ОБЗОРЫ

Начало нового года - время подвести итоги года ушедшего и задуматься о тенденциях, которые ожидают нас в будущем сезоне. В развитии российской банковской системы в 2005 г. основные усилия были сосредоточены на продуктах и услугах для населения - именно оно рассматривается сегодня банкирами, с одной стороны, в качестве важнейшего источника средств, а с другой - как вполне надежный получатель кредитов.

В минувшем году волна развития розничных (то есть предоставляемых населению и малому бизнесу) продуктов и услуг достигла небольших и средних банков. По данным компаний, производящих софт для автоматизации ритейлового направления, в первом полугодии спрос на розничные решения, предназначенные для автоматизации банков категории SMB (Small and Medium Business), возрос более чем в 1,5 раза. Эта тенденция сохранилась и во второй половине 2005-го.

Развивался и рынок услуг по организации дистанционного доступа владельцев к своим банковским счетам. Значимым событием в этой сфере можно считать возросший интерес к ПО, обеспечивающему доступ частных лиц к управлению собственным счетом, а также к другим услугам банка (таким, как купля-продажа ценных бумаг). Впрочем, время революционных изменений в области банковских ИТ уже прошло - сейчас можно говорить скорее о развитии технологий, считавшихся инновационными пару лет назад.    

Таблица 1. Структура рынка систем,

автоматизирующих операционный день

Растет популярность информационно-аналитических систем, используемых для управления банком. Банк России намерен стимулировать внедрение в отечественных кредитных учреждениях методов процессного управления. Грядущий в 2007 г. переход на стандарты Basel II, укрупнение и слияния банков подталкивают финансистов к поиску инструментов для реализации новых управленческих стратегий.

Растет спрос на ИТ-решения, реализуемые как индивидуальные проекты. Если ранее на три-четыре контракта по поставке банковского ПО в стандартной конфигурации лишь один заказ приходился на внедрение или доработку продукта, то теперь большинство банков требует от разработчиков не просто продажи лицензий, а решения той или иной задачи.

2005 г. прошел под знаком усилий западных разработчиков автоматизированных банковских систем (АБС) по проникновению на российский рынок. Свои позиции в России пытаются укрепить такие вендоры, как Misys, Temenos, SAP и др. Однако, несмотря на значительный интерес со стороны СМИ к противостоянию российского и западного софта, серьезного изменения в расстановке сил на отечественном рынке пока не наблюдается. Иностранные разработчики постепенно снижают цены на свою продукцию, высокая стоимость которой до недавнего времени считалась главным препятствием на ее пути в российские банки. Тем не менее кредитные учреждения по-прежнему осторожно относятся к зарубежным системам: западная бизнес-логика нуждается в серьезной адаптации к российским реалиям, поэтому случаи внедрения такого ПО пока единичны и чаще носят имиджевый характер.

Рынок в цифрах

Современный банк - довольно сложный в информационном плане объект, и построить там ИС с использованием какого-либо одного продукта практически невозможно. Для решения указанной проблемы весь спектр банковских задач разбивают на относительно небольшие части. В дальнейшем данные всех таких приложений интегрируются либо с помощью специализированного ПО, либо на основе одного продукта, отвечающего за достаточно большой участок автоматизации. Чаще всего это программный комплекс, предназначенный для автоматизации открытия и ведения счетов (в России он называется “операционный день” и считается ядром информационно-технологической системы банка).

Как и год назад, на рынке АБС можно выделить несколько компаний, чьи программные разработки лидируют по количеству установок: R-Style Softlab, “Диасофт”, “Инверсия”, “ПрограмБанк”, ЦФТ, “Юнисаб”, БИС, CSBI, “Форс”, “Кворум”, “Новая Афина”. Именно в таком порядке эти фирмы расположились в списке, который был составлен по данным исследования, проведенного “Аналитическим банковским журналом” совместно с Ассоциацией региональных банков России (см. табл. 1).

В анкетировании приняли участие 976 банков, что составляет 79% от общего числа кредитных учреждений России (на 1 августа 2005 г. - 1228 банков). При этом респонденты называли именно ту АБС (программу), которая реально эксплуатировалась в данном учреждении в момент опроса (июль - август 2005 г.). Если же банк использовал несколько программных продуктов для решения определенного класса задач, он учитывался в качестве клиента у всех соответствующих вендоров. Таким образом, совокупная доля компаний-разработчиков, чьи продукты используют участвовавшие в исследовании банки, может превышать 100%. На наш взгляд, такой подход поможет более адекватно представить клиентскую базу компаний-разработчиков.    

Таблица 2. СУБД, лежащие в основе

применяемых АБС

Сведения о СУБД, лежащей в основе банковских систем, позволяют судить о популярности различных платформ в данном сегменте финансового рынка (см. табл. 2).

Более трети банков работают на СУБД Pervasive (Btrieve), системе, пик популярности которой пришелся на 90-е годы прошлого столетия. Широкая распространенность этой платформы объясняется тем, что на ней построена АБС, наиболее часто используемая при автоматизации небольших и средних банков, - RS-Bank/Pervasive компании R-Style Softlab. На втором месте - Microsoft SQL Server, которую в качестве платформы для своих продуктов выбрала, например, компания “Диасофт”. Широкая рекламная поддержка фирмы-производителя и относительная простота настроек делают работу с этой системой удобной для пользователя. Третью позицию занимает СУБД Oracle, ориентированная на обработку значительных объемов данных. Репутация платформы Oracle в России традиционно высока; продукты, построенные на ее основе, предлагают такие фирмы, как “Инверсия”, ЦФТ, “Форс”, R-Style Softlab, “ПрограмБанк”, “Новая Афина”. Эта СУБД идеальна для построения распределенных систем, обеспечивающих работу многофилиального банка с большим документооборотом (от 10 тыс. до нескольких миллионов транзакций в день).

Таблица 3. Применяемое ПО

кредитования физических лиц

О ситуации на рынке фронт-офисных приложений можно судить по данным о ПО поддержки кредитования частных лиц (см. табл. 3), интерес к которому в прошедшем году пережил новый взлет. Картина распределения программных продуктов разных производителей по банкам схожа с той, что мы видели при изучении систем поддержки “операционного дня”, и это легко объяснимо: каждый разработчик старается предложить рынку полный набор средств автоматизации разных аспектов деятельности, и приверженность того или иного банка к базовому продукту обуславливает внедрение фронт-офисных систем того же вендора. Выбор продуктов от одного производителя облегчает их интеграцию и настройку, позволяет избежать “зоопарка” ИТ. Безусловно, есть и исключения, но они скорее подтверждают правило.

Таблица 4. Дистанционное банковское

обслуживание: традиционные

услуги “банк - клиент”

На рынке систем дистанционного банковского обслуживания, по данным исследования, лидируют решения компании BSS (см. табл. 4). В тройку лидеров входят также решения R-Style Softlab и “Диасофта”. Многие банки используют для организации электронного обслуживания собственные разработки, немало и таких, которые не предоставляют подобного рода услуги вообще. Это означает, что у профессиональных программистов все еще остается широкое поле деятельности. Опыт развития других сегментов рынка свидетельствует: по мере привыкания банков к новшествам и перехода услуг из разряда экзотических в обязательные средства автоматизации проходят эволюционное развитие - от собственных разработок кредитные учреждения переходят к профессиональным решениям.

Таблица 5. Программные продукты,

реализующие услуги “Интернет - клиент”

Почти половина (около 47%) опрошенных организаций предоставляет своим клиентам возможность управления счетом через Сеть (см. табл. 5). В 2004 г. таких банков было менее 35%, что свидетельствует о продолжающемся росте популярности таких услуг среди клиентов. Большинство внедрений в этом сегменте рынка, как и в прошлом году, имеет BSS, существенно увеличившая свою долю (с 9,2% в 2004 г. до 13% в 2005-м). Заметно повысила свои показатели и компания “Бифит” (с 6,9 до 10,6%).    

Таблица 6. Применяемые средства анализа

и управления (бюджетирование

и управленческий учет)

Несмотря на известный интерес банков к вопросам повышения качества корпоративного управления, данные опроса свидетельствуют, что в большинстве кредитных учреждений эта сфера никак не автоматизирована (см. табл. 6). В общей массе банки пока не оснащены даже простейшими средствами бюджетного планирования. Будем надеяться, что со временем ситуация изменится - во всяком случае, Банк России имеет твердые намерения повышать управленческую культуру в финансовых учреждениях.

Таблица 7. Планирует ли банк заменить

АБС в течение ближайшего года?

В заключение хотелось бы привести и цифры, иллюстрирующие позицию банков относительно смены своих АБС в 2006 г. (см. табл. 7). Почти 15 % из них предполагают сменить систему автоматизации, и от того, какие продукты они выберут, во многом будет зависеть распределение сил на рынке АБС в наступившем году.

Тенденции нынешнего года

Ознакомившись с данными, отражающими состояние рынка банковской автоматизации в 2005 г., попробуем заглянуть в год наступивший. Каковы же основные тенденции, формирующие рынок?

Во-первых, жесткая конкурентная борьба между компаниями - разработчиками как банковских решений, так и платформ для их функционирования еще более обострится. Стабильность и благоприятные прогнозы развития российской экономики увеличивают интерес западных производителей софта к нашему обширному рынку. Не стоят на месте и отечественные разработчики. Появившийся недавно термин ЦАБС (централизованная АБС) отражает ожидания российских банков и будет все чаще встречаться в отчетах различных фирм. Отличительные особенности такой системы - глубокая интеграция приложений, мощные средства управления большими массивами данных, поддержка работы территориально распределенных подразделений в единой БД - в той или иной степени реализованы в разных продуктах. Выбирая ПО такого рода, очень важно отделять маркетинговые обещания от реальных проектов с серьезной технологической проработкой и функциональным обеспечением.

Во-вторых, будут инициированы новые проекты, законодательная база которых была заложена в истекшем году. Речь идет о бюро кредитных историй, технологическим решениям для которых еще предстоит пройти проверку временем и практикой.

В-третьих, продолжится развитие управленческих аналитических приложений - спрос на них со стороны заказчиков будет расти в преддверии инициатив ЦБ РФ по введению процедур оценки качества управления кредитными учреждениями в практику банковского надзора. Ожидается увеличение спроса на CRM-системы для поддержки работы с клиентами и анализа клиентской базы.

В-четвертых, в рамках общего расширения каналов доставки банковских услуг нас ждет маленькая “мобильная революция”. За массовой рекламой развлекательных услуг для владельцев мобильных телефонов появится и реклама востребованных современной платежеспособной аудиторией банковских сервисов, оказываемых посредством сотовой связи. Удобство этого канала обслуживания позволяет предположить, что в будущем такие средства автоматизации примут в свой арсенал многие банки.

 С автором, генеральным директором Аналитического центра финансовой информации, можно связаться по адресу: acfi4@rol.ru.