Телеиндустрия не сдает своих позиций, и, как считает сопрезидент независимой ассоциации интерактивного телевидения Interactive Television Alliance (ITA, www.itvalliance.org) Эллисон Доллар, проникновение телевидения в жизнь современного общества больше, чем любого аппарата или услуги: ТВ охватывает 98-99% населения, в том числе и в странах третьего мира (www.internetnews.com), и при этом свыше 50 млн. абонентов имеют устройства, позволяющие пользоваться интерактивным ТВ на том или ином уровне.

Тенденции развития рынка интерактивных ТВ-услуг

Цифровое телевидение и такие новые технологии, как IPTV (Internet Protocol Тelevision), широко распространяются в мире (см. врезку “Телемир "оцифровывается"”). Именно на их основе создано и продолжает развиваться, привлекая все больше пользователей, интерактивное телевидение (interactive TV, iTV).

По данным аналитических агентств, аудитория пользователей iTV стремительно пополняется: за последние два года численность его абонентов в развитых странах возросла в 10 раз, и уже десятки миллионов активных зрителей используют интерактивные каналы (рис. 1).

Сегодня невозможно представить практически ни одного бизнес-сегмента, в который не проникли бы современные ИТ. И интерактивное ТВ здесь не является исключением. Крупнейшие лидеры в сфере инфокоммуникаций, такие, как Cisco, Microsoft и Apple, полагая, что возможности роста на традиционных ИТ-рынках могут оказаться исчерпанными, активно осваивают через ИТ дополнительную для себя нишу телеиндустрии.

Так, в ноябре прошедшего года Cisco объявила о приобретении за 7 млрд. долл. фирмы Scientific Atlanta, известного производителя телеприставок (Set-top-Box, STB) - клиентских устройств, представляющих собой важнейший компонент интерактивного телевидения. А Мicrosoft уже в течение нескольких лет проводит собственные разработки в этой области. И здесь стоит прислушаться к заявлению Билла Гейтса, сказавшего в одном из своих интервью, что будущее за интерактивным телевидением, которое войдет в жизнь людей через 7-10 лет.

Корпорации Alcatel, Amdocs, Cisco, Microsoft, Siemens и некоторые другие совместно с телефонными компаниями и операторами кабельной связи работают над созданием интерактивных телесетей на основе интернет-протоколов. Практически все крупнейшие провайдеры в Европе, США и Азии объявили о планах внедрения платформ IPTV.

Телемир “оцифровывается”

Цифровому телевещанию почти десять лет, а еще через десятилетие, как ожидается, в мире практически исчезнут аналоговые телеприемники. Для пользователя это будет означать прием большего количества ТВ-программ и в более четком виде. Но главным преимуществом здесь окажется возможность предоставления многочисленных дополнительных, в том числе и интерактивных, услуг.

В развитых странах этот процесс форсируется, причем на государственном уровне: в большинстве стран планируется освоить новую технологию до 2010 г. В лидерах здесь оказалась Япония - там цифровое ТВ охватило всю страну уже в прошлом году, за ней, несмотря на сопротивление производителей техники, подтягивается телевидение США. Великобритания полностью будет охвачена цифровым ТВ в 2007 г., а Германия - в 2010 г. По прогнозу Telecoms & Media (www.informamedia. com/westeuropeantv), к 2010 г. в странах Западной Европы цифровым ТВ будет охвачено 99 млн. домовладений (2/3 от общего их числа).

Однако, несмотря на столь масштабное внедрение этой технологии, принять единый мировой стандарт цифрового телевидения пока не удалось. И непонятно, как будет в дальнейшем осуществляться стандартизация в данном сегменте.

В России этот процесс идет не столь быстро, но уже есть решение правительства о замене аналоговой техники на технологии нового поколения. Формально этот масштабный для нашей страны переход уже начат, и завершить его планируется к 2016 г. Такая задержка может дать нам определенные преимущества, поскольку цифровые ТВ-технологии на Западе уже считаются отработанными и нам остается лишь принять их на вооружение.

На видеорынок также стремятся выйти и крупнейшие интернет-игроки, например America Online, Google и Yahoo, приступившие к работе с видеоконтентом и оказывающие поддержку телеоператорам.

Исследования, проведенные Alcatel совместно с Microsoft, показали, что клиент готов платить за качество широкополосной связи по более высоким тарифам, в том числе за услуги сетевой или локальной виртуальной видеозаписи, интерактивного телевидения и т. п.

Число различных мировых телевизионных сетей, каналов, телеоператоров, на разном уровне поддерживающих технологии интерактивного телевидения, на сегодняшний день превышает полсотни. К компаниям, предоставляющим интерактивные телеуслуги, по данным Firstpartner (www.firstpartner.net), относятся British Sky Broadcasting (BSkyB, www.sky.com), BBC, iTV, Channel 4, Flextech, Fox, Turner, RTL, MTV, Disney, Fremantle.

По оценкам аналитических фирм, рынок цифрового ТВ и iTV-услуг наиболее развит в Великобритании (рис. 2). Крупнейший в этой стране телеоператор BSkyB с 7 млн. абонентов предлагает ряд интерактивных телеуслуг, в том числе телекоммерцию (t-commerce, т-коммерция) и сервис по заключению виртуальных пари.

На рынке интерактивного ТВ наибольшие доходы приносят телемагазины, весьма успешно конкурирующие не только с телерекламой, но и с э-коммерцией в Интернете. Так, по прогнозу, данному в 2004 г. Screen Digest/ Goldmedia, ожидается, что оборот т-коммерции в Великобритании возрастет с 1,5 млрд. фунтов стерлингов в 2003 г. до 2,5 млрд. в 2008-м. Согласно тому же источнику, в европейских странах в 2008 г. продажи через интерактивные телемагазины составят 8,8 млрд. евро.

На российском рынке телевидения также начинают появляться первые ласточки iTV, причем не только на основе продукции зарубежных фирм, но и на отечественных разработках.

Что такое интерактивное ТВ

Интерактивное телевидение, которое сегодня базируется на цифровом ТВ или на технологии IPTV, является наиболее сложным и интересным из всех новых видов вещания. Оно предоставляет телезрителю самые невероятные возможности активного участия в телепередачах - от ответов на вопросы в режиме онлайн до участия (быть может, в недалеком будущем) в шоу посредством своего виртуального образа.

До сих пор нет четкого определения и общепринятой классификации интерактивного телевидения и, как следствие, отсутствует единое описание услуг, которые может предоставлять своим пользователям оператор. И вполне понятно, почему: исследователи рынка финансируются корпорациями - поставщиками конкретных технических решений. Поэтому они и составляют классификации интерактивных услуг, заведомо адаптированные к собственным корпоративным решениям.

Рис. 1. Рынок цифрового телевидения в европейских странах (% от общей численности населения)

Характерной особенностью цифрового iTV является, наряду с предоставлением абоненту интерактивного видеоконтента, высокое качество изображения (т. е. телевидение высокой четкости - HDTV) и дополнительные услуги для зрителя, позволяющие ему через обратный канал связи активно взаимодействовать с тем, что происходит на экране. Функции интерактивности реализуются с помощью пульта дистанционного управления и беспроводной клавиатуры через клиентский терминал STB.

STB можно представить в виде специализированного компьютера под управлением ПО класса middleware, решающего задачи управления интерактивным видеоконтентом. В состав этого ПО также входит программа, выполняющая функции электронного телегида (Electronic Program Guide, EPG). EPG предоставляет зрителям телепрограммы разных каналов, возможность поиска и отбора наиболее интересных передач с анонсами и предварительным просмотром отдельных сюжетов и т. п.

Особенность интерактивного телевидения состоит и в его персонализации: из всего обширного спектра телепрограмм и телеуслуг пользователь может сформировать собственный пакет в соответствии со своими предпочтениями.

Совмещая возможности персонального и интерактивного телевидения можно смотреть новостные программы, скомпонованные на любой вкус. К примеру, подобные возможности предоставляет зрителям британская телекомпания BSkyB. Во время трансляции футбольных матчей пользователи получают со спутника несколько медиапотоков с изображениями в разных ракурсах и могут сами выбирать интересующий их.

В систему iTV могут входить как обычные каналы, так и каналы расширенного телевидения с интерактивным контентом и “видео по запросу” (Video-on-Demand, VOD). VOD предоставляет возможность просмотра заказанных программ в определенное время, позволяет заказать фильмы с пульта управления и включает основные функции видеомагнитофона: пуск, паузу и перемотку.

На основе этой технологии реализуется цифровой (Digital Video Recorder, DVR) и персональный (Personal Video Recorder, PVR) видеорекордеры, позволяющие вести запись передач по нескольким каналам.

В режиме NVOD (“почти видео по запросу”, Near-Video-on-Demand) абонент может просматривать фильмы через регулярные временные интервалы, например через каждые 15 мин.

Рис. 2. Платформы цифрового телевидения в Великобритании

iTV открывает перед зрителем мир, подобный тому, с которым он сталкивается в Интернете: он может заключать виртуальные пари, посещать телемагазины, голосовать на местных референдумах, участвовать в форумах и чатах, отправлять SMS-сообщения, хранить персональную информацию в электронных адресных книгах и календарях, создавать семейные фотоальбомы и т. п.

Важнейшую роль здесь играет интерактивный видеоконтент, который позволяет зрителю при просмотре телевизионных программ запрашивать с помощью пульта управления через STB и получать на экране дополнительные сведения: информацию о программе, ее авторах и участниках, анонсы будущих передач, материалы по той же теме, не вошедшие в основную телепрограмму. Пользователь имеет доступ к архиву прошлых выпусков программы и т. п.

При помощи расширенного iTV, включающего функции интернет-ТВ, телезритель получает доступ к дополнительным информационным ресурсам и сервисам.

В перспективе интерактивное ТВ создает условия и для реализации концепции SmartHome, когда телевизор становится центром управления (через клиентское устройство класса STB и дистанционный пульт) домашним хозяйством и бытовыми приборами. Бытовые аппараты с дистанционным управлением уже существуют, но развитие этого рынка сдерживается их высокой стоимостью.

Игроки на мировом iTV-рынке

По данным ITA, разнообразную продукцию, позволяющую создавать iTV-системы, в том числе на платформе IPTV, и реализовывать интерактивные ТВ- услуги, сейчас представляют около 40 компаний. В действительности таких производителей гораздо больше.

Системы iTV строятся по клиент-серверной архитектуре. На видеосервере, находящемся на площадке телеоператора, размещается видеоконтент. У каждого абонента устанавливается клиентское устройство (STB), к которому подключается телевизионный приемник. Телеприставка служит связующим звеном между видеосервером и телеприемником, поддерживая между ними интерактивную связь.

Необходимым элементом iTV-архитектуры является система защиты от несанкционированного доступа к видеоконтенту. В состав iTV-системы могут включаться как локальные, так и сетевые (удаленные) DVR или PVR, обеспечивающие запись и воспроизведение. Передача видеоконтента осуществляется по широкополосным спутниковым, эфирным и кабельным сетям (рис. 3).

Для реализации полноценных iTV-решений, в том числе на основе технологии IPTV, ведущие компании мира объединяют свои ресурсы, создавая новые продукты и сети. Так, компания SBC через волоконно-оптическую сеть, которую она намерена построить в США, планирует поставлять услуги IPTV в 18 млн. домохозяйств (http://nag.ru/). Работа по развертыванию всей IPTV-инфраструктуры рассчитана на три года.

Среди партнеров SBC значатся Alcatel (сетевое оборудование), Amdocs (биллинг), Microsoft (ПО для IPTV) и Scientific Atlanta (телеприставки STB). Предполагается, что пакет IPTV-услуг помимо выбора каналов будет включать “видео по запросу”, интерактивное управление, цифровую видеозапись, а также защиту видеоконтента от пиратского копирования.

OpenTV

Платформенное ПО класса middleware американской фирмы OpenTV (www. opentv.com) используется, по ее данным, более чем в 57 млн. цифровых телеприставок в 96 странах. Это ПО поддерживает такие услуги интерактивного ТВ, как “видео по запросу”, PVR, т-коммерция, интерактивная и адресная реклама, а также разнообразные пользовательские приложения.

OpenTV разработала новые системы TVOS (Television Operating System) и PVROS (Personal Video Recorder Operating System), которые представляют собой более совершенные программные решения для цифровых телевизионных приставок (ТВ-декодеров и персональных видеорекордеров). Они предназначены для использования стандартных технологий (HTML, BML и MHP), применяемых для интерактивного телевидения, а также позволяют расширить спектр предоставляемых услуг.

Liberate

Liberate Technologies (www.liberate.com) также специализируется на разработке и выпуске ПО middleware для систем iTV, которое является связующим звеном между программными платформами крупнейших производителей - Sun, Cisco, Oracle, Motorola, Scientific Atlanta. Этим ПО, написанным на Java, оснащены, по заявлению производителя, миллионы STB разных производителей. Среди клиентов Liberate - ведущие сетевые операторы мира, в числе которых Comcast, Cox Communications, Insight Communications, NTL, Telewest и UPC.

Компания ведет совместные разработки с Cisco, Motorola, Oracle, Pace, Scientific Atlanta, SeaChange International, Sun Microsystems и Philips.

Amdocs и Alcatel

Фирма Amdocs (www.amdocs.com), доход которой в 2005 г. составил около 2 млрд. долл., объявила о соглашении с компанией Alcatel о совместной разработке на основе новой IP-архитектуры продукта класса Triple Play и дальнейшем его продвижении на рынке. В новой системе предусмотрено объединение конвергентной IP-платформы Amdocs с IPTV-решениями Alcatel. Специалисты альянса считают, что новый продукт позволит упростить сервис-провайдерам предоставление мультисервисных услуг - передачи телеконтента, данных и голосовой информации. При этом провайдеры получат не только инфраструктуру мультисервисных услуг, но и способ адресации к их параметрам.

Microsoft TV

Софтверный гигант приступил к освоению ТВ-сегмента в 1997 г., начав с приобретения компании WebTV, а затем инвестировав 1 млрд. долл. в Comcast и 5 млрд. долл. в AT&T. Разработки ПО в этом направлении шли с переменным успехом. Сейчас подразделение Microsoft TV (www.microsoft.com/tv) представляет пакет ПО класса middleware (Microsoft TV Edition platform), позиционируя его как главный продукт на софтверном рынке интерактивных цифровых услуг, который рассчитан на кабельных и спутниковых операторов и производителей телеприставок.

По данным корпорации, программную платформу Microsoft TV Edition поддерживают выполненные на основе технологии SOC (System-on-Chip, “система на кристалле”) новые клиентские устройства класса STB, выпускаемые несколькими производителями, в том числе Linksys-KiSS, Motorola, Scientific Atlanta, Tatung и Thomson.

Компания Comcast, приступившая в 2004 г. к развертыванию этой платформы, утверждает, что сейчас ее интерактивными сервисами DVR и VOD уже пользуются более 1 млн. абонентов.

В число фирм, которые также намерены использовать эту платформу, по данным Microsoft TV, входят крупнейшие операторы - SBC, Verizon, British Telecom, Telecom Italia, Bell Canada, BellSouth, Cablevision Mexico. Некоторые из них (Bell Canada, BellSouth) уже приступили к тестированию этой платформы.

Платформа Microsoft TV позволяет расширить возможности интерактивного телевидения и снабдить стандартные телевизоры такими функциями, как интерактивные программы с интегрированными видеовставками, “картинка в картинке”, “видео по требованию”, мгновенная смена каналов и доступ в Интернет. British Telecom планирует также использовать этот продукт Microsoft для предоставления пользователям онлайнового чата, интерактивного голосования, азартных и видеоигр.

По созданию инфраструктуры сетей IPTV с Microsoft сотрудничают Intel, Tandberg, Alcatel, Harmonic, Thomson.

Alcatel, как поставщик решений класса Triple Play, заключила с Microsoft соглашение о совместной разработке системы на основе технологии IPTV.

Microsoft и Lucent Technologies (www. lucent.com) решили создать интегрированные продукты на базе программной платформы Microsoft TV IPTV и коммуникационных решений Lucent. Новые продукты, как ожидается, расширят возможности сервис-провайдеров по предоставлению ТВ-услуг абонентам, использующим широкополосный доступ.

TiVo

Компания TiVo (www.tivo.com), один из ведущих производителей и поставщиков персональных и цифровых видеорекордеров, выпустила устройство на 300 ч непрерывной записи. В качестве носителя информации в нем используется жесткий диск. PVR TiVo позволяют планировать запись ТВ-передач по нескольким каналам на несколько дней, пропускать рекламу и т. п. Эти устройства широко применяются в интерактивном ТВ (главным образом на видеорынке США).

NDS

Компания NDS (News Digital Systems, www.nds.com) является ведущим разработчиком и поставщиком открытых решений защиты видеоконтента с оборотом около 30 млрд. долл. на рынке коммерческого (платного) ТВ, в том числе и iTV. Системами защиты NDS VideoGuard, построенными по схеме условного доступа, по данным производителя, оснащено свыше 58 млн. цифровых телеприставок и IP-устройств.

Игроки на российском рынке iTV

В России сегодня есть определенные подвижки в создании систем интерактивного ТВ, развертывании необходимых инфраструктур, в том числе и с использованием технологии IPTV. В таких проектах принимают участие наряду с отечественными компаниями и крупные зарубежные фирмы - поставщики оборудования и решений, среди которых Alcatel, Amdocs, Huawei, Iskratel, Tandberg.

“Русский Мир”

“Русский Мир” (www.rusmirtv.ru) - русскоязычный телеканал, который ведет интерактивное вещание в прямом эфире из Москвы для соотечественников за рубежом. Зрители имеют возможность общаться в прямом эфире с известными политиками, бизнесменами и деятелями культуры России, находящимися в московской студии. Сигнал распространяется через спутники Atlantic Bird 1 и Intelsat Americas 6, а также через региональные спутниковые и кабельные системы. “Русский Мир” осуществляет ежедневное некоммерческое вещание на общественном канале MHz2 с аудиторией около 5 млн. человек.

АФК “Система”

АФК “Система” (www.sistema.ru) заявила, что собирается создать сеть широкополосных развлекательных услуг. Как сообщает портал “Зеленоград Онлайн” (www.zelen.ru), одной из таких услуг должно стать интерактивное телевидение.

В качестве партнера для создания широкополосной сети компания выбрала Alcatel, которая поставит комплексное решение Open Media Suite. Это ПО класса middleware предназначено для организации пользовательского доступа к разнообразной мультимедийной продукции в режиме Triple Play.

Выпуск телеприставок класса STB для интерактивного телевидения предполагается наладить на одном из зеленоградских предприятий, принадлежащих АФК “Система”. Сообщается, что компания намерена вложить в проект более 100 млн. долл., что позволяет рассчитывать на его успешную реализацию.

“РИКОР холдинг”

Компания “РИКОР холдинг” (www.ricor.ru), которая уже более семи лет занимается предоставлением инновационных информационных услуг, разработала программно-аппаратный комплекс - цифровую интерактивную платформу RICOR iTV, включающую технологии интерактивного вещания, интеллектуальную приставку STB с видеорекордером, а также инструментарий для создания интерактивного контента.

Это модульная расширяемая платформа, которая может функционировать в составе любой коммуникационной архитектуры, поддерживая, например, системы как с телефонным, так и с кабельным обратным каналом, как простейшие, так и усовершенствованные приставки STB. RICOR iTV построена на открытых стандартах и полностью доступна для разработок, которые на ее основе могут проводить другие фирмы, а также совместима с системами третьих производителей.

Холдинг объединяет научно-исследовательскую лабораторию Interactive Television Technologies, Арзамасский завод радиодеталей, Телевизионный технический центр. Кроме того, в его состав входит первый и пока единственный в России телеканал для женщин “Телевизионный дамский клуб” с техническим охватом аудитории в 40 млн. человек, транслирующий свои программы на большей части страны и во всех государствах СНГ. Сегодня на этой площадке отрабатывается ряд интерактивных функций ТВ.

Рис. 3. Технология iTV

Специалисты РИКОРа создали записывающую телевизионную приставку Ricor Personal Adviser для выборочного просмотра телепередач. Приставка обладает интеллектуальными функциями и помимо ручного управления способна самостоятельно определять предпочтения зрителя и формировать для него (в автоматическом режиме) индивидуальный программный лист с возможностью просмотра прошедших передач в любое удобное время. Устройство также может вырезать телерекламу. Среди дополнительных функций: пауза и перемотка телепередачи в прямом эфире, а также дистанционное управление приставкой через мобильный телефон.

“Система мультимедиа” (СММ)

Весной этого года СММ вышла на рынок с коммерческим проектом, представив интерактивное телевидение “СтримТВ” - комплекс интерактивных мультимедийных цифровых услуг.

Проект базируется на технологии ADSL, которая позволяет одновременно смотреть телевизор, работать в Интернете и разговаривать по телефону. Никаких частотных диапазонов специально под “СтримТВ” не отводится. Передача цифровых видеопотоков осуществляется в формате MPEG-2 поверх IP-сетей. Для подключения к “СтримТВ” необходим работающий канал “Стрим”. Для одновременного просмотра передач и использования Интернета требуется двухпортовый ADSL-модем.

Альянс CTI и Amdocs

Московская фирма CTI (Communications Technology Innovations, www.cti.ru) объявила о подписании партнерского соглашения с Amdocs (www.amdocs. com), решениями которой пользуются крупнейшие операторы связи, такие, как SBC, Sprint, Vodafone, Bell South, Nextel, Deutsche Telekom. Сотрудничество компаний будет заключаться в интеграции их программных продуктов, предназначенных для передачи видео в IP-сетях. Речь идет о системе IPTV, поставляемой Amdocs, и о разработанной CTI платформе интерактивного IP-телевидения - IPSoft iVision.

CTI рассчитывает, что интеграция названных продуктов позволит ей принять участие в проектах по организации Video over IP, реализуемых для крупных операторов связи.

Tandberg Television

Компания Tandberg Television (Норвегия) создала и продвигает, в том числе и на российском рынке, решение iTTV, в состав которого входит ПО middleware iTTV Portal, представляющее собой пакет программ широкополосного портала и являющееся масштабируемым продуктом, который может быть настроен под требования заказчика. Для первичной установки системы, способной обслуживать до 50 тыс. подписчиков, достаточно одного сервера. По мере роста абонентской базы iTTV Portal позволяет нарастить систему до 1 млн. абонентов.

В состав iTTV входят дескремблеры, декодеры, IP-стримеры, кодеры MPEG2 и Advanced Video Compression (AVC), серверы “видео по запросу”, системы управления головной станцией. Решение iTTV обеспечивает такие сервисы, как телевидение в реальном времени по IP, “видео по запросу”, EPG, управление и контроль (как абонентский, так и сетевой), возможность подключения интерактивных услуг и т. п.

Huawei Technologies

Китайская фирма Huawei (www. huawei. ru) недавно представила российским клиентам свое новое решение QualiTVsion на открытой платформе (см. PC Week/RE, N 24/2005, с. 16). Для реализации клиентских функций Huawei предлагает ADSL-модем и терминал STB. Партнерами компании в реализации интерактивных ТВ-решений выступают Tut Systems и Tandberg Television. Решения на платформе QualiTVsion представлены тестовыми зонами в семи регионах России.

ФГУП “Космическая связь”

ФГУП “Космическая связь” (ГПКС, www.rscc.ru) и компания “Спутниковое мультимедийное вещание” организовали тестовое вещание по телевизионному каналу “Звезда” по интернет-протоколу (IPTV) с использованием ресурсов нового космического аппарата “Экспресс-АМ2”. Видеоконтент формируется в едином техническом центре, а затем транслируется через спутник.

Кроме телевизионных каналов в пакет планируется включить и другие услуги - видео по запросу, передача данных и доступ в Интернет. Таким образом, IP-провайдеры получают готовое техническое решение по организации мультисервисного пакета самых современных услуг.

В режиме реального времени был организован прием со спутника “Экспресс-АМ2” мультимедийного потока данных в формате MPEG4 по IPTV.

“Открытые технологии”

Компания “Открытые технологии” (ОТ, www.ot.ru) создала в Новосибирске центр компетенции по решениям IPTV, задачей которого является разработка и продвижение комплексного IP-телевизионного решения на базе оборудования различных производителей (см. PC Week/RE, N 19/2005, с. 20). Центральным компонентом решения является система управления израильской компании Orca Interactive, способная поддерживать до 500 тыс. абонентов.

К подобному решению проявляют интерес операторы, разворачивающие сети нового поколения NGN. В частности, ОТ совместно с “Сибирьтелекомом” построила фрагмент NGN в Красноярске и приступила к реализации первого проекта по внедрению в сети крупного оператора.

Прогнозы и перспективы

Рынок интерактивного ТВ растет быстрыми темпами. Так, по данным Multimedia Research Group (MRG), в 2004 г. число пользователей услуг на базе IPTV в мире составило порядка 2,1 млн., при этом 41,59% от этого числа пришлось на жителей Азии; 34,46% - на Европу, около 23,58% - на Северную Америку и оставшиеся 0,37% - на другие регионы мира. К 2008 г. их количество может вырасти до 27 млн., преимущественно за счет клиентов в Европе и Азии. Совокупный доход индустрии к этому времени прогнозируется на уровне 15,3 млрд. долл. (в 2005 г. было менее 1,7 млрд. долл.). Ожидается, что средний доход с абонента в период с 2003-го по 2007 г. вырастет с 20 до 40 долл. в Азии, с 20 до 50 долл. в Европе и с 50 до 60 долл. в Северной Америке.

По данным in-Stat, количество абонентов услуг IPTV в мире к 2009 г. возрастет до 32 млн. с 1,6 млн. в 2004-м.

По оценке ITА, в Великобритании в ближайшем будущем число абонентов, пользующихся услугами iTV, удвоится и свыше 70% из них будут пользоваться интерактивным ТВ.

По прогнозам Alcatel, на рынке к концу 2010 г. в мире будет насчитываться до 70-100 млн. пользователей Triple Play, включающей услуги iTV (см. “Вестник связи”, N 11/2005, с. 17-20).

Компания Siemens предположила, что к 2009 г. мировой рынок IPTV-технологий достигнет 1 млрд. долл., причем четверть этого рынка будет принадлежать китайским операторам связи (http://era. ru/eraline/getnews.asp?SID=8182).

Вместо заключения

Как считают специалисты, сфера интерактивного телевидения и услуг во всем мире является одной из самых перспективных. Интерактивные телеуслуги приобретают все более массовый характер, проникая в повседневную жизнь человека и охватывая все новые сегменты, такие, как телемаркетинг, оперативная связь с госструктурами и т. п.

Россияне тоже постепенно начинают приобщаться к этим технологиям. Более активному продвижению iTV будет способствовать развертывание новых широкополосных сетей, что особенно актуально для нашей страны с учетом ее географических особенностей. Однако отсутствие государственной поддержки именно этого сегмента влечет за собой нерешенность многих проблем, сдерживая распространение интерактивных телеуслуг, необходимых сегодня не только населению, но и власти.

В то же время, по оценке экспертов, российские компании обладают достаточным потенциалом для того, чтобы в ближайшие годы вывести отечественный рынок интерактивных ТВ-услуг на мировой уровень. И хотя, как полагают аналитики, в ближайшее время доля доходов от IPTV будет невелика, будущее за этой технологией.

Версия для печати