.

За восемь месяцев эксплуатации Полименакос не отметил в системе ни одного сбоя, а общее время резервирования, по его оценкам, сократилось на 90%.

Стало гораздо легче и восстанавливать данные. В прежней системе резервные копии хранились на магнитной ленте, что затрудняло поиск нужных фрагментов, а на их восстановление требовалось около получаса. Теперь же, когда копия находится на диске, такая операция занимает меньше минуты. Хотя Полименакос и не рассчитывает выполнять подобную процедуру чаще раза в месяц, он все же доволен, что она упростилась и стала более надежной.

Легче и быстрее вносятся и коррективы в систему хранения. По оценке Полименакоса, одна только способность SBA выделять пространство хранения нажатием кнопки сокращает необходимое для этого время с 6 ч до 10 мин. В выигрыше опять же оказываются пользователи Ecker, которым не приходится подолгу ждать восстановления работы хранилища. Упоминавшиеся выше Мок и Джеймс считают такие показатели типовыми для любой компании, переходящей с локальных хранилищ на сеть хранения.

А ведь система Ecker стала еще и более масштабируемой. Полименакос уверен, что если будет принято решение об очередном расширении географических границ деятельности фирмы, развертывание нового оборудования не потребует коренной перестройки всей системы хранения. Ну а с расходами на обучение персонала и техническую поддержку новых рабочих площадок справиться будет гораздо проще.

И все же лучшим критерием оценки всех преимуществ, которые Ecker получила в результате реорганизации системы хранения, Полименакос считает экономию времени. Причем не только и не столько своего и своей команды (которая, кстати, уменьшилась на одного человека), сколько всех сотрудников в офисах и на выезде.

И наконец, решив проблему хранения данных, Ecker может смело приступать к перестройке всей ИТ-инфраструктуры; результаты этой работы обещают выйти далеко за рамки настольных систем. Агентам Ecker, скажем, немало времени, энергии и бензина приходится тратить на поездки в офис только для того, чтобы проверить данные на своих терминалах. Новая же технология Citrix откроет им доступ к информации прямо с места работы.

"Сидя за рулем, наши сотрудники делают совсем не то, что входит в их обязанности, - рассказывает Полименакос. - По существу время на поездки к компьютеру тратится впустую. Вот я и хочу доставить компьютеры туда, где ведется настоящая работа". Такая концепция отлично согласуется с той ролью, которая отводится информационным технологиям в Ecker: они должны способствовать развитию бизнеса, а не быть резервом на всякий пожарный случай.

"Одна из сверхзадач нашего проекта в том, чтобы моей команде не приходилось следить за стабильностью электронной почты, - заключает Полименакос. - Чем тратить время на возню с неполадками, лучше его использовать на что-то более производительное".

  Об авторе: Дэвид Марино-Нейчизон - независимый автор из Вашингтона.