ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

В нынешнем январе исполнилось четыре года с момента принятия федерального закона (ФЗ) “Об электронной цифровой подписи”. Его появление вызвало широкий интерес к электронным технологиям с применением ЭЦП, и за прошедший период в этом направлении достигнуты значительные результаты. Наряду с традиционными системами дистанционного банковского обслуживания возникли новые электронные сервисы, в том числе в государственном секторе, - в частности, системы для сдачи налоговой отчетности, для взаимодействия организаций с таможенными службами и Пенсионным фондом, для проведения тендеров на государственные закупки и многие другие. Создается общегосударственная инфраструктура открытых ключей (PKI) в виде системы удостоверяющих центров органов государственной власти. Закон фактически стандартизировал применение PKI в качестве системы управления ключевой информацией и значительно повысил уровень готовности потребителей к использованию технологий ЭЦП. Вместе с тем на протяжении всего этого времени часто приходилось слышать, что закон не работает. И вот уже подготовлен проект нового закона “Об электронной подписи”, по-видимому, в надежде на то, что уж он-то заработает точно.

Прежде чем ответить на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, необходимо четко определить, а как же мы представляем себе работающий закон и чего не хватает, чтобы принятый закон таковым являлся.

Попытаемся это сделать, встав на позицию, что ЭЦП должна быть эквивалентной собственноручной подписи и признаваемой наряду с нею. Это означает, что легитимность любого действа, совершаемого на основе ЭЦП, должна в обязательном порядке признаваться третьей (заинтересованной или контролирующей) стороной без заключения каких-либо предварительных договоров на эту тему. Понятно, что поскольку ЭЦП не может существовать сама по себе, то подобные действа совершаются на основе электронных документов, заверенных электронной подписью и соответственно имеющих юридическую значимость. В этом смысле ЭЦП ничем не отличается от обычной подписи, которая, будучи воспроизведенной на чистом листе, ничего не означает, и только наличие предшествующего ей текста превращает всю конструкцию в документ.

Таким образом, для того чтобы закон реально заработал, нужно как минимум создать для него объект применения в виде сформированного по определенным правилам пространства электронного документооборота, объединяющего владельцев и пользователей ЭЦП, и придать этому пространству юридический статус.

Для решения данной задачи необходимо наряду с созданием общегосударственной PKI принять ряд нормативных актов об электронных документах, стандартизирующих форматы их представления и регламентирующих их хождение наравне с бумажными. Без принятия таких нормативных актов закон об ЭЦП не будет иметь объекта применения и фактически останется неработающим.

В подтверждение этого факта в качестве примера можно привести любую нынешнюю систему с использованием ЭЦП, при эксплуатации которой стороны, для придания соответствующим действиям юридического статуса, всегда заключают отдельные договора, т. е. по-прежнему руководствуются Гражданским кодексом. При этом заставить третью сторону признать правомерность их шагов без присоединения к общему договору практически невозможно, поскольку для такого признания требуются юридические основания и технологические возможности. Отсутствие на сегодняшний день стандартов на представление электронных документов порождает множество несовместимых приложений, в которых обеспечить третьей стороне проверку ЭЦП очень трудно, что в свою очередь затрудняет повсеместное внедрение электронного документооборота параллельно бумажному.

Возвращаясь к закону об ЭЦП, хочется отметить, что четыре года - это не такой уж большой срок, чтобы делать какие-либо кардинальные выводы о его непригодности и готовить новый вариант. Практика применения закона только складывается, и на сегодняшний день по большому счету лишь одно положение - об обязательности лицензирования деятельности удостоверяющих центров - требует корректировки. В остальном закон вполне рабочий, но накопленный опыт показывает, что в таких сложных вопросах, как внедрение ЭЦП, одним этим актом не обойтись.

Автор статьи - генеральный директор компании “Сигнал-КОМ”.

Версия для печати