СЕРВИСЫ

С возрастанием роли ИТ в жизнедеятельности любого предприятия растут также потери от простоев и сбоев в инфокоммуникационных сетях. Соответственно ужесточаются и требования к ИТ-инфраструктуре предприятий. И сейчас, похоже, начинает формироваться новый сектор рынка ИКТ, связанный с мониторингом больших разнородных сетей связи и оптимизацией их функционирования с учетом бизнес-задач фирмы.

На Западе ряд крупных предприятий уже внедрил ориентированное на качество сервисов управление коммуникационной инфраструктурой. Не за горами и их использование в России, во всяком случае, презентации таких продуктов уже начались, и компания "Энвижн Груп" (www.nvisiongroup.ru) среди первых на нашем рынке начала продвигать известное решение фирмы InfoVista. Но готова ли к этому наша отрасль - вот в чем вопрос.

Поскольку тема эта для российской аудитории новая, то семинар "Сервисно-ориентированное управление ИТ-инфраструктурой - ключ к использованию современных технологий", проведенный "Энвижн Груп", во многом опирался на западный опыт и мировую статистику потерь предприятий от простоев, которая явно свидетельствовала в пользу внедрения новых решений.

Контроль уровня сервиса позволяет не только узнать, насколько информационная инфраструктура соответствует требованиям бизнеса, но и сократить время обнаружения и устранения неисправностей, а также своевременно планировать развитие сети и предсказывать вероятные ограничения и неполадки.

Подобный контроль осуществляется системами мониторинга качества, которые предоставляют возможность определять параметры качества передачи как на всем протяжении сети, так и на отдельных ее участках и тем самым дают эксплуатационному персоналу и клиентам полную картину. Внедрение систем мониторинга, считают эксперты, позволяет существенно улучшить уровень сервиса в корпоративных сетях и повысить качество работы критических бизнес-приложений компаний.

InfoVista: управление качеством сервиса

"Решение InfoVista позволяет строить всеобъемлющие системы контроля уровня сервиса. Поддержка распределенных архитектур дает возможность использовать его для инфраструктур любого размера и масштабировать по мере необходимости", - утверждает Сергей Головин, заместитель генерального директора компании "Энвижн Груп".

InfoVista, как пояснили специалисты "Энвижн Груп", эффективно сочетается с другими средствами мониторинга: например, могут быть использованы компоненты SAA Cisco IOS, что позволит осуществлять измерения различного рода из любой точки сети. На рисунке в качестве примера рассмотрен именно такой вариант. В этом случае агенты SAA, функционирующие на выделенных маршрутизаторах, измеряют параметры качества, генерируя запросы к другим подобным себе агентам и к серверам.

Сбор и хранение основного объема данных обеспечивает сама же система InfoVista. Ее сервер (IV-сервер) получает информацию путем опроса SAA-агентов и агентов на серверах и других устройствах по протоколу SNMP. Полученная информация обрабатывается, после чего вычисляются параметры качества, требуемые для построения отчетов. Затем эта информация сохраняется в объектной базе данных ObjectStore, являющейся частью системы.

Интеграция InfoVista и Cisco IOS для определения качества сервиса в сети

Время хранения данных определяется продолжительностью жизни отчета и устанавливается администратором. При необходимости наращивания системы может быть установлено несколько серверов, а данные можно централизовать с использованием компонента VistaMart и БД Oracle.

Отчеты системы генерируются и отображаются IV-сервером. Они могут быть представлены как с помощью стандартных графических средств операционной системы, на которой установлен IV-клиент, так и с использованием Web-сервера VistaPortal SE. Тем самым они могут быть интегрированы в любой документ, поскольку представляются в различных форматах.

Система контроля качества сервиса может интегрироваться с различными внешними системами, причем не только на уровне отчетов. Взаимодействие с системой управления сбоями предусматривает посылку SNMP-сообщений из системы контроля качества в случае нарушения сервисного соглашения. Интеграцию двух систем можно значительно расширить при помощи компонента VistaTroubleshooter, позволяющего отображать отчеты из контекстного меню события.

Рассматривая конкурентные системы, в которых функция, выполняемая InfoVista, в той или иной мере присутствует, отметим разработки компаний HP, CA, Micromuse, EMC Smarts, Telcordia, Lucent Technologies. "Функционально наиболее близким к InfoVista является решение Lucent Technologies, - уверяет Сергей Сазонов, директор по работе со стратегическими вендорами фирмы "Verysell Проекты". - Но у Lucent список заказчиков ограничен - это Boeing и ряд американских банков".

Системы InfoVista собирают информацию с крупнейших, наиболее сложных инфраструктур, объединяют технологические и бизнес-измерения, выполняют аналитическую обработку в реальном времени и представляют персонифицированную информацию.

"Такая система будет полезна для крупных корпоративных сетей, которые строятся не по шаблону, а имеют свои особенности, - полагает Виктор Каледин, генеральный директор компании "Зебра Телеком". - Владельцы этих сетей должны понимать, насколько созданная структура способна решать их задачи".

Среди операторов связи, по мнению Виктора Каледина, эта система может подойти только для очень крупных компаний типа МРК "Связьинвест", а для предприятий небольшого и даже среднего масштаба (к которым он и относит "Зебру Телеком") такие инструменты слишком сложны и дороги и в ближайшее время вряд ли будут ими востребованы.

Использование интерактивных технологий совместно с современными Web-средствами обеспечивает динамическую корреляцию бизнес-информации и технологических данных. Но утверждение о том, что масштабируемая архитектура позволяет продуктам InfoVista поддерживать управление бизнесом любого масштаба, кажется преувеличенным.

Опыт внедрения продукта у более чем 600 пользователей во всем мире показывает, что среди клиентов преобладают крупные игроки - такие, как Citizens Bank, JPMorgan, Citigroup, Total, Chevron, Renault, Marriott. Предприятий малого бизнеса там и не видно.

Вместе с тем данное коммуникационное решение, выработанное InfoVista в рамках глобального технологического альянса с компаниями Alcatel, BMC Software, Cisco Systems, Juniper Networks, Nortel, EMC Smarts, видимо, может заинтересовать и ведущие отечественные фирмы, поскольку позволит повысить эффективность ликвидации неисправностей и прогнозировать потенциальные проблемы качества сервиса в крупных корпоративных и операторских сетях.

"Крупные российские компании вплотную подошли к внедрению подобных решений, - отметил Сергей Сазонов. - К тому же следует отметить, что InfoVista - независимая фирма, не привязанная к определенному типу оборудования ".