ИНИЦИАТИВЫ

Пока российские государственные мужи, озабоченные удвоением ВВП и дальнейшим ростом стабилизационного фонда, только размышляют о том, что им делать с наукой и учеными, западные фирмы стремятся как можно быстрее и полнее использовать интеллектуальный потенциал наших соотечественников, отличающихся природной любознательностью и пристрастием к точным и не очень точным наукам, но не нашедших себя ни в российских коммерческих структурах, ни в отраслевых и академических НИИ*1. Причем интерес к нашим ученым кадрам проявляют отнюдь не малоизвестные компании, а лидеры ИТ-рынка, в частности корпорации IBM и Intel.

_____

*1 Справедливости ради необходимо отметить, что “золотые головы” ведущие западные компании ищут не только в нашей стране, но и по всему миру. Причём давно. Поэтому их ну никак нельзя заподозрить в умышленном подрыве научного потенциала страны, построившей первый в мире атомный ледокол и запустившей первый в мире искусственный спутник.

Катерина Фроловичева:

“Преемственность научных школ

ни в коем случае не

должна быть утрачена!”

В 2004 г. IBM потратила на НИОКР 5, 673 млрд. долл., что на 11,7% выше аналогичного показателя 2003 г. Надо также отметить, что последние 12 лет IBM, как утверждает Бюро по патентам и торговым маркам США, является абсолютным лидером по количеству патентов, полученных за один год. Так, в 2004-м Голубой гигант получил 3248 патентов. А еще корпорация гордится тем, что в ее штате сегодня трудятся два нобелевских лауреата. Исследовательские лаборатории IBM ныне находятся в трех городах США, а также в Цюрихе (Швейцария; основана в 1956 г.), Хайфе (Израиль, 1972 г.), Токио (1982 г.), Пекине (1995 г.) и Дели (1998 г.). В общей сложности в них работает около 3000 человек.

Вместе с тем IBM с осторожностью подходит к образованию новых научно-исследовательских центров, а творческий потенциал “нерезидентов” использует преимущественно путем заключения договоров о сотрудничестве с ведущими зарубежными университетами и иными научно-исследовательскими организациями. Причем договора эти могут заключаться как на “тендерной” основе (соответствующие открытые конкурсы IBM, как правило, проводит в конце каждого календарного года), так и путем круглогодичного целенаправленного поиска, предполагающего сбор сведений о том, какие из проводимых в разных странах разработок могут оказаться исключительно перспективными.

Куда податься выпускнику вуза?

Никто не станет спорить, что специалист, имеющий хорошее фундаментальное образование, при определённых условиях может принести своей компании больше пользы, чем сотрудник с не очень широким кругозором, но в совершенстве овладевший теми или иными практическими навыками, необходимыми для выполнения конкретной работы.

Проблема заключается в том, что работодатель, как правило, ищет не людей с широким кругозором, а сотрудников, готовых за разумные (с точки зрения работодателя) деньги выполнять те или иные функции. Но, как правильно было замечено на одном из круглых столов по проблемам подбора высококвалифицированных кадров, списки хорошо оплачиваемых вакансий практически никак не пересекаются со списками вузовских специальностей.

В нашей стране при социализме выпускникам вузов работа была гарантирована. Правда, не всегда там, где им хотелось бы. Теперь же, с повсеместным распространением платного обучения, выпускник полностью свободен в своём выборе и должен сам думать о том, где ему приложить свои знания. И чем раньше он об этом задумается (в идеале - ещё до выбора своей будущей специальности), тем лучше. Академическая программа IBM среди прочего хороша тем, что позволяет студентам университетов как можно раньше понять, куда дует “научно-технический ветер” и где следует “рыть землю руками”, а где не следует рыть даже лопатой или экскаватором.

С другой стороны, не остаётся внакладе и Голубой гигант: его представители заранее могут оценить как творческие способности, так и личностные качества своих потенциальных сотрудников. В России наиболее талантливые студенты уже получили возможность работать в IBM и развиваться как профессионалы в области продаж, маркетинга, услуг, технической поддержки.

Наши соотечественники, попавшие в штат Intel (правильнее сказать, в штат компаний, стопроцентно принадлежащих Intel), в принципе могут расти по служебной лестнице не только внутри той или иной организационной структуры производителя процессоров номер один, но и переходя из одного его подразделения в другое (причем не обязательно в пределах своей страны). При этом реализуется не только карьерный рост, но и возможность вести исследования в той области, которая тебе более по душе.

Вообще говоря, с ведущими университетами IBM взаимодействует очень давно. Но оформила это взаимодействие в виде специально созданной концепции - IBM Academic Initiative (Академическая программа IBM) - лишь в 2004 г. (www.ibm. com/news/ru/2004/07/20_07_01.html). Фактически данная концепция представляет собой эволюционное развитие программы IBM Scholar Program, существовавшей порядка пяти лет.

Количество участников этой программы - являющейся, как легко догадаться, не догмой, а лишь руководством к действиям - стремительно увеличивается, а темпы роста выделяемых на ее финансирование средств превышают темпы роста общих расходов IBM на проведение научно-исследовательских работ (в 2004-м на реализацию своей Академической программы в мировом масштабе корпорация выделила 70 млн. долл.).

В нашей стране первым участником данной программы стал Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, выигравший в конце 2004 г. грант (в размере 30 тыс. долл.) на исследования в области параллельных вычислений, направленные на оптимизацию производительности свободных реализаций стандарта MPI для Linux-кластеров, использующих платформу POWER*1.

_____

*1 Один из десяти грантов семейства Linux on POWER (www.ibm.com/ru/software/info/students/lig.html).

В 2005 г. к ней присоединился математический институт им. В. А. Стеклова, выбранный Исследовательским центром IBM имени Томаса Ватсона для проведения работ по моделированию бизнес-процессов в компаниях различных масштабов.

В марте 2004-го в IBM EE/A была учреждена должность координатора Академической программы. Ее заняла Катерина Фроловичева, незадолго до этого успешно прошедшая программу магистерской подготовки, которая была разработана Манчестерским и Кингстонским университетами (Великобритания) при участии Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

О перспективах Академической программы IBM в России г-жа Фроловичева говорит следующее: “Не секрет, что на Западе бизнес-образование более престижно, чем инженерное. Но ведь прогресс ИТ-отрасли обеспечивают не только грамотные управленцы, но и грамотные исследователи, хорошо разбирающиеся в точных науках и не нацеленные на сиюминутный результат, выраженный в процентах прибыли на вложенный капитал. В России же традиционно имеется сильная научно-инженерная школа. Научно-технических специалистов среднего возраста в нашей стране сейчас не так много, как раньше, но есть представители старшего поколения, стоявшие у истоков тех или иных научных школ. И наша задача состоит в том, чтобы они успели передать свои знания и навыки если не детям, то хотя бы внукам. Но в таком случае внуки должны быть уверены, что данные знания и навыки будут востребованы. Поэтому нет ничего плохого в том, что в нашей стране средства, выделяемые западными компаниями на просветительские или научно-исследовательские цели, используются для развития молодых специалистов. В настоящее время для возрождения отечественных научных школ наступил благоприятный момент. Ведь именно сейчас к активной жизни приступают люди, родившиеся в период повышенной рождаемости, охватившей нашу страну в начале и середине восьмидесятых годов прошлого века. И мы не можем упустить шанс в подготовке сильных кадров для сохранения преемственности научных школ”.

По словам г-жи Фроловичевой, в настоящее время Академической программой IBM так или иначе охвачено около 3500 колледжей и университетов мира (в том числе около 50 российских вузов). Но не следует думать, что во все эти вузы компания инвестировала определенные финансовые средства, пошедшие на проведение тех или иных исследований. Помощь, оказываемая в рамках данной программы, многогранна: это информационная и учебно-методическая поддержка, и предоставление бесплатных лицензий на ПО, и возможность дистанционного доступа к вычислительным ресурсам Голубого гиганта (в том числе к мэйнфреймам, расположенным в США и Германии), и стажировки в научных или бизнес-консалтинговых подразделениях IBM и ее партнеров, и еще многое другое.

Например, в конце сентября прошлого года корпорация IBM в рамках своей Академической программы объявила о новой инициативе, получившей название Student Opportunity System и нацеленной на содействие учащимся колледжей и университетов в поиске работы в сфере информационных технологий.

Ее суть состоит в том, что студенты университетов, являющихся участниками Академической программы IBM, получили возможность размещать свои резюме на Web-сайте виртуального центра занятости Голубого гиганта, доступном для тысяч его клиентов и бизнес-партнеров. Однако это право дается не всем студентам, а лишь тем, кто располагает хотя бы одним из более чем двухсот возможных профессиональных сертификатов IBM (в рамках инициативы IBM более 1700 университетов и колледжей ввели свыше 3800 новых курсов, где более 280 тыс. студентов обучаются навыкам использования информационных технологий на базе открытых стандартов). Лишь пройдя программу сертификации, студент получает идентификационный номер, позволяющий ему зарегистрироваться для участия в инициативе Student Opportunity System. Кроме того, IBM предлагает студентам советы по составлению резюме и прохождению собеседования с потенциальным работодателем.

Что же касается открытия в нашей стране исследовательской лаборатории IBM (чем мы, спрашивается, хуже Индии или Китая?), то этот вопрос, по словам г-жи Фроловичевой, находится в стадии обсуждения.

А вот Intel, планировавшая затратить на исследования и разработки в 2005 г. порядка 5,2 млрд. долл. (немногим меньше, чем IBM), но придерживающаяся иной стратегии привлечения к своим разработкам научного потенциала зарубежных стран, тот же вопрос для себя уже решила. Еще в декабре позапрошлого года штат российских сотрудников корпорации Intel, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, превысил тысячу человек (см. PC Week/RE, N 48/2004, с. 44), а в прошлом году, по словам менеджеров Intel, вырос еще почти на 200 человек. Кроме того, в конце прошлого года было объявлено об открытии 100 новых вакансий (см. www.intel.com/cd/corporate/pressroom/emea/rus/241291.htm). Интересно отметить, что российское подразделение исследований и разработок Intel - оно объединяет Лаборатории в Нижнем Новгороде (основана в 2000 г.), Сарове, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Москве - стало крупнейшим за пределами США центром корпорации по разработке программного обеспечения. Всего же в научно-исследовательских подразделениях Intel - они есть также в Америке, Великобритании, Германии, Польше, Израиле, Индии, Испании, Китае, Швеции, Японии и на Тайване - ныне работает около 6000 инженеров, ученых и технических специалистов.

Разумеется, производитель процессоров номер один тоже имеет прочные связи с высшими учебными заведениями и налаживает взаимодействие с лучшими преподавателями и перспективными студентами. В настоящее время Intel поддерживает более 250 проектов в университетах всего мира (более подробную информацию об этих проектах можно найти на сайте: www.intel.com/research). Такую работу c 1997 г. компания ведет и в России. Она тесно взаимодействует с целым рядом ведущих университетов в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске, помогая им усовершенствовать учебный процесс в таких областях, как проектирование сверхбольших интегральных схем (VLSI) и беспроводные технологии. За последние восемь лет на поддержку российской науки и образования Intel израсходовала более 9 млн. долл.

Версия для печати